Права испытательной лаборатории
Дчя выполнения возложенных на ИЛ функций ей предоставляется право:
—совершать от своего имени в рамках выполняемых функций все виды юридических актов с предприятиями и организациями различных форм собственности;
—передавать, при необходимости, часть собственных работ по испытаниям продукции другим аккредитованным ИЛ;
—участвовать в разработке новых и подготовке изменений к существующим документам по вопросам испытаний продукции;
—обращаться по вопросам испытаний продукции во все органы управления как федеральных, так и региональных органов управления федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (агентства);
—участвовать в разработке неновой политики в области испытаний продукции;
—устанавливать тарифы на оплату работ по испытаниям продукции с учетом особенностей организационной структуры ИЛ и испытательного оборудования;
—взаимодействовать в пределах своей компетенции с другими ИЛ;
—отказаться от аккредитации на право проведения работ по испытаниям продукции.
Обязанности испытательной лаборатории
При проведении работы ИЛ обязана:
—руководствоваться в своей деятельности действующим законодательством Российской Федерации, руководящимидокумен-тами агентства и решениями его органов управления;
—обеспечивать проведение сертификационных испытаний продукции в соответствии с областью аккредитации ИЛ;
—соблюдать установленные аккредитующим органом правила и процедуры проведения работ;
—предоставлять свои услуги в области испытаний продукции любому заказчику в соответствии с областью аккредитации;
—обеспечивать достоверность и объективность результатов испытаний продукции;
—соблюдать установленные сроки испытаний;
—соблюдать все обязательства и условия, обеспечивающие конфиденциальность и безопасность работ в соответствии с требованиями заказчика, устанавливаемыми в договорах на проведение работ;
—доводить в официальном порядке до сведения сотрудников ИЛ требования о необходимости обеспечения конфиденциаль-
ности получаемой информации и безопасности в процессе проведения испытаний;
—обеспечивать учет и хранение документов и рабочих материалов по испытаниям;
—выполнять в полном объеме взятые на себя договорные и финансовые обязательства, связанные с испытаний продукции;
—постоянно повышать квалификацию сотрудников ИЛ;
—иметь все необходимые средства, обеспечивающие проведение испытаний продукции (помещения, испытательное оборудование, технологическую оснастку, средства метрологического обеспечения испытаний, оргтехнику, средства связи, архив и т. д.);
—уведомлять орган сертификации и аккредитующий орган о любых изменениях в формах организации деятельности, влияющих на уровень компетентности или область аккредитации.
Требования к испытательной лаборатории
Испытательная лаборатория должна:
—обладать технической компетентностью и независимостью в области аккредитации в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006;
—иметь организационную структур)', обеспечивающую проведение испытаний продукции;
—иметь аттестованное испытательное оборудование по ГОСТ Р 8.568-97 и поверенные по ПР 50.2.006-94 средства измерений;
—иметь помещения, соответствующие установленным в НД требованиям;
—иметь собственную документированную систему качества;
—иметь в штате квалифицированный персонал:
—выполнять финансовую дисциплину;
—выполнять соответствующие правила безопасности;
— обеспечивать защиту конфиденциальной информации.
Независимость ИЛ достигается за счет:
—отсутствия административной, финансовой и юридической зависимости от заинтересованных в результатах испытаний продукции организаций и частных лиц;
—проведения работ по испытаниям продукции только при условии предварительной оплаты работ;
—исключения возможности оказания давления на персонал, осуществляющий работы по испытаниям продукции, которое могло бы повлиять на выводы или результаты работы, в том числе со стороны руководства И.П;
—отсутствия деятельности по разработке и изготовлению продукции, технологического оборудования и технологических процессов, выпускаемых или используемых на производстве, которые попадают под область аккредитации;
—запрета сотрудникам ИЛ на работы по совместительству, трудовым соглашениям и договорам-подрядам в организациях и на предприятиях, заинтересованных в результатах испытаний;
—привлечения к работам по испытаниям продукции нештат-пых сотрудников, незаинтересованных в результатах испытаний и независимых от организаций и предприятий, заинтересованных в результатах испытаний.
