Производственный выбор
В краткосрочном и долгосрочном периодах
ЗАДАНИЯ
В производстве некоего вида товара требуются два фактора: труд и земля. Определите, в каких из нижеперечисленных случаев достигается минимизация издержек?
№ | Предельный продукт земли | Цена земли | Предельный продукт труда | Цена труда |
А | ||||
Б | ||||
В | ||||
Г |
26. Фирма использует в производстве товара капитал (К) и труд (L), при этом MPK=8, а MPL = 20. Цены единиц факторов: PК = 4; PL = 10. Определите, является ли оптимальным использование ресурсов фирмой с точки зрения минимизации издержек?
27. На рисунке изображен график линий равных издержек фирмы и таблица, отражающая такие сочетания единиц факторов производства, при которых будет получен один и тот же объем продукции. Цена труда десяти человек равна цене одной машины.
0 1 2 3 4 труд, дес. человек
Возможные сочетания факторов производства | Машины, шт. | Труд, дес. человек |
А | 0,5 | |
Б | 0,7 | |
В | 0,9 | |
Г | 1,2 | |
Д | 2,7 |
Используя график и таблицу, найдитеоптимальное положение фирмы.
28. Ответьте на следующие вопросы. Почему в Индии каналы и плотины строят с большим использованием трудовых ресурсов, а в Голландии – с большим использованием машин и механизмов? Какой метод строительства эффективнее? Применимы ли к ним одинаковые критерии технической и экономической эффективности?
РЫНОЧНЫЙ ВЫБОР ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Типы рыночных структур
ЗАДАНИЯ
Соотнесите названия и характеристики рыночных структур.
Фермеры торгуют на рынке яблоками и другими фруктами. | Олигополия |
Большое количество поставщиков предлагают мягкую мебель. | Монополия |
Коммерческие банки обслуживают население города. | Монополистическая конкуренция |
В микрорайоне существует единственная аптека. | Совершенная конкуренция |
Заполните таблицу, характеризующую различные типы рыночных структур.
Признаки рыночной структуры | Совершенная конкуренция | Ограниченная конкуренция | ||
Монополия | Олигополия | Монополистическая конкуренция | ||
Количество фирм на рынке | ||||
Размеры фирм | ||||
Тип продукции | ||||
Барьеры для входа фирм на рынок | ||||
Возможность сговора между фирмами | ||||
Возможность контролировать рыночные цены | ||||
Примеры |
Определите тип рыночной структуры: рынок образования, рынок медицинских услуг, рынок хлебобулочных изделий, рынок мебели, рынок точек быстрого питания, рынок прогулок на теплоходе.
Расставьте типы конкуренции в порядке роста входных барьеров: монополистическая конкуренция; совершенная конкуренция; олигополия; монополия.
ТЕСТЫ
33.1.Характерными чертами рынка совершенной конкуренции являются (несколько вариантов ответа) …
· дифференциация продукта;
· ценовая конкуренция;
· однородность продукции;
· свобода входа на рынок.
33.2.Совершенная конкуренция предполагает, что:
· на рынке действует большое количество производителей товаров, выпускающих неоднородную продукцию;
· есть только один покупатель данной продукции;
· отсутствуют входные барьеры на рынок;
· информация продавцов и покупателей о рынке ограничена.
33.3.Недостатком рынка совершенной конкуренции является то, что на нем продается продукция …
· уникальная;
· дифференцированная;
· стандартная.
33.4.В модели монополии предполагается, что:
· продавцы и покупатели принимают цены как данные;
· проникновение на рынок новых фирм не ограничено;
· на рынке действует несколько крупных фирм;
· производится уникальная продукция.
33.5.Примером естественной монополии является…
· издательство «Коммерсант»;
· городской метрополитен;
· московский банк «Столичный»;
· ОПЕК – международный нефтяной картель.
33.6.В городе открывается первый ночной магазин. Это пример:
· естественной монополии;
· вынужденной монополии;
· временной монопсонии;
· монопсонии.
33.7.Естественная монополия – это состояние рынка, при котором:
· есть один продавец;
· есть один покупатель;
· конкуренция неэффективна;
· конкуренция эффективна.
33.8.Наиболее яркой характеристикой монополистической конкуренции является…
· количество продавцов;
· разнообразие цен;
· дифференциация продавцов;
· товарная дифференциация.
33.9.Одной из характерных черт рынка монополистической конкуренции является…
· выпуск дифференцированной продукции;
· согласованность действий фирм;
· наличие ограниченного числа фирм;
· ограниченный вход на рынок.
33.10.Олигополия, как тип рыночной структуры, имеет общие черты с монополистической конкуренцией. Это …
· фирмы обладают большей или меньшей рыночной властью;
· действует незначительное число продавцов;
· фирмы склонны к сговору;
· отсутствуют барьеры для входа в отрасль.
33.11.Монополия как вид несовершенной конкуренции обладает следующими признаками:
· наличие на рынке большого числа продавцов;
· дифференциация производимой продукции;
· наличие на рынке единственного продавца;
· уникальный характер товара.
33.12.Примером олигополии может служить:
· рынок операторов сотовой связи;
· рынок строительных услуг;
· отрасль водоснабжения;
· рынок сельскохозяйственной продукции.
33.13.Практически непреодолимые барьеры для входа в отрасль и выхода из нее характерны для:
· монополистической конкуренции;
· монополии;
· олигополии;
· олигопсонии.
33.14.Естественным монополистом является:
· клиника, предоставляющая стоматологические услуги;
· компания, предоставляющая услуги по газоснабжению;
· туристическая компания;
· компания, занимающаяся предоставлением широкого спектра бытовых услуг.
33.15.Индекс Херфиндаля–Хиршмана вычисляется посредством:
· вычисления процентного отношения продаж четырех или восьми крупнейших фирм к общему отраслевому объему продаж;
· вычисления относительной разницы между ценой и предельными затратами в точке равновесия фирмы;
· сравнения доходности данной фирмы со средней доходностью рынка в целом;
· суммирования квадратов рыночных долей каждой формы в анализируемой отрасли.
33.16.Коэффициент Лернера (L) как показатель монопольной власти рассчитывается по формуле:
· L = ATC/p
· L = MC/p
· L = (p–MC)/p
· L = p/MC
ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