Пропускная способность порта
Под пропускной способностью понимается максимальное количество тонн груза, которое порт может в соответствии со своими производственными возможностями погрузить на суда и выгрузить с судов за определенный период.
Важнейшим показателем, характеризующим возможности порта, является его пропускная способность, которая всегда выше грузооборота или, в крайнем случае, должна быть равна ему. В последнем случае порт работает на пределе своих возможностей. На пропускную способность порта влияют следующие факторы:
- параметры подходных каналов, обеспечивающих ввод и вывод судов из порта;
- количество, конструкция, техническое состояние и глубины действующих причалов;
- степень технического оснащения (количество, типы, грузоподъемность перегрузочных машин и устройств);
- количество, вместимость, конструкция и расположение складов;
- развитие железнодорожных путей в порту и на предпортовой железнодорожной станции и автомобильных дорог;
- род грузов, проходящих через порт;
- технология перегрузочных работ;
- обеспечение плавсредствами служебно-вспомогательного флота;
- количество, состояние, конструкция и грузоподъемность средств внутрипортового транспорта;
- состояние электрохозяйства, связи, водоснабжения и т. д.;
- типы судов, посещающих порт (главные размерения, количество люков, наличие палуб, раскрытие трюмов, расположение машинного отделения и т. д.);
- организация перегрузочных работ в порту.
Пропускная способность порта в целом зависит от пропускной способности отдельных его элементов, входящих в состав технологических перегрузочных комплексов. Поэтому пропускную способность порта обычно оценивают по суммарной пропускной способности его перегрузочных комплексов, состоящих из причалов» складов, железнодорожных путей и т. д.
Суточная пропускная способность причала:
Псут = 24 * /( ), (3)
Где — грузоподъемность судна расчетного типа при перевозке соответствующих грузов, т;
— коэффициент использования части грузоподъемности при обработке судна на данном причале или коэффициент загрузки, если судно полностью обработано на данном причале;
— время занятости причала под грузовыми операциями, ч;
—время, планируемое на выполнение вспомогательных операций, несовместимых с перегрузочными работами, ч.
Время занятости причала под грузовыми операциями:
= * / (4)
Где: -суммарная средневзвешенная производительность технологических линий причала, т/ч.
Время занятости причала под вспомогательными операциями устанавливают по действующим нормам обработки судов в портах, а при проектировании порта - по Нормам технологического проектирования морских портов.
Годовая (навигационная) пропускная способность причала:
Где: - коэффициент занятости причала грузовыми и вспомогательными операциями. В расчетах принимается равным 0,45—0,75 в зависимости or отношения строительной стоимости причала к стоимости расчетного типа судна и расчетного количества судов в месяц наибольшей загрузки;
- коэффициент, учитывающий перерывы в работе по метеопричинам,
= (720 - ) / 720. (6)
Где: - число часов в месяце, прерывающих обработку судна;
- число месяцев навигации;
- коэффициент месячной неравномерности грузооборота.
Пропускной способности причала должна соответствовать пропускная способность его складов и железнодорожных путей, что в целом определит пропускную способность перегрузочного комплекса.
Пропускная способность действующего склада:
(7)
Где : - вместимость склада, т;
- сменность груза на складе (число оборотов склада) в расчетном периоде;
- коэффициент, учитывающий необходимое превышение вместимости склада в зависимости от условий ввоза и вывоза груза и формы организации движения судов.
Вместимость склада:
(8)
Где: F - площадь склада, м 2;
q - допускаемая или эксплуатационная нагрузка на 1 м2, т;
- коэффициент, учитывающий использование вместимости склада,
(9)
- площадь проездов, проходов, разрывов между штабелями, конторы склада, т. е. площадь склада, не занятая грузом, м2.
Сменность груза на складе:
(10)
Где: t - продолжительность расчетного периода, сут;
- средний срок хранения 1 т груза, сут (значение tхр можно получить по тонно-суткам хранения из амбарных книг).
При расчете пропускной способности проектируемого склада, приведенные выше, коэффициенты определяют, по Нормам технологического проектирования морских портов, а действующего склада - по отчетным данным.
Суточная пропускная способность железнодорожного пути, на котором производят загрузку-разгрузку вагонов:
, (11)
Где: m - максимальное число вагонов в одной подаче по фронту;
с - число подач вагонов в сутки;
- норма загрузки одного вагона данным грузом, т.
Максимальное число вагонов по фронту в одной подаче:
(12)
Где: - средневзвешенная производительность перегрузочной линии, работающей на вагоны, т/ч;
- число линий.
Количество подач вагонов на фронт грузовых работ:
(13)
Где - время обработки вагона (подачи) по узловому соглашению, ч;
- время маневров по подаче одной ставки вагонов.
Важнейшая задача портов, действующих в современных условиях, - повышение пропускной способности, которую можно выполнить двумя путями: первый - увеличить количество причалов, складов и других элементов портового хозяйства за счет строительства новых; второй - увеличить производительность отдельных элементов портового хозяйства, реконструируя и заменяя устаревшее оборудование, внедряя передовую, прогрессивную технологию, научную организацию труда, совместное непрерывное планирование работы флота, портов и смежных видов транспорта, пакетные перевозки, специализацию причалов, районов и в целом портов. Если первый путь повышения пропускной способности требует больших капиталовложений, трудоемок и длителен, то второй отличается относительно невысокими, быстро окупающимися затратами и не требует длительного времени.