Оптимизация работы железнодорожного узла
Основной функцией железнодорожного транспорта является обеспечение надежной связи поставщиков и потребителей через материальные потоки. В условиях неравномерности, вызванной объективными причинами, для обеспечения надежной связи требуются резервы. Избыточные статические резервы - представление дополнительной пропускной способности или мощности технических средств - снижают эффективность работы. Поэтому предпочтительнее использовать технологические решения, которые позволяют повысить надежность работы без привлечения дополнительных технических средств. Назовем динамическими резервами резервы управления. По использованию их можно оценить величину, на которую можно снизить статические резервы за счет управления. Динамические резервы возникают при гибком управлении однородными или разнородными потоками, либо при адаптивном изменении структуры транспортной системы. Надежность работы железнодорожного узла как сложной системы можно оценить величиной внешних и внутренних возмущений, при которых узел продолжает выполнять свои функции. В узле, в котором техническое оснащение станций и технология их работы заданы заранее и не изменяются в зависимости от колебания потоков и ритмов поставщиков и потребителей, для повышения надежности требуется создание избыточных статических резервов. В этом случае преобладает территориальный, а не структурно-технологический принцип объединения. В качестве альтернативы представляется возможным создание гибкой технологии для повышения надежности работы. Ее основой будет являться вариативный внутриузловой план формирования. Варианты между собой различаются только внутриузловыми потоками, т.е. для составов, которые формируются и расформировываются внутри узла. Это, по сути, внутриузловые передаточные поезда, которые обычно являются много группными.
Постановка задачи.
С целью повышения надежности работы железнодорожного узла необходимо разработать гибкую технологию, основанную на перераспределении между станциями узла сортировочной работы по формированию передаточных поездов. Поставленная задача имеет большое количество решений - требуется аппарат оптимизации, который способен учесть динамику поведения исследуемой системы. В качестве такого аппарата примем динамическую транспортную задачу с задержками и управляемой структурой.
Объект исследования.
Для примера выберем узел с упрощенной структурой. Система состоит из сортировочной и трех грузовых станций.
По технологии сортировочная станция перерабатывает поток, прибывающий с направлений А и В. В процессе работы эта станция формирует поезда назначением за границы узла и внутриузловую трехгруппную передачу назначением на станции Г1, Г2 и ГЗ. При нормативной технологии работы эта передача накапливается на трех путях сортировочного парка. Возможны следующие варианты изменения технологии работы станций узла.
1 вариант.
3-х группная передача первоначально накапливается на одном пути сортировочного парка сорт, станции, и окончание формирование такой передачи проводится как для сборного поезда.
2 вариант.
Передача формируется как одногруппная, а подборка по назначениям производится на грузовых станциях.
Оба варианта позволяют при всплеске транзитного потока выделять для него дополнительные пути на сортировочной станции.
Представим объект исследования в виде ориентированного графа С(В,Д), где В - множество узлов (бункеров), Д – множество дуг (каналов).
Рис. 6.
Схема железнодорожного узла в виде графа
Освобождение сортировочной системы основной станции от детальной подборки групп в сборных поездах увеличит ее перерабатывающую способность. В то же время загрузка дополнительной работой по формированию уменьшит аналогичный показатель на грузовых станциях узла.
Узлы и дуги на графе отображают следующие структурно-технологические подсистемы:
Узлы.
В1 - парк приема сортировочной станции С;
В2 - сортировочный парк станции С;
ВЗ, В4, В5 - парк отправления станции С при различных вариантах технологии;
В6, В7, В8 - грузовые станции Г1, Г2, ГЗ;
В9 - общий сток, моделирующий отправление потока за пределы узла.
Дуги.
