О Типовом положении о комитете (комиссии) по охране труда
Министерство труда и социальной защиты РФ Приказом от 24 июня 2014 г. N 412н утвердило Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда. В свою очередь, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. N 413 "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" был признан утратившим силу Приказом Минтруда РФ от 25 июня 2014 г. N 417. Обратимся к тексту Типового положения, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 24 июня 2014 г. N 412н.
1. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации с целью организации совместных действий работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работников.
2. На основе Положения приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа утверждается положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее - Комитет) с учетом специфики деятельности работодателя.
Примечание. Утверждение положения о Комитете - это, по существу, его создание. Согласно сложившейся практике комитеты создавались совместным решением работодателя (его представителя) и профсоюзного комитета. Такой порядок основывается на учете прав профсоюзов, определенных Федеральным законом от 12 февраля 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Согласно ст. 5 указанного Закона профсоюзы в своей деятельности независимы от работодателей.
Исходя из изложенного, не исключена вероятность того, что профкомы могут отказаться от такой формы сотрудничества с работодателем при создании Комитета, которая оформляется его приказом (распоряжением), т.е. единолично. К тому же, норма п. 2 Типового положения противоречит положению его п. 4, согласно которому работа Комитета строится на принципах социального партнерства, которое исключает возможность формирования отношений между работодателем и профкомом на основе приказа (распоряжения) работодателя.
4. Комитет является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа Комитета строится на принципах социального партнерства.
Примечание.
1. В той или иной форме система управления охраной труда существует практически у каждого работодателя, даже в тех случаях, когда она формально, - приказом работодателя, - не выделена в относительно самостоятельную подсистему системы управления организацией. Статья 22 "Основные права и обязанности работодателя" ТК РФ не обязывает работодателя создавать систему управления охраной труда. Поэтому работодатель свободен в выборе: он может создать такую систему, а может не создавать, традиционно распределив обязанности по обеспечению охраны труда между функциональными и линейными подразделениями организации, должностными лицами. Уже в силу этого, по нашему мнению, не следует в нормативном правовом акте декларировать, что Комитет является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, тем более потому, что эта фраза работодателей ни к чему не обязывает. К тому же, следует иметь в виду, что принимать участие в управлении, - это означает участие в принятии решений, организации и контроле за их выполнением, чего не делает Комитет.
2. Право работников на участие в управлении организацией декларируется не нормативными правовыми актами, каковым является комментируемый приказ Минтруда РФ, а ТК РФ. Согласно его ст. 52 право работников на участие в правлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями. Не более того. Исходя из изложенного, в положении о комитете организации нецелесообразно упоминать о том, что члены комитета со стороны работников участвуют в управлении организацией.
3. Провозгласить, что работа комитета строится на принципах социального партнерства, явно недостаточно. Эту фразу необходимо наполнить определенным содержанием, иначе она практического значения не имеет. Для этого целесообразно обратиться к тексту ст. 24 ТК РФ "Основные принципы социального партнерства".
Из приведенных в этой статье принципов социального партнерства в работе Комитета могут быть, по нашему мнению, учтены следующие:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в договорных отношениях;
- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств.
5. Комитет взаимодействует с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, на территории которого осуществляет деятельность работодатель, органами государственного надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства указанного субъекта Российской Федерации, другими органами государственного надзора (контроля), а также с технической инспекцией труда профсоюзов.
6. Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными актами работодателя.
7. Задачами Комитета являются:
а) разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Примечание. По нашему мнению, разработка программы совместных действий работодателя и представительного органа работников не является первоочередной задачей Комитета: такая задача не ставится перед ним частью 2 ст. 218 ТК РФ. Текст приведенного выше подпункта "а" целесообразно изложить, руководствуясь частью 2 статьи 218 ТК РФ: Комитет организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Содержание этой работы должно быть раскрыто путем перечисления функций, выполняемых Комитетом (эти функции приводятся в п. 8 Типового положения);
б) организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предложений работодателю по улучшению условий и охраны труда.
