Необходимость и цели обучения персонала
Достичь высокого уровня эффективности деятельности организации можно только в том случае, когда ее персонал обладает необходимыми знаниями, умениями и опытом. Обучение работников является основным фактором, обеспечивающим развитие их умений, навыков и установок, необходимых для хорошего выполнения работы.
Обучение персонала не является чем-то внешним по отношению к основной функции организации, наоборот, оно играет объединяющую роль в достижении организацией основных стратегических целей. Так как практически каждая организация действует в быстро меняющихся условиях, умения и знания работников, необходимые им в их деятельности, также должны меняться, причем все более быстрыми темпами.
Обучение персонала является важным звеном в сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Так, меняя профессиональную направленность подготовки, уровень квалификации, а также, осуществляя первичную подготовку для конкретных рабочих мест, предприятие может обеспечить наиболее полное соответствие структуры работников структуре рабочих мест с учетом всего спектра требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. Раньше предприятиям и организациям ежегодно доводились задания по подготовке и переподготовке кадров, нормативы численности работников, занимающихся обучением, нормативы на создание учебно-производственной базы, задания по ее расширению и т.п. В настоящее время все виды обучения персонала организации осуществляются самостоятельно независимо от каких-либо других органов управления, что имеет свои как положительные, так и отрицательные моменты.
Важность непрерывного обучения персонала подтверждают следующие основные факторы:
1. Внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием.
2. Мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов» повышением производительности труда.
3. Изменения во всех областях жизни – главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии требуют непрерывного обучения персонала.
4. Для организации более эффективным и экономичным является повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.
С переходом к рыночной экономике функции предприятия по организации обучения и обеспечению его надлежащего качества значительно расширяются. Прежде всего, это связано с ослаблением роли государственного регулирования подготовки квалифицированной рабочей силы через систему профессионально-технического образования и переподготовкой высвобождаемой значительной части рабочей силы, с повышением требований к гибкости рабочей силы, повышением значимости процессов перемены труда, с ориентацией предприятия на удовлетворение потребности в квалифицированной рабочей силе за счет собственных работников.
Система организации обучения персонала на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в рабочей силе, а с другой, – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами. Отсюда и требования к гибкости (подвижности) системы обучения персонала, к ее способности быстро менять содержание, методы, организационные формы в соответствии с потребностями производства и ситуацией на рынке труда.
Цель деятельности организации в области обучения персонала состоит в обеспечении:
· надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);
· условий для мобильности работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости;
· возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.
Цели обучения персонала с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.
Так, например, немецкие специалисты В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателяцелями непрерывного обучения являются:
· организация и формирование персонала управления;
· овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
· воспроизводство персонала;
· интеграция персонала;
· гибкое формирование персонала;
· адаптация;
· внедрение нововведений.
С точки зрения работника к этим целям относятся:
· поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
· приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
· приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
· развитие способностей в области планирования и организации производства /22/.
Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области организации обучения персонала:
1) выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;
2) определение потребности в обучении персонала по отдельным его категориям;
3) правильный выбор форм и методов обучения;
4) выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения;
5) изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.
Данные задачи лежат в основе формирования так называемой модели обучения (рис.6.1), используемой для организации процесса профессиональной подготовки работников.
Эта циклическая модель с некоторыми модификациями может применяться в качестве основы для работы как специалистами по обучению, так и линейными менеджерами.