Д12 - технологические операции в подсистеме парк прибытия - горка;
Д24 - формирование 3-х группной передачи на станции С по нормативной технологии;
Д23, Д34 - формирование передачи по первому дополнительному варианту;
Д23, Д35 - формирование передачи по второму дополнительному варианту;
Д56 - технологические операции с передаточным поездом на станции Г1 по второму дополнительному варианту;
Д67 - технологические операции с передачей на станции Г2;
Д78 - технологические операции с передачей на станции ГЗ;
Д89 - окончание работы с передачей в узле на станции ГЗ;
Д29 - формирование транзитного узлового потока на станции С и его отправление за пределы узла;
и - дуги, отображающие связи адаптации, по которым будет перебрасываться пропускные способности.
Пусть описание системы включает в себя:
где - моделирует устройства выполнения технологических операций для переброски потока; - переброску пропускной способности.
Задан период оптимизации [О, Т]. Период оптимизации разделен точками z=l, 2,...,N.
Сопоставим каждую точку с моментом времени. Тогда единичный отрезок будет являться шагом дискретизации.
Задача ставится как задача построения оптимальной динамической структуры и потоков при минимизации суммарных затрат.
Можно выделить две части функционала:
Затраты на перевозки и простои:
Затраты на переброску пропускной способности:
где - стоимость переброски пропускной способности.
Взаимодействие парков и станций между собой может выражаться в переброске технических средств и бригад.
Переброска локомотива, бригадыМаневровый локомотив может перебрасываться с горки на вытяжки формирования без изменения характера работы, с горки на грузовой фронт и т.п. При этом происходит уменьшение перерабатывающей способности в канале-источнике и увеличение пропускной способности в канале-потребителе. Модель должна отображать:
- несоответствие уменьшения и увеличения пропускной способности каналов, например - при переброске маневрового локомотива пропускная способность горки уменьшится на большее число единиц потока, чем увеличится на вытяжках формирования;
- продолжительность переходного процесса, когдалоко- мотив уже не работает на горке, но еще не работает на вытяжном пути;
- затраты связанные с переброской.
Рассмотрим это подробнее.
Цепочка каналов и бункеров отображает:
канал - сортировочная горка;
канал - сортировочный парк в части технологических путей;
бункер - резервные пути сортировочного парка;
канал - вытяжки формирования.
Дуга означает изменнение пропускной способности каналов (уменьшение) и (увеличение) при переброске локомотива. Время переброски считается как усреднено-необходимое с момента окончания работы локомотива на горке до начала его работы на вытяжке. Стоимость - это приведенные затраты, связанные с преброской.
Коэффициент замещения означает
т.е. во сколько раз больше приращение пропускной способности канала , чем уменьшение в канале .Если < 1 , то во сколько раз меньше. Расcчитать его лучше методом имитационного моделирования. Аналогично описывается переброска бригады по обработке составов. В этом случае каналом будет процесс обработки поездов на технологических путях парка.
Переброска части работ.Допустим мы хотим увеличить долю подтягивания и уменьшить долю осаживания. При этом увеличивается перерабатывающая способность горки, но уменьшится перерабатывающая способность вытяжек формирования. Изменение может- быть не одинаковым. Передача работы имитируется в модели обратной переброской пропускной способности. Действительно, часть перерабатывающей способности вытяжек занята работой, которую должна была бы выполнять горка.
Описание потоков с грузами особого режима доставкиВ рыночных условиях требования к режиму доставки грузов могут существенно отличаться. Если существуют потоки с грузами высокой срочности доставки, то поток нужно описывать как многопродуктовый. При нехватке пропускной и перерабатывающей способности устройств должны задерживаться потоки с грузами, возможный ущерб по которым будет меньше. Рассмотрим различные способы пропуска многоструйных потоков на примере двух струй - срочной доставки и обычной. Если время прохождения обеих струй через канал одно и то же, а вопрос только в очередности пропуска, то устройства описываются в виде канала и бункера с двумя видами потока. Граница между потоками в канале подвижная. Стоимость задержки срочного потока в бункере больше стоимости задержки обычного. Поскольку простои отображаются в функционале, то задерживаться будет обычный поток. В этом случае большая часть пропускной способности канала будет отдаваться срочному потоку. Если для срочного потока организована ускоренная обработка, то устройство отображается в виде двух взаимосвязанных каналов с разным временем обработки.