Задания для самостоятельной работы студентов по реализации программных целей занятия
Темы рефератов (УИРС)
1. Рыночные отношения в экономической теории.
2. Проблемы становления рыночных отношений на постсоветском пространстве.
3. Формирование рыночных отношения в сфере услуг здравоохранения
4. Виды рынков и их роль в организации общественного производства.
САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ
ТЕСТ
Какое из приведенных ниже определений используется для характеристики типов экономических систем?
Варианты ответа:
а) традиционная;
б) капиталистическая;
в) централизованная;
г) смешанная.
В модели кругового потока рассматривается кругооборот...
Варианты ответа:
а) ресурсов;
б) товаров и услуг;
в) денег;
г) всего перечисленного выше.
Схема кругооборота ресурсов, товаров и услуг, денежных платежей...
Варианты ответа:
а) иллюстрирует процесс формирования рыночных цен;
б) иллюстрирует взаимодействие между Центральным банком, коммерческими банками, вкладчиками банков и теми, кто берет у банков деньги в кредит;
в) иллюстрирует взаимосвязи основных экономических субъектов;
г) иллюстрирует взаимодействие факторов экономического роста.
Проблему ограниченности ресурсов можно решить...
Варианты ответа:
а) если люди будут экономить ресурсы;
б) если все добровольно ограничат свои потребности;
в) лишь в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит
существенно увеличить производство товаров;
г) нет верного ответа.
Железная руда...
Варианты ответа:
а) является природным ресурсом;
б) является капиталом;
в) может быть и тем, и другим;
г) не может быть ни тем, ни другим.
6. В какой из вариантов ответа включены основные вопросы экономики?
Варианты ответа:
а) что производится, как производится, кем потребляется;
б) что потребляется, как производится, кто производит;
в) что производится, как потребляется, кто производит;
г) что потребляется, как производится, кто потребляет.
Принципиальная неразрешимость проблемы ограниченности связана с тем, что...
Варианты ответа:
а) часто возникают ситуации, когда имеющихся товаров не хватает на всех потребителей, например, невозможно поровну поделить 7 видеокассет между 10 желающими их получить;
б) большинство природных ресурсов человечества исчерпаемо;
в) рынок не может произвести все необходимые людям товары и услуги;
г) в каждый конкретный момент времени человеческие потребности превышают возможности их удовлетворения за счет доступных ресурсов.
8. Три типа экономических систем—это...
Варианты ответа:
а) традиционная, рыночная и централизованная;
б) демократическая, анархическая и тоталитарная;
в) феодальная, капиталистическая и коммунистическая;
г) развивающаяся, развитая и загнивающая.
В модели кругового потока рассматривается кругооборот...
Варианты ответа:
а) ресурсов;
б) товаров и услуг;
в) денег;
г) всего перечисленного выше.
Что из перечисленного ниже является характеристикой монополистической конкуренции?
Варианты ответа:
а) однородный продукт;
б) единственный покупатель на рынке;
в) полное отсутствие барьеров на выход с рынка;
г) неоднородный продукт.
Цена на свободном рынке...
Варианты ответа:
а) устанавливается продавцами и отражается на ценнике;
б) определяется покупателями;
в) является результатом взаимодействия спроса и предложения;
г) всегда выше, чем в условиях государственного регулирования.
Отличительной особенностью рынка совершенной конкуренции является...
Варианты ответа:
а) наличие большого количества продавцов и покупателей;
б) наличие большого количества разнообразных товаров;
в) очень низкий уровень цен;
г) все вышеперечисленное.
Если рынок по своей структуре является монополией, это означает, что...
Варианты ответа:
а) на рынке действует один покупатель;
б) на рынке действует один продавец;
в) на рынке действуют один покупатель и один продавец;
г) продавец имеет возможность продавать свой товар по очень высокой цене.
ТЕМА 4. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
ВВЕДЕНИЕ
Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей. В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части проводится обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). В третьей части проводится контроль знаний.
Основной структурной единицей рыночной экономики является фирма (предприятие).
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:будущие специалисты здравоохранения должны сформировать устойчивые знания по вопросам формирования издержек; понять механизм влияния методов использования имеющихся в распоряжении производителя ресурсов на эффективность функционирования его производства и общества в целом.
ЗАДАЧА ЗАНЯТИЯ:определить место и роль предприятия в экономике в условиях ограниченных и все уменьшающихся ресурсов.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ
Студент должен знать:
― субъекты и объекты хозяйствования;
― виды современных фирм;
― виды издержек.