Примечание. По нашему мнению, текст подпункта "б" следует изложить таким образом, чтобы приведенная в нем задача была идентична той, которая поставлена перед Комитетом согласно части 2 ст. 218 ТК РФ: он организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда;
в) содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
Примечание. По нашему мнению, возлагать такую задачу на Комитет вряд ли целесообразно, тем более, что она перед ним статьей 218 ТК РФ не ставится. Если выделить такую деятельность Комитета в виде его задачи, то неизбежно возникает вопрос: почему Комитет не должен информировать работников и по другим вопросам охраны труда - о результатах специальной оценки условий труда, принятии мер по предотвращению аварийных ситуаций и т.д. То есть информировать работников по всем вопросам охраны труда. В этом случае количество задач, стоящих перед Комитетом вырастет в десятки раз, а их выполнение станет для него нереальным делом. Организация информирования работников, - но не содействие в этом службе охраны труда, по результатам организованных Комитетом проверок условий и охраны труда, такова одна из его задач, определенных статьей 218 ТК РФ.
8. Функциями Комитета являются:
а) рассмотрение предложений работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа с целью выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда.
Примечание. В связи с этим текстом неизбежно возникает вопрос, - кто вырабатывает указанные рекомендации? Безусловно, сам Комитет. Поэтому данный текст целесообразно изложить в несколько иной редакции: рассмотрение предложений работодателя, работников, представительного органа работников и выработка на их основе рекомендаций по улучшению условий и охраны труда;
б) содействие работодателю в организации обучения по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации проверки знаний требований охраны труда и проведения в установленном порядке инструктажей по охране труда.
Примечание. Это, по нашему мнению, явно надуманная функция Комитета. Исходя из задач, поставленных перед Комитетом статьей 218 ТК РФ, ни о каком содействии в организации обучения работников, проверки их знаний требований охраны труда, проведения инструктажей со стороны Комитета быть не должно;
в) участие в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов, выработка предложений работодателю по приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Примечание. Исходя из текста части 2 ст. 218 ТК РФ, данный текст следует изложить иначе: организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и подготовку предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда по результатам проведенных проверок;
г) информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
д) информирование работников о результатах специальной оценки условий труда на их рабочих местах, в том числе о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда;
е) информирование работников о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, содействие осуществляемому службой охраны труда работодателя контролю за обеспечением ими работников, правильностью их применения, организацией их хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;
ж) содействие службе охраны труда работодателя в мероприятиях по организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и учету результатов медицинских осмотров при трудоустройстве;
з) содействие своевременной бесплатной выдаче в установленном порядке работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания;
и) содействие службе охраны труда работодателя в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
к) содействие службе охраны труда работодателя во внедрении более совершенных технологий производства, нового оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации (сокращении числа) рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда;
л) подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию организации работ с целью обеспечения охраны труда и сохранения здоровья работников, созданию системы поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда;
м) подготовка и представление работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации или иному уполномоченному работниками представительному органу предложений по разработке проектов локальных нормативных актов по охране труда, участие в разработке и рассмотрении указанных проектов.
Примечание к подпунктам "г"-"м".
1. Комитет согласно части 2 ст. 218 ТК РФ не участвует, не информирует, не содействует, не подготавливает. Комитет - организует проведение определенных частью 2 ст. 218 ТК РФ мероприятий.
2. Авторы Типового положения возлагают на Комитет участие в той или иной форме в работе, которая относится к компетенции службы охраны труда и персонала функциональных и линейных подразделений работодателя, тем самым отвлекая Комитет от исполнения обязанностей, которые возложены на него статьей 218 ТК РФ.
3. Многие из приведенных в подпунктах "г"-"м" текстов носят чисто декларативный характер: в них не раскрывается содержание деятельности Комитета по участию в тех или иных мероприятиях, содействию в их проведении.
9. Для осуществления возложенных функций Комитет вправе:
а) получать от службы охраны труда работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;
б) заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда;
в) заслушивать на заседаниях Комитета руководителей структурных подразделений работодателя и иных должностных лиц, работников, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;
д) вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;
е) содействовать разрешению трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.
Примечание к подпунктам "в", "д" и "е" пункта 9. Непонятно почему и в каких целях Комитету представляются права, приведенные в указанных подпунктах п. 9. Проведение этих мероприятий не отнесено к его задачам и функциям, ни статьей 218 ТК РФ, ни Типовым положением.
10. Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессионального союза или иного представительного органа работников.
Примечание. В связи с этим текстом нельзя не отметить, что его авторы несколько исказили смысл части 1 ст. 218 ТК РФ, согласно которой:
1. Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.
2. В состав Комитета на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации (профкома) или иного представительного органа работников.
Таким образом, не Комитет создается на паритетной основе, как об этом сказано в пункте 10, но на паритетной (равноправной) основе в его состав входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. А если так, то бессмысленным становится наделение сторон одним голосом каждой. Стороны равноправны, решения Комитета принимаются по их согласию. Если согласие не достигнуто, - решение не принимается.
Поэтому в соответствующем пункте положения о Комитете в организации, у работодателя - индивидуального предпринимателя можно, например, записать: Комитет создается по инициативе работодателя (его представителя) и (или) по инициативе общего собрания (конференции) работников либо профсоюзного комитета. В его состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители профсоюзного комитета. Решения комитета принимаются только по соглашению его сторон.
11. Численность членов Комитета определяется в зависимости от численности работников, занятых у работодателя, количества структурных подразделений, специфики производства и других особенностей по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.
Примечание. То, что численный состав членов Комитета определяется в зависимости от значений факторов, приведенных в п. 11, ни у кого сомнений не вызывает. Однако важно установить, кто определяет численный состав членов Комитета. Согласно п. 11 численный состав членов Комитета определяется по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников. Так, кто же эти стороны? О них в Типовом положении ничего не говорится.
Если следовать логике ст. 218 ТК РФ, то сторонами отношений по поводу создания и функционирования комитета являются работодатель и работники либо их представительный орган. Согласно логике п. 11 Типового положения, есть еще стороны, представляющие интересы работодателя и работников либо их представительного органа.
Видимо, в положении о комитете в организации или у работодателя - индивидуального предпринимателя целесообразно предусмотреть следующее. Численный состав комитета определяется при его создании работодателем и работниками в лице их общего собрания (конференции) либо профкомом. Эту норму можно так или иначе уточнить. Например, численный состав членов комитета определяется работодателем и профкомом. Можно также добавить, что по соглашению указанных сторон численный состав комитета может быть изменен в любое время.
12. Выдвижение в Комитет представителей работников может осуществляться на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации, если он объединяет более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представители работодателя выдвигаются работодателем. Состав Комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
Примечание. По нашему мнению выдвигать представителей работников в состав комитета вправе лишь общее собрание (конференция) работников. Что касается профкома, то он вправе выдвигать работников в комитет при условии, если будет уполномочен на это общим собранием (конференцией) работников.
Отметим также, что выдвижение представителей работников в какой-либо орган - это их внутреннее дело. Никакой орган исполнительной власти не вправе навязывать общему собранию (конференции) работников свою волю в решении этого вопроса. Исходя из изложенного, соответствующий пункт положения о комитете организации, у работодателя - индивидуального предпринимателя можно изложить примерно так: выдвижение представителей работников в состав комитета по охране труда осуществляется по решению общего собрания (конференции) работников либо по его уполномочию профсоюзным комитетом. Выдвижение представителей работодателя в состав комитета по охране труда осуществляется по решению работодателя (его представителя).
13. Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны социального партнерства и секретаря. Председателем Комитета, как правило, является непосредственно работодатель или его уполномоченный представитель, одним из заместителей является представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем - работник службы охраны труда работодателя.
Примечание. Текст п. 13 противоречив. С одной стороны члены комитета избирают из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. С другой стороны - должности руководителей комитета и секретаря уже распределены. Поэтому ни о каких выборах в действительности речь идти не может. Под руководством работодателя (его ответственного представителя) комитет превращается в чисто административный орган, навязывающий свою волю членам комитета.
С точки зрения интересов дела, ради которого создается комитет, в роли его председателя предпочтителен представитель работников либо профкома. Не следует забывать о том, что одной из задач комитета является организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, в чем не всегда заинтересован работодатель. Поэтому представители работников либо профкома в комитете должны в своих интересах проявить достаточно настойчивости в целях избрания на пост председателя приемлемой для них кандидатуры.