Требования к организации и управлению испытательной лабораторией
Организационная структура ИЛ должна обеспечивать выполнение всех возложенных на нее задач и функций, четко определять подчиненность как среди руководства лаборатории, так и внутри функциональных подразделений. Она в общем случае должна включать:
—руководство ИЛ;
—подразделения, специализирующиеся на конкретных видах работ по обеспечению испытаний;
—подразделение, ответственное за метрологическое обеспечение испытаний;
—подразделение, занимающееся разработкой и ведением фонда нормативных документов;
— подразделения, занимающиеся управлением внутренней
деятельностью ИЛ (финансовые, кадровые, плановые и т. д.).
Документация испытательной лаборатории
В ИЛ должны быть оформлены паспорт и положение об ИЛ.
В паспорте ИЛ приводятся общие сведения об ИЛ, номенклатура продукции, виды испытаний, оснащенность испытательным
оборудованием и средствами измерений, перечень НД, кадровый состав сотрудников, состояние производственных помещений и другие сведения
Положение об ИЛ должно устанавливать основные задачи, состав и организационную структуру ИЛ, порядок функционирования, гарантии и ответственность, права и обязанности, порядок взаимодействия с ОС, а также другие аспекты деятельности в качестве аккредитованной ИЛ.
Испытательная лаборатория должна иметь документированную систему менеджмента качества, соответствующую характеру и объему выполняемых работ в соответствии с требованиями ГОСТ РИСО 9001-2008.
Документы системы менеджмента качества кроме Политики в области обеспечения качества при проведении испытаний и Руководства по качеству должны содержать типовые формы, используемые в процедурах испытаний.
Испытательная лаборатория должна располагать актуализированным комплектом нормативных документов, соответствующих ее специализации. Перечень рекомендуемых нормативных документов ИЛ приведен в табл. 9. Порядок хранения документов должен обеспечивать конфиденциальность имеющейся информации.
Таблица 9 Перечень документации испытательной лаборатории
Правовая документация:
—положение об испытательной лаборатории;
—паспорт испытательной лаборатории;
—аттестат об аккредитации.
Нормативная и техническая документация:
—стандарты (технические условия) на продукцию;
—стандарты, определяющие методы испытаний продукции;
—нормативная документация, определяющая требования к испытательным лабораториям.
Руководство но качеству
3.1. Общие положения.
3.2. Политика в области качества.
3.3. Описание испытательной лаборатории.
3.4. Персонал.
3.5. Испытательное и измерительное оборудование.
3.6. Окружающая среда.
3.7. Методы испытаний и процедуры.
3.8. Актуализация и контроль документов системы менеджмента качества испытательной лаборатории.
3.9. Испытания образцов.
3.10. Проверка результатов испытаний.
3.11. Отчеты об испытаниях.
3.12.Рассмотреиие рекламаций, корректирующие и предупреждающие действия.
3.13. Архив.
3.14. Подряды.
Приложения___ ___ ___ ___ ___
Документация на испытательное и измерительное оборудование:
— регистрационные документы на оборудование (журналы, карты
и пр.), включая следующие сведения:
а) наименование и вид оборудования;
б) предприятие — изготовитель, тип, заводской номер, дата изготовле
ния;
в) дата получения и ввода в эксплуатацию;
г) состояние при покупке (новое, бывшее в употреблении, после
ремонта и т. п.);
д) данные об имевшихся неисправностях, ремонтах, технических
обслуживаниях;
е) сведения об аттестациях и проверках;
— документы по эксплуатации и техническому обслуживанию испыта
тельного оборудования и средств измерений:
а) паспорт на каждую единицу оборудования;
б) методики проведения поверок средств измерений;
в) программы и методики аттестации испытательного оборудования;
г) порядок аттестации и утверждения нестандартизованных методик
испытаний и измерений:
л) графики аттестации испытательного оборудования и порядок
[__ средств измерений.__
Документация по персоналу лаборатории.
—личные дела сотрудников лаборатории;
—должностные инструкции;
—материалы по аттестации сотрудников лаборатории;
—планы подготовки и повышения квалификации персонала.
