Особенности спроса на факторы производства
На рынках конечных товаров потребители являются покупате-
лями, а фирмы-производители – продавцами.
Но прежде чем фирмы становятся продавцами на товарных рынках, они сами сначала выступают покупателями факторов произ- водства или производственных ресурсов, которые продаются на осо- бых рынках. Продавцами же на этих рынках выступают отдельные индивиды, домашние хозяйства и фирмы, производящие средства про- изводства. Поэтому теперь необходимо проанализировать, как опреде- ляются объемы спроса и предложения используемых в производстве факторов производства. Изучение этих вопросов необходимо для уг- лубления знаний о законах функционирования товарных рынков, так как предложение товаров зависит от цен на производственные ресурсы (факторы производства), а поэтому важно знать, как формируются це- ны на ресурсы и какие факторы на них влияют. Изучение рынков фак- торов производства необходимо также для того, чтобы понять, как распределяются доходы в рыночной экономике. В соответствии с рас- пространенным в экономической теории мнением в рыночной эконо- мике доходы распределяются между собственниками факторов произ- водства в соответствии с предельной производительностью последних (факторные доходы).
Рассмотрим сначала, как определяется спрос на факторы произ- водства. Особенностью спроса на факторы производства является то, что он имеет производный характер, то есть зависит от спроса на производимые с его помощью продукты и от объема их выпуска, не- обходимого для его удовлетворения.
При выборе оптимального объема выпуска фирмы, как извест- но, сопоставляют предельные издержки и предельный доход. Следова- тельно, решая вопрос о том, сколько единиц какого-либо ресурса заку- пить для создания такого объема продукции, который обеспечил бы максимальную прибыль, либо минимизировал убытки, фирма должна рассчитать, каковы будут издержки, связанные с использованием до- полнительной единицы ресурса в сравнении с дополнительным дохо- дом, получаемым в результате этого использования.
Прирост общего дохода, обеспеченный использованием допол-
нительной единицы ресурса, называется предельной доходностью
ресурса (MRP). Ее величина рассчитывается умножением предельного дохода фирмы на величину предельного продукта ресурса
(MRP=MR⋅MP).
Предельный доход фирмы – это величина прироста общего до-
хода от прироста объема продаж на одну единицу MR=∆TR/∆Q. Вели-
чина предельного дохода, как известно, может быть равна цене про-
дукта и не зависеть от объема продаж (если продукт продается на конкурентном рынке) либо уменьшаться при увеличении объема про- даж (если товарный рынок монополизирован).
Величина предельного продукта переменных ресурсов в силу действия закона убывающей их производительности с определенного момента падает. В связи с этим величина предельной доходности пе- ременных ресурсов при увеличении их количества уменьшается. По- этому кривая предельной доходности ресурса имеет отрицательный наклон.
Дополнительные (предельные) издержки при использовании дополнительных единиц ресурса напрямую зависят от их цены (цена труда – W, цена капитала – rK, цена земли – rT).
Чистый эффект от использования дополнительной единицы ка-
кого-либо ресурса равен разнице между его предельной доходностью и дополнительными (предельными) издержками на него.
Пока предельная доходность от ресурса выше предельных из- держек по его использованию, фирмы могут увеличивать количество этого ресурса и объем выпуска до тех пор, пока эти величины не срав- няются. Оптимальным объемом использования переменного ресурса (объемом спроса на него) является такой, при котором его предельная доходность будет равна предельным издержкам на него. Графиче- ски это символизируется точкой пересечения кривой предельных из- держек на ресурс и кривой его предельной доходности. При изменении цены ресурса изменяются предельные издержки на ресурс и объем спроса на него: при повышении цены спрос снижается, при ее пониже- нии – он увеличивается. Точки, символизирующие оптимальный объ- ем спроса на переменный ресурс, расположены на кривой предельной доходности ресурса. Поэтому кривая предельной доходности ресурса является одновременно кривой спроса на ресурс.
W(руб.)
E We
0 Le
MCL,SL
MRPL,DL
L(ед.)
Если ресурс продает- ся на конкурентном рынке, то предельные издержки на ресурс равны его цене, и кривая предельных издер- жек на ресурс совпадает с линией его рыночной цены, которая является одновре- менно кривой предложения ресурса отдельной фирме. Оптимальным будет такое количество ресурса, при котором его предельная доходность равна его цене:
Рис. 52.Оптимальный объем спроса на один ресурс
MRPL=W; MRPK=rK; MRPT=rT (рис. 52).
В производстве лю-
бого продукта использует-
ся не менее двух ресурсов. Поэтому фирмам приходится определять их