Студент должен уметь:
― использовать полученные знания практически.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Дать характеристику видов издержек фирмы.
2. Что представляет собой общий, средний и предельный доход?
3. Уставной фонд фирмы.
4. Назвать и охарактеризовать факторы производства.
5. Сформулировать критерии равновесия фирмы.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Основной структурной единицей рыночной экономики является фирма (предприятие).
Фирма (предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.
Есть ли различие между фирмой и предприятием? Если хозяйственное звено является юридическим лицом, то оно уже представляет собой объект хозяйственной деятельности, будь то фирма или предприятие. Вместе с тем, в экономическом лексиконе часто термин «фирма» используется как обобщающее понятие: фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктовое производство.
В настоящее время только в странах с развитым рыночным хозяйством действует несколько десятков миллионов фирм. Исторический опыт хозяйствования породил множество их видов, отражающих различные формы и способы привлечения и использования капитала. Все это многообразие принято классифицировать по ряду признаков.
По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций различают фирмы: промышленные, торговые, транспортные, страховые, инжиниринговые, банковские, финансово-инвестиционные, научно-исследовательские, инновационные, оказывающие различного рода услуги (связи, бытового обслуживания и т.д.).
Одна из самых многочисленных и самая крупная по объему суммарных продаж группа — промышленные фирмы (предприятия). К их числу относят предприятия, у которых не менее 50% продаж составляет продукция собственного производства.
Также велико количество фирм, занятых внутренней и внешней торговлей. Их деятельность носит, как правило, посреднический характер. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий, либо быть независимыми и юридически, и экономически.
Транспортные фирмы осуществляют перевозку грузов и пассажиров. Выделяются судоходные, автомобильные, авиационные и железнодорожные фирмы. Последние в большинстве стран малорентабельны или убыточны, поэтому, как правило, их берет в свои руки государство.
Развитая рыночная экономика невозможна и без многочисленных банковских, страховых, лизинговых, финансово-инвестиционных фирм, связанных с ценными бумагами, недвижимостью, арендными отношениями.
Во всех странах действует большое число научно-исследовательских, инновационных (венчурных или рисковых), информационных, консультативных, аудиторских фирм, оказывающих разного рода услуги.
С учетом отраслевой сферы деятельности (этот критерий шире степени охвата видов и форм хозяйственной деятельности) различают моноготраслевые и диверсифицированные фирмы. Различают два типа диверсифицированных фирм. Первый тип предполагает при всем многообразии сфер деятельности сохранение достаточно выраженного профилирующего производства. Например, американская компания «Американ экспресс» осуществляет банковские и валютные операции, страхование, брокерские операции, а также услуги в области туризма, занимается издательской деятельностью. Чаще всего это концерны — группы предприятий (дочерних фирм), сосредоточенных вокруг одного предприятия (материнской компании), которое держит акции этой группы. Концерны обладают значительной экономической устойчивостью и конкурентоспособностью, ибо могут быстро перевести капитал из менее перспективных в более перспективные отрасли.
Второй тип диверсифицированных фирм — объединения (или конгломераты) — характеризуется отсутствием доминирующего отраслевого ядра. Здесь сосредоточены различные виды хозяйственной деятельности, не имеющие между собой никаких производственных связей. Основная цель таких объединений — получение дополнительной прибыли посредством игры на курсах акций. При таком распылении своей деятельности конгломераты со временем начинают проигрывать в конкурентной борьбе со специализированными фирмами. Тогда они концентрируют свои усилия на производственном профиле компании, пересматривают свою рыночную стратегию, освобождаются от отдельных филиалов и отделов и превращаются, по существу, в фирмы первого типа.
По критерию территориально-национальных, масштабов деятельностивсе фирмы делятся на национальные и транснациональные корпорации (ТНК). Последние представляют собой крупные концерны, для которых характерна международная диверсификация деятельности.
По степени концентрации производства фирмы распадаются на крупные, средние и мелкие (последние относят к малому бизнесу). Критерии отнесения фирм к тому или иному разряду весьма условны и дифференцированы по странам. Так, в США к малым промышленным фирмам относят обычно такие, где занято до 500 чел., к средним — от 500 до 1000 чел.; в большинстве стран Европы средними считаются предприятия, привлекающие от 50 до 500 работников, а в Японии — от 30 до 300 человек. Каждый из этих типов фирм характеризуется специфическими условиями функционирования и использует особые стратегии в конкурентной борьбе.