Документация на испытываемые образцы продукции:
—сопроводительные документы, паспорта, технические описания и руководства но эксплуатации на испытываемые изделия;
—инструкции, содержащие порядок идентификации образцов продукции, порядок проверки комплектности и работоспособности образцов при их приемки от изготовителя, порядок обеспечения сохранности образцов, порядок проведения анализа отказавшей продукции.
Документация на порядок проведения испытаний и регистрацию результатов:
—программы и методики проведения испытаний;
—рабочие журналы, содержащие результаты испытаний и измерений;
—протоколы испытаний;
—отчеты о проведенных испытаниях.
Документация по поддержанию условий в помещениях:
—инструкция по поддержанию требуемых условий и порядка в производственных помещениях;
—журнал контроля состояния и условий в помещениях.
Документация по архиву:
—инструкция по порядку ведения архива по испытаниям и измерениям;
—журналы регистрации входящих и исходящих документов;
—расчетные данные;
—протоколы проведенных испытаний;
—отчеты;
—сопроводительные документы к образцам и т. д.
Требования к персоналу испытательных лабораторий
В ИЛ должны быть выполнены соответствующие требования к пер сопалу. Каждый сотрудник ИЛ должен иметь соответствующе' образование (подготовку) и документ (диплом, аттестат и т. Д.)
подтверждающий квалификацию в области его деятельности. Для каждого специалиста должна быть разработана должностная инструкция, устанавливающая функции, обязанности, права и ответственность, требования к образованию, техническим знаниям и опыту работы.
ИЛ организует обучение своего персонала самостоятельно, либо на различных курсах, школах, семинарах в форме подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Специалисты, непосредственно участвующие в проведении испытаний, должны быть аттестованы на право их проведения в соответствии с действующим порядком аттестации инженерно-технических работников и квалификационным справочником для рабочих.
Испытательная лаборатория должна оплачивать за счет собственных средств все расходы, связанные с ее аккредитацией и проведением инспекционного контроля за ее деятельностью.
В случае привлечения к работам по испытаниям сторонних специалистов и испытательных лабораторий, не входящих в состав ИЛ, она оплачивает им расходы из договорных средств.
Общие положения по аттестации испытательного оборудования
Аттестация испытательного оборудования проводится с целью определения нормированных точностных характеристик оборудования, их соответствия требованиям НТД и установления пригодности оборудования к эксплуатации (измерению и контролю физических величин).
К нормированным точностным характеристикам относятся установленные НТД технические характеристики, определяющие возможности испытательного оборудования воспроизводить и поддерживать условия испытаний в заданных диапазонах, с требуемой точностью и стабильностью, в течение установленного срока.
Постановлением Госстандарта России от 10.11.97 № 364 был принят и введен в действие с 1.07.1998 государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 8.568-97. С этого же срока на территории Российской Федерации утратил силу межгосударственный стандарт ГОСТ 24555-81.
В ГОСТ Р 8.568-97 реализованы нормы Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений". Разработка ГОСТ Р 8.568-97 и введение его в действие на территории России взамен ГОСТ 24555—81 была необходима, так как последний не в полной мере соответствовал положениям указанного закона.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568—97 для испытательного оборудования предусмотрены:
— первичная аттестация;
— повторная аттестация;
— периодическая аттестация.
Первичная аттестация испытательного оборудования выполняется после монтажа при вводе в эксплуатацию в данном испытательной лаборатории, а не на предприятии-изготовителе. Проверка испытательного оборудования на предприятии-изготовителе выполняется в соответствии с порядком приемо-сдаточных испытаний, установленным в ГОСТ 15.001—88.
В состав комиссии для проведения первичной аттестации испытательного оборудования включаются представители государственных научных метрологических центров или органов государственной метрологической службы в случаях, когда испытательное оборудование используется для испытаний продукции с целью ее сертификации или испытаний на соответствие обязательным требованиям национальных стандартов или при производстве продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд.
Первичная аттестация испытательного оборудования может выполняться организацией, аккредитованной на право проведения данной работы.
Повторная аттестация проводится в случаях ремонта или модернизации испытательного оборудования и других причин, которые могут вызвать изменения характеристик воспроизведения условий испытаний (проведение работ с фундаментом, на котором установлено оборудование, перемещение стационарного оборудования и т. п.). Повторная аттестация испытательного оборудования выполняется в порядке, установленном для первичной аттестации.
