Тема 12. ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК В ЭКОНОМИКЕ
1. Информация и ее роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск: отношение субъектов к риску, способы смягчения последствий риска.
2. Асимметричность информации. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.
3. Моральный риск и рынок страхования. Проблема «принципал-агент».
4. Деятельность государства по регулированию асимметричности информации.
Ключевые понятия и термины
Агент(agent) – лицо, принимающие экономические решения и действующее по поручению принципала. К агентам в рамках фирмы относятся менеджеры, рабочие.
Асимметрия информации (information asymmetry) – ситуация, возникающая в процессе заключения договоров или сделок, при которой одни участники рыночной сделки располагают важной информацией, которой не обладают другие участники сделки.
Аукцион (auction) – форма организации купли-продажи, где ставки могут изменяться до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной (английский аукцион) или минимальной (голландский аукцион) из предложенных цен.
Диверсификация (diversification) – метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.
Информация(information) – сведения, данные, значения, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений.
Моральный риск (moral hazard) – поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией.
Неблагоприятный отбор (adverse selection) – вытеснение с рынка качественного товара.
Нейтральный к риску (risk neutrality) человек – тот, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами.
Неопределенность (uncertainty) – недостаток информации о вероятностных будущих событиях.
Объединение риска (risk pooling) – это метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Он лежит в основе страхования.
Отрицательный отбор – вытеснение с рынка высококачественных товаров низкокачественными в результате асимметричности информации.
Принципал (principal) – лицо, по поручению которого действует агент. В рамках фирмы принципалом выступает ее собственник.
Противник риска (risk aversion) – человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет определенный, гарантированный результат ряду неопределенных, рисковых результатов.
Распределение риска (risk spreading) – метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.
Риск (hazard) – это оцененная субъектом вероятность потерь.
Рыночные сигналы – сигналы, которые продавцы подают покупателям для информирования последних о качестве товаров.
Склонным к риску (risk preference) считается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату.
Спекуляция (speculation) – деятельность, выражающаяся в покупке с целью перепродажи его на том же рынке по более высокой цене через какой-то промежуток времени.
Фьючерс (futures) – срочный контракт о поставке к определенной в будущем дате некоторого количества товара по существующей ныне цене.
Хеджирование (hedging) – страхование от неблагоприятного изменения цен в момент планируемой покупки или продажи актива, характеризующегося неопределенностью цены.
Литература: [4, с. 330–353; 5, с. 386–419; 6, с. 531–558; 9, с. 671–677; 10, с. 548–598; 11, с. 322–341; 12, с. 316–350; 13, с. 185–210; 16, с. 419–420].
Тесты и задачи
1. «Несовершенство» информации проявляется в:
а) неизвестности информации для участников рынка;
б) рациональном поведении экономических субъектов;
в) наличии сведений о ценах, инфляции, доходах и т. д.;
г) отсутствии ее.
2. Асимметричная информация – это информация, где:
а) имеются недостоверные данные;
б) содержатся различные сведения в представленном источнике;
в) не проявляются причинно-следственные связи;
г) одни участники обладают большим объемом информации по сравнению с другими.
3. Последствиями асимметричности информации являются:
а) отрицательный и положительный внешние эффекты;
б) рост цен на качественные товары;
в) отрицательный (неблагоприятный) отбор и моральный риск;
г) рост цен на качественные товары и снижение на менее качественные.
4. Диверсификация – это:
а) действия, направленные на снижение риска;
б) процедура определения стоимости портфеля ценных бумаг;
в) процедура расчетов между операторами фондового рынка;
г) правильных ответов нет.
5. Неопределенность в экономике порождается:
а) желанием участников рынка передать полную информацию;
б) желанием участников рынка передать недостоверную, ложную информацию;
в) желанием участников рынка скрыть информацию в целях получения собственной выгоды;
г) оценкой участниками рынка только того, что нравится им самим.
6. Страхование является прибыльной деятельностью, так как:
а) предотвращает риск;
б) объединяет риск большого числа клиентов;
в) суммарные взносы по страховым полисам значительны;
г) страховой взнос каждого клиента превышает ожидаемые убытки.
Ответы: 1. а); 2. г); 3. в); 4. а); 5. в); 6. г).
Задача. Владелец автомобиля ценой 25 тыс. у.е. застраховал его от угона на всю сумму. Вероятность угона оценивалась страховой компанией в 5 %. Затем у владельца появилось желание поменять автомобиль. Продажа автомобиля и покупка нового стоит дополнительных затрат, а халатные действия по эксплуатации автомобиля увеличивали бы вероятность угона до 60 %. Оцените ущерб страховой компании в случае морального риска и предложите меры по его снижению.
Решение.Ожидаемый ущерб от угона автомобиля равен 25 × 0,05 = = 1,25 тыс. у.е. Предполагается, что владелец автомобиля предпримет элементарные действия по его сохранности. В противном случае ожидаемый ущерб составит: 25 × 0,6 = 15 тыс. у.е. Ущерб страховой компании составит: 15 – 1,25 = 13,75 тыс. у.е. Страхование на всю сумму в 25 тыс. рублей было ошибкой страховой компании.
Ответ:13,75 тыс. у.е.