Метод критической точки
Введение
Размещение предприятий - это организация изготовления той или иной продукции или оказания тех или иных услуг на определенной территории. Естественно, что такая привязка бизнеса к конкретному месту не может быть случайной.
Выбирая местоположение своих объектов, компания принимает решение о значительных капитальных вложениях с достаточно продолжительным сроком окупаемости, обеспечивая возможность устойчивого получения дохода в течение длительного времени в результате деятельности на выбранном месте. Размещение является критическим условием для величины постоянных и переменных затрат. В зависимости от изготавливаемого продукта и типа производства или вида сервиса транспортные затраты могут достигать 25% цены реализации.
Это определяется удаленностью предприятия от основных поставщиков исходного сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий и др., с одной стороны, и основных потребителей готовой продукции этого предприятия - с другой.
Важным фактором, влияющим на выбор места расположения предприятия, является ситуация в регионе с трудовыми ресурсами. Речь идет о самом их наличии, качестве (т.е. профессиональной подготовленности и трудовой этике) и стоимости. Понятно, что даже самый высокий уровень управления человеческими ресурсами не сможет компенсировать отсутствие у персонала профессиональной подготовки, его низкую трудовую дисциплину, завышенную стоимость. Ситуация с трудовыми ресурсами во многом определяется социально-политической и экономической обстановкой в соответствующем регионе.
При размещении предприятия очень важным моментом является состояние коммуникаций (наличие подъездных железнодорожных путей, автомобильных дорог, водных артерий, аэродромов). Это чрезвычайно важно для России с ее огромной и не везде обустроенной территорией.
Климатические условия в регионе также оказывают существенное влияние на решение вопроса о размещении предприятия. Естественно, что в регионах с холодным и жарким климатом будут различные затраты как на этапе строительства предприятия, так и в период его эксплуатации. Это связано с различным конструктивным решением и технологией строительства, специфическими затратами в одном случае на отопление, в другом - на кондиционирование, разным уровнем оплаты труда и т.п.
Уровень налогов в регионе также самым непосредственным образом влияет на решение об организации производства. Понятно, что инвестиции в первую очередь направляются в те регионы, где эти налоги ниже (особые экономические зоны, оффшоры).
Наконец, далеко не второстепенными при выборе места для предприятия, являются уровень конкуренции и экологическая ситуация в регионе, а также развитость социальной инфраструктуры. Естественно, что в случае не очень благополучной экологической ситуации в регионе (до или в результате строительства предприятия), а также неразвитости социальной инфраструктуры, инвестор должен предусмотреть дополнительные затраты на охрану окружающей среды, поддержание здоровья своих работников, на обеспечение их отдыха и досуга.
Перечисленные обстоятельства требуют, чтобы поиск оптимального размещения объектов фирмы рассматривался как важное направление инвестирования с тщательным экономическим обоснованием в рамках выбранной предприятием стратегии.
При решении вопроса о размещении предприятия возможны следующие подходы.
Метод критической точки
Это метод сравнительного анализа затрат по вариантам размещения, позволяющий сделать выбор наиболее эффективного из имеющегося набора альтернатив. Определяя постоянные и переменные затраты и представляя их графически, можно выбрать вариант, которому соответствуют самые низкие общие затраты размещения. Анализ может быть представлен как графически, так и аналитически. Он включает три шага:
определение постоянных и переменных затрат для каждого варианта размещения;
построение графа «затраты/результат» для каждого варианта размещения;
выбор варианта размещения с наименьшими суммарными затратами на заданный результат.
Применительно к производству под результатом обычно понимается объем производства.
Метод взвешивания
Метод позволяет дать количественную оценку решения о размещении, систематизируя факторы, влияющие на это решение, с оценкой веса каждого из них.
Метод взвешивания включает следующие шаги:
разработка перечня соответствующих факторов;
присвоение веса каждому из факторов;
разработка шкалы оценок для каждого из факторов (например, 1 - 10 или 1 - 100 пунктов);
оценка факторов по шкале для каждого варианта размещения;
оценка каждого варианта размещения по сумме факторов с учетом их весов;
выработка рекомендаций о выборе варианта размещения, основываясь на поиске альтернативы с максимальной итоговой оценкой.
Кроме описанных выше двух методов для решения задач размещения применяют метод центра гравитации (математическая процедура, используемая для нахождения места размещения склада, обслуживающего определенное число хранилищ розничной торговли), а также транспортные методы (методы линейного программирования, базирующиеся на технике построения цепочек «пункт снабжения - пункт потребления»).