Крупные фирмы имеют преимущества перед средними и мелкими предприятиями:
― они характеризуются устойчивостью, за счет больших ресурсов и доходов имеют большие возможности для маневрирования ресурсами, пережидания неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Крупные предприятия, как правило, не ликвидируются физически, а лишь меняют владельцев. Они способствуют повышению экономической стабильности в стране;
― крупные фирмы могут наладить и налаживают массовое производство, что позволяет насытить рынок нужными товарами. Так, в США 1,4% крупных хозяйств производят 32% сельскохозяйственной продукции, а 34% мелких фирм — лишь 3,2% этой продукции;
― крупные фирмы имеют возможность использовать новейшую дорогую технику, освоить новые отрасли, обеспечить крупномасштабное строительство, проводить крупные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), т.е. они являются проводниками научно-технического прогресса;
― масштабы производства позволяют крупным фирмам иметь значительную экономию труда, ибо она ведет к сокращению издержек производства и обращения на единицу продукции, увеличению дохода на единицу капиталовложений.
Преимущества крупного предприятия породили мнение о том, что будущее экономики развитых стран в функционировании этих фирм. Через эти иллюзии прошли многие страны (и США, и европейские государства, и Россия, и Узбекистан).
Укрупнение предприятий осуществляется на основе концентрации и централизации капитала. Концентрация капитала означает увеличение производства путем привлечения дополнительных инвестиций. Централизация капитала — процесс увеличения производства путем объединения мелких и средних предприятий в одну крупную фирму.
Увеличение производства имеет свои пределы, за которыми укрупнение предприятия становится невыгодным. Такая ситуация называется ситуацией падающей доходности фирмы. Ее можно изобразить графически (рисунок 5).
Рисунок 5 — Динамика доходности фирмы
Средние фирмы в западных странах составляют в среднем около 20% всей численности предприятий. Средние предприятия не обладают такой многочисленностью и гибкостью, как мелкие предприятия, и не имеют такой мощи, как крупные. Но они более устойчивы, чем мелкие, так как специализированный рынок, на который они работают («нишевая» специализация), менее подвержен колебаниям. Средние фирмы выступают конкурентной силой для крупного бизнеса и имеют тенденцию к монополии. Они являются источником дальнейшей концентрации капитала.
Мелкие фирмы — самые многочисленные в рыночной экономике, характеризуются гибкостью, способностью быстро реагировать на изменяющийся спрос на рынке, быстрым обновлением. Мелкие предприятия выступают своего рода фундаментом рыночной экономики, не допуская появления дефицита товаров на рынке, поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности, невысоким ценам, низким издержкам производства из-за отсутствия расходов по управлению, рекламе и т.д. — в этом роль малого бизнеса в развитой рыночной экономике. Причины выживания мелких предприятий в следующем:
― включение мелкой фирмы в структуру крупного предприятия чаще оказывается менее выгодным, чем оказание ей помощи и деловое с ней сотрудничество;
― мелкие фирмы выбирают те сферы деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затратах, т.е. они не встают на пути среднего и крупного бизнеса;
― мелкие фирмы обладают особой привлекательностью для человека: он более независим, может заниматься любимым делом;
― для их создания нужен небольшой капитал и поддержка со стороны государства.
В зависимости от форм собственности на капитал различают частные и государственные предприятия (фирмы).
В рамках частной собственности (так как она неоднородна) выделяют индивидуальные и групповые формы собственности и соответственно три типа фирм:
― единоличного владения;
― партнерства — предприятия, которым на паях владеют два или более лиц;
― корпорации или акционерные общества.
В развитой экономике количественно преобладают фирмы единоличных собственников. Однако большинство из них (81% от общего числа) — мелкие и мельчайшие. К малому бизнесу относятся и большая часть партнерств (62%). Средние и крупные предприятия, как правило, функционируют на основе акционерной формы собственности.
Вне зависимости от вида, масштабов или сфер хозяйственной деятельности все фирмы функционируют в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством различных стран, среди которых выделяются единоличные (индивидуальные) предприятия, товарищества (или партнерства) и общества.
Различают товарищества полные (где предприниматели объединяют свой капитал и несут неограниченную имущественную ответственность по своим обязательствам), общества с ограниченной ответственностью (где объединяется капитал, а не деятельность, а по обязательствам отвечают лишь своим собственным вкладом) и акционерные общества. Акционерные общества (АО) представляют собой объединение капиталов для осуществления какой-либо хозяйственной деятельности путем выпуска акций. В США их называют корпорациями (от латинского «союз», «объединение»). Членами общества могут быть как юридические, так и физические лица. В зависимости от способа распространения ценных бумаг различают акционерные общества открытого(их акции свободно продаются и покупаются) и закрытого типа (здесь акции распространяются между учредителями и на свободный рынок не поступают).