Периодическую аттестацию испытательного оборудования в процессе его эксплуатации проводят сотрудники подразделения,
в котором это оборудование установлено, и представители метрологической службы предприятия. Эти сотрудники должны быть уполномочены для такой аттестации руководителями подразделения и метрологической службы. В этой связи при проведении первичной аттестации комиссия должна оценить уровень квалификации сотрудников, планируемых к привлечению по проведению периодической аттестации, и соответствие условий ее проведения, которые должны соответствовать установленным при первичной аттестации.
Интервалы времени периодической аттестации устанавливаются в эксплуатационной документации или при первичной аттестации или по результатам контроля состояния испытательного оборудования в процессе его эксплуатации и могут быть различными для различных элементов испытательного оборудования.
При первичной, повторной и периодической аттестации испытательного оборудования, используемого для испытаний продукции с целью ее сертификации или испытаний на соответствие обязательным требованиям национальных стандартов или при производстве продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд, должны применяться средства измерений утвержденных типов в соответствии с ПР 50.2.009-94, экземпляры средств измерений должны быть поверены и методики выполнения измерений должны быть аттестованы в соответствии с ГОСТ Р 8.563-96.
При аттестации испытательного оборудования для испытаний продукции, используемой в других сферах, должны применяться поверенные или калиброванные средства измерений.
4.5. Сертификация в обеспечении качества продукции и конкурентоспособности предприятия
Награда за доброе дело — в самом его свершении. Р. У. Э м е р с о н
Среди мероприятий, обеспечивающих повышение качества продукции, одно из важнейших — совершенствование методологии и практики его оценивания. Точная, объективная и достоверная
оценка качества продукции дает возможность принимать обоснованные решения в процессе ее разработке, производстве, поставке эксплуатации (потреблении) и утилизации. Такая оценка основывается, прежде всего, на сравнении фактических значений технических параметров продукции, определенных экспериментально с теми, которые установлены в соответствующих нормативных документах.
Различия в целях и методах оценивания качества продукции создали в нашей стране большое разнообразие их организационных форм:
— испытания при разработке и изготовлении продукции;
— государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов;
— государственная приемка;
— государственный технический надзор.
Переход на новые условия хозяйствования привел к переоценке роли, места и необходимости большинства данных форм. Наиболее актуальной формой оценки качества продукции становиться ее сертификация, которая осуществляется на основе ее испытаний и проводится с учетом оценки качества этой продукции потребителем. Главным ее отличием, по общепринятым представлениям, является то, что она осуществляется третьей стороной, независимой как от изготовителя (поставщика) продукции или исполнителя услуги (работы), так и от потребителя (заказчика).
Сам термин "сертификация" в переводе с латинского (sertifico) означает — подтверждаю, удостоверяю. Кроме того, его трактуют также исходя из сочетания латинских слов certum — верно и/асеге— сделано. Несмотря на то, что историки науку находят зачатки сертификации еще в глубокой древности (клеймение изделий изготовителем как подтверждение высокого качества работы мастера; процедура страхования на протяжении многих веков сопровождалась оценкой состояния страхуемого объекта, что удостоверялось документально, и т. д.), в качестве термина с четким определением слово "сертификация" принято недавно.
Появление существенного количества терминов, связанных с процедурой сертификации, наполнение современным содержанием понятия "сертификация" связано с:
—резким обострением в последние десятилетия проблемы качества товаров и услуг;
—глобализацией международной торговли;
—существенным многообразием (подчас неоправданным) изделий одного и того же функционального назначения, но разного уровня качества;
—жесткой конкуренцией товаропроизводителей;
—с необходимостью гарантировать безопасность продукции для ее потребителя.
В условиях рыночной экономики возникают новые взаимоотношения между изготовителями продукции и потребителями. Этому не в малой мере способствует насыщение рынка продукцией соответствующего качества. На насыщенном рынке центральной фигурой становится потребитель, который уже не довольствуется, как ранее, заявлениями изготовителей о соответствии качества продукции требованиям нормативных документов. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товаров определенному уровню качество.
