Построение системы распределения
При построении логистической системы распределения применяется следующая последовательность выбора оптимального варианта распределения:
• изучение конъюнктуры рынка и определение стратегических целей системы распределения;
• определение прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему распределения;
• составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи;
• анализ транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения;
• изучение различных вариантов движения системы распределения;
• оценка логистических издержек для каждого варианта;
• реализация выбранного для выполнения одного из разработанных вариантов.
Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, служит минимум приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому измерению. Величину приведенных затрат определяют по формуле
где Зп — приведенные затраты по варианту; Сэ — готовые эксплуатационные расходы; Ст — годовые транспортные расходы;
К — полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, приведенных по фактору времени — по норме дисконта; Т— срок окупаемости варианта. Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.
Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса служит наличие на рынке большого количества посредников. Использование посреднических услуг для многих предприятий является необходимым условием успешного продвижения товара. Решить задачу, что выгодней в данном случае: воспользоваться услугами посредников или самостоятельно выходить к потребителю, необходимо каждому предприятию самостоятельно, т.е. следует учесть все плюсы и минусы конкретной системы распределения. Услуги посредника востребованы, если их стоимость ниже собственных расходов на выполнение каких-либо работ. В формальном виде это соотношение можно представить в следующем виде:
П < С, (8.2)
где П — размер оплаты услуг посредника;
С — объем затрат фирмы (складские расходы, самостоятельная организация распределения и размещения заказа).
Экономический эффект использования услуг посредника также можно определить разностью собственных затрат и стоимости услуг посредника:
Ц = С-П. (8.3)
Оптимизация канала распределения, а затем и цепи распределения возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию посредника.
При рассмотрении концепции стратегического управления затратами выделяют три базовых элемента:
1) цепочки ценностей,
2) стратегическое позиционирование;
3) затратообразующие факторы.
На этапе рассмотрения цепочки ценностей необходимо выделить основные области распределения. Процесс организации управленческого учета сосредоточивает свое внимание на процессах, происходящих внутри предприятия: закупках, административных расходах, материальном движении. Ключевой момент в существующем механизме — получение максимального дохода посредством доведения до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно-сбытовых систем. Со стратегической точки зрения цепочки распределения и соответствующего учета затрат позволяют выделить пять областей эффективности взаимодействия:
1) связь с поставщиками;
2) связь с потребителями;
3) единство технологических связей внутри одного подразделения;
4) связи между подразделениями внутри предприятия;
5) связи между предприятиями, работающими в единой логистической сети.
Вторым базовым элементом логистической системы служит стратегическое позиционирование. Роль анализа и направленности управления затратами будет зависеть оттого, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лишь, что выбранная стратегия существенным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы.
При рассмотрении третьего элемента — затратообразующего фактора — его необходимо разделять на стратегические структурные и функциональные факторы.
К стратегическим структурным факторам относятся:
• масштаб распределения — объемы инвестиций в различные функциональные области логистической системы;
• диапазон — вертикальная и горизонтальная интеграция;
• опыт;
• технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат;
• сложность — широта ассортимента продукции. Функциональные факторы включают:
• постоянное усовершенствование процессов и трудовых ресурсов;
• комплексное управление качеством (TQM);
• оптимальную загрузку мощностей;
• эффективную планировку предприятия;
• эффективность проекта или расчета;
• использование связей с поставщиками или заказчиками с точки зрения цепочки затрат.
Приведение в действие каждого из указанных факторов или их групп способно оказать существенное влияние на величину и динамику затрат. Особая и приоритетная роль принадлежит одному из отмеченных функциональных факторов — качеству. Качество как важнейший элемент стратегического управления затратами следует рассматривать как сквозную функцию, которая охватывает всю цепочку ценностей от поставщика до потребителя.