Преимущества АО в том, что они имеют возможность широкого привлечения дополнительного капитала, обеспечивают профессиональное управление, хозяйственная деятельность сопровождается ограниченной ответственностью акционеров. Недостатки этой формы предприятий в громоздкости управления, низкой оперативности действий, склонности к монополизации и строгому контролю за деятельностью управления. И все же акционерная форма является основной в организации крупного и крупнейшего производства и играет решающую роль в современном рыночном хозяйстве.
Особой организационно-правовой формой предприятий являются кооперативы, которые представляют собой общества, объединения людей не непосредственно с целью получения прибыли и доходов, а для оказания помощи и содействия членам кооператива в их хозяйственной деятельности (сбытовые, кредитные, жилищные, потребительские). Производственные же кооперативы в сельском хозяйстве получили название колхозов, в промышленности их можно назвать «народными» предприятиями. Здесь собственники средств производства одновременно являются тружениками.
Государственные предприятия выпускают товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Они функционируют при сочетании коммерческих и некоммерческих начал. Государственные предприятия можно разделить на три группы:
― бюджетные (ведомственные);
― общественные (публичные) корпорации;
― смешанные акционерные общества.
Бюджетные предприятия не имеют ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности, входят в систему административного управления и подчиняются соответствующим министерствам, ведомствам или местным органам управления.
Наиболее распространенной организационно-правовой формой государственных предприятий являются общественные (публичные) корпорации, создаются они на основе специальных правительственных постановлений в форме АО, все акции которых принадлежат государству. Публичные корпорации имеют собственный капитал, образуемый за счет государственных фондов, акционерного капитала и прибыли. В случае необходимости публичные корпорации могут быть легко преобразованы в смешанные предприятия, которые функционируют на основе различных форм собственности. Эффективность государственных предприятий, как правило, ниже частных, ибо они лишены свободы в хозяйственной деятельности, ценообразовании, часто продают свою продукцию по себестоимости, создаются там, куда частный капитал не вкладывается (в силу убыточности, малой рентабельности или отдаленной перспективы результатов), а также в силу того, что государство их опекает, покрывает убытки, в результате мотивация к эффективному труду снижена.
Предприятие в рыночной экономике самостоятельно принимает решение, что производить, для кого и каким образом, подчиняет свои действия принципу рационального поведения в условиях свободного рынка. Сущность этого принципа — в оптимизации благосостояния участников свободной конкуренции. Для предприятия это означает получение доходов, прибыли.
Но эту цель нельзя понимать как максимизацию прибыли — это слишком упрощенно. Почему? Дело в том, что в отдельном конкретном случае максимум прибыли может ослабить устойчивость предприятия, так как привлечет конкурентов, дополнительный капитал в создание аналогичных производств (предприятий), ибо каждый участник свободной конкуренции вкладывает капитал туда, где можно получить больше прибыли. В результате на рынке вырастает предложение данных товаров, снижаются цены, сокращаются доходы и положение предприятия (фирмы) может оказаться неустойчивым.
Принимая во внимание данный рыночный механизм, предприятие стремится не к временному максимуму прибыли, а к постоянному и устойчивому доходу. Для этого предприятие не должно замыкаться на производстве одного продукта. В этом случае его положение будет неустойчивым на рынке, особенно во время структурных кризисов.
Многопрофильная фирма убытки от одного товара (в случае неблагоприятной конъюнктуры на рынке) может перекрыть доходами от производства других товаров или услуг. Кроме того, ориентация на производство одной продукции неперспективна, так как предприятие может попасть в тупиковую ситуацию из-за затухания жизненного цикла выпускаемого товара (например, выпуск хомутов, телег в период развития автомобилестроения). Если же предприятие ориентируется на многопрофильную модель, то в этом случае возможно совмещение разных циклов производства товара (от зарождения, внедрения их в производство — через рост и зрелость — к спаду, затуханию их выпуска), что обеспечит предприятию стабильный и устойчивый доход.
При определении выбора производимых товаров считается желательным достижение положительного синэргического эффекта (условно он обозначается как 2+2=5). В этом случае совокупная результативность всех видов деятельности выше, чем простая сумма результатов производства каждого товара в отдельности. Это возможно, когда предприятие имеет дополнительный эффект за счет общности сырьевой базы (переработки доходов), технологии (в военной и гражданских отраслях), использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д.