В связи с выше изложенным возникла потребность в особом методе, инструменте, который бы независимо от страны — поставщика продукции, фирмы, технологии, системы контроля качества и т.д. давал бы гарантию того, что продукция, работа, услуга выполнены в полном соответствии с требованиями, установленными документально.
Таким инструментом в конце XX в. и стала процедура, обозначаемая термином "сертификация".
Впервые определение понятию "сертификация" было дано Международной организацией по стандартизации (ИСО) в 1982 г.
Регулирование в области сертификации и подтверждения соответствия в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ "О техническом регулировании".
Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям Договоров.
Подтверждение соответствия—документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производ-
ства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
—удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
—содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
—повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
—создания условий для свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:
—доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицом;
—недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к продукции, в отношении которой не установлены требования технических регламентов;
—установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
—уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
—недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
—зашиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
— недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Особое значение приобретают сертификаты в коммерческой деятельности, осуществляемой в условиях жесткой конкуренции. Создание конкурентной среды служит одним из обязательных условий рыночной экономики. В этой связи большое значение приобретает обеспечение конкурентоспособности продукции. Сертификация продукции может рассматриваться как один из способов повышения ее конкурентоспособности.
В связи с изложенным, многие зарубежные фирмы идут на дополнительные расходы, связанные с проведением сертификации. Это позволяет им отстоять свой сегмент рынка, устоять в конкурентной борьбе. Более того, как свидетельствует статистика, продукция, имеющая сертификат, несмотря на более высокие цены (примерно на 11-30 %) пользуются большим спросом, чем продукция без сертификатов.
Особенно важна сертификация в международной торговле, так как при наличии сертификатов иностранный заказчик получает гарантию определенного качества продукции, соответствующего международному уровню качества.
В современных условиях развития отечественной экономики сертификацию рассматривают как особый вид деятельности, которому свойственны определенные системы с соответствующими структурными элементами. Данные системы называют системы сертификации.
Под системой сертификации понимают совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
В системе сертификации выделяют объекты сертификации и субъекты сертификации.
К объектам сертификации относят продукцию, процессы и услуги. В области сертификации продукция или услуга рассматриваются как объект, который подлежит испытанию с целью подтверждения его соответствия требованиям нормативных документов (техническим регламентам, стандартам, техническим условиям, контрактам).
Начальным этапом сертификационных испытаний объектов сертификации является их идентификация. Под идентификацией продукции (услуги) понимают установление тождественности характеристик продукции (услуги) ее существенным признакам.
В качестве субъектов сертификации (участников сертификации) могут выступать изготовители продукции, исполнители услуг, заказчики — продавцы (первая или вторая сторона), а также третья сторона, независимая от первой и второй сторон.
В качестве первой стороны в процессе обращения продукции (распределении и обмене) выступает ее изготовитель, отвечающий за обеспечение заданного уровня качества.
В качестве второй стороны, как правило, выступает заказчик (потребитель).
Продавец как получатель продукции может выступать как вторая сторона, а при реализации продукции потребителю — как первая сторона. Первая и вторая стороны участвуют в деятельности по сертификации как заявители.
Заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее подтверждение соответствия. Как правило, в качестве заявителя выступает предприятие (организация), обратившееся с заявкой в орган сертификации с целью проведения последним процедуры подтверждения соответствия.
Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации (подтверждения соответствия). Данный орган осуществляет сертификация путем проведения сертификационных испытаний с привлечением услуг испытательной лаборатории (испытательного центра), аккредитованной на право проведения соответствующих видов испытаний продукции.
Если орган по сертификации выполняет, в том числе, и функции испытательной лаборатории, то применительно к данному органу применяют термин "сертификационный центр".
Данные органы и центры выступают в качестве третьей стороны. Отличительной и необходимой особенностью данных участников процедуры сертификации является их независимость (незаинтересованность) от деятельности первой стороны (заявителей)-
Различия между органами по сертификации и испытательными лабораториями определены областью их аккредитации и заключаются в их функциях, определяющих конечные результаты сертификации.
Важнейшей функцией органов по сертификации является проведение сертификационных испытаний и (или) выдача сертификата заявителю (первой стороне) на основании положительных результатов проведенных сертификационных испытаний. Сертификат может быть выдан и на основании протокола испытаний аккредитованной испытательной лаборатории при условии положительного результата данных испытаний.
Сертификат — документ, удостоверяющий соответствие объекта (продукции) требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Органы сертификации после получения заявителем сертификата соответствия на продукцию в течение соответствующих нормированных центральным органом по сертификации сроков осуществляют инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, при отрицательных результатах данного контроля, приостанавливают или отменяют действие выданных заявителю сертификатов.
Центральный орган по сертификации — орган, возглавляющий систему сертификации.
К средствам сертификации относят стандарты трех видов:
— стандарты на методы контроля (испытаний, анализа и измерений);
— стандарты на продукцию или услуги;
— стандарты на процессы, содержащие требования к маркировке, упаковке, транспортированию, хранению и использованию продукции по прямому назначению.
При помощи стандартов на методы контроля устанавливаются фактические значения показателей качества сертифицируемой продукции. Стандарты на продукцию позволяют сравнить фактическое значение с базовыми и регламентируемыми требованиями стандартов, благодаря чему и подтверждается соответствие.
В процессе проведения подтверждения соответствия применяют следующие две формы сертификации:
— добровольное подтверждение соответствия;
— обязательное подтверждение соответствия. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по
инициативе заявителя (первой стороны) на условиях договора между заявителем и органом по сертификации (третьей стороной). Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия требованиям следующих нормативных документов:
— национальным стандартам;
— стандартам организаций;
— техническим условиям;
— условиям договора (требованиям, изложенным в техниче
ском задании).
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются:
—продукция;
—процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
—работы и услуги.
При проведении добровольного подтверждения соответствия изготовитель продукции, он же заявитель (первая сторона) подает заявку на сертификацию в выбранный по своему усмотрению орган сертификации. В заявке отражаются:
—реквизиты предприятия — заявителя;
—наименование продукции с указанием ее кода в соответствии с выбранным кодификатором;
—нормативный документ, на соответствие требованиям которого, предприятие заявляется провести подтверждение соответствия.
Орган по сертификации:
—принимает решение по заявке с учетом своей области аккредитации;
—выбирает схему сертификации;
—осуществляет изучение технической документации продукции, указанной в заявке;
—отбор и идентификацию образцов заявленной продукции;
—осуществляет подтверждение соответствия путем проведения сертификационных испытаний;
—анализирует полученные результаты и принимает решение о возможности выдачи сертификата соответствия;
—выдает сертификат соответствия продукции требованиям нормативных документов, указанных в заявке;
—предоставляет предприятию — заявителю право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
—осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, в случае выявления несоответствия сертифицированной продукции требованиям приостанавливает или прекращает действие выданного на данную продукцию сертификата соответствия.
Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицирована система менеджмента качества, но не более чем на три года.
Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования потребителей о соответствии сертифицированной продукции требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту / 35 /.
Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется предприятием — заявителем на добровольной основе любым удобным для него способом в порядке, установленном системой добровольной сертификации, выдавшей сертификат соответствия.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Фактом обязательного подтверждения соответствия является "екларация соответствия.
Декларация соответствия — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
—принятие декларации соответствия на основании собственных доказательств;
—принятие декларации соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (третьей стороны).
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств (первая схема) заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
В качестве доказательственных материалов используются:
—техническая документация;
—результаты собственных исследований (испытаний) и измерений;
—другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Состав доказательственных материалов при применении предприятием первой схемы декларирования соответствия определяется соответствующими техническими регламентами.
При выборе предприятием второй схемы декларирования соответствия в состав доказательственных материалов помимо тех, которые используются при применении первой схемы, дополнительно вводятся:
—протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории;
—сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат.
Сертификат систем ы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии любой
продукции, за исключением случая, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.
Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:
— наименование и местонахождение заявителя;
— наименование и местонахождение изготовителя;
— информацию о продукции, заявленной на подтверждение соответствия, позволяющую идентифицировать данную продукцию;
— наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;
— указание на схему декларирования соответствия;