Иное дело - заместители председателя. В целях соблюдения паритета сторон (работодателя и работников либо их представительного органа - ст. 218 ТК РФ), эти два поста должны быть поделены между ними.
В то же время, по нашему мнению, вряд ли стоит соглашаться с тем, что члены комитета выбирают председателя и его заместителей. Дело в том, что все члены комитета являются работниками организации или работодателя - индивидуального предпринимателя, т.е. людьми, зависимыми от работодателя (его представителя).
Их немного, личности их известны. В этих условиях они в подавляющем своем большинстве безропотно проголосуют за те кандидатуры, которые им предложат.
В связи с изложенным, представляется целесообразным при разработке положения об охране труда в организации, у работодателя - индивидуального предпринимателя отказаться от содержащегося в п. 13 Типового положения порядка замещения руководящих постов в комитете. Это сделать тем более легко, поскольку авторы Типового положения не категоричны в том, что председателем комитета должен быть работодатель или его ответственный представитель.
В этом пункте просто констатируется: "Председателем комитета, как правило, является работодатель или его ответственный представитель...". Т.е. авторы п. 13 ссылаются на сложившуюся в большинстве организаций практику, когда председателем комитета является указанное лицо, не высказывал к ней своего отношения, просто констатируя сложившееся положение. В том, что работодатели (их представители) являются, как правило, председателями комитетов, нет ничего удивительного. Сложившийся в советские времена механизм подчинения работников, профкомов воле работодателя (его представителя) в большинстве случаев продолжает безотказно действовать.
По нашему мнению, для того, чтобы исправить сложившееся положение, - дать представителям работников (профкомов) возможность стать действительно равноправной стороной в их взаимоотношениях в комитете с представителями работодателя, - целесообразно отказаться от сложившейся практики - избрания председателя и его заместителей. Их должны назначать по взаимному соглашению стороны - работодатель (его представитель) и общее собрание (конференция) работников либо профком после того, как они определят численный и персональный состав комитета.
Текст соответствующего пункта положения о комитете по охране труда организации, у работодателя - индивидуального предпринимателя можно изложить примерно в следующей редакции:
Председателя комитета, его двух заместителей и секретаря комитета назначают из числа его членов по договоренности стороны соглашения о создании комитета - работодатель (его представитель) и общее собрание (конференция) работников либо профсоюзный комитет.
14. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы, которые утверждаются председателем Комитета.
Примечание. Регламент работы комитета - это, видимо, документ, регламентирующий периодичность проведения его заседаний, порядок их созыва, ведения, принятия комитетом решений. Поскольку о регламенте работы комитета в п. 14 ничего не сказано, разработчики положения о комитете свободны наполнить этот документ содержанием по своему усмотрению, однако учитывая задачи, стоящие перед комитетом, выполняемые им функции, его права.
15. Члены Комитета должны проходить в установленном порядке обучение по охране труда за счет средств работодателя или средств финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами*(3).
16. Члены Комитета отчитываются не реже одного раза в год перед выборным органом первичной профсоюзной организации или собранием (конференцией) работников о проделанной ими в Комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников вправе отзывать из состава Комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава Комитета и назначать вместо них новых представителей.
Примечание.
1. Из текста первого предложения п. 16 следует, что все члены комитета отчитываются о проделанной ими в комитете работе, хотя речь должна идти о членах комитета, представляющих интересы работников.
2. Отчитываться о проделанной ими в комитете работе члены комитета должны не перед профкомом или перед общим собранием (конференцией) работников, а перед тем из указанных органов, который делегировал их в комитет. Если, например, стороной соглашения с работодателем (его представителем) о создании комитета является профком, который и направил своих представителей в комитет, то последние должны отчитываться именно перед профкомом, но не перед общим собранием (конференцией работников).
3. Профком (также как и общее собрание (конференцию) работников интересует не проделанная его представителями в комитете работа, а результаты работы комитета в целом. Поэтому, по нашему мнению, отчет о работе комитета за истекший период должен делать заместитель председателя комитета, представляющий сторону профкома. Он может, при необходимости, охарактеризовать работу, проделанную в комитете каждым из представителей профкома. Если же соучредителем комитета является общее собрание (конференция) работников, то отчет о проделанной комитетом работе делает ему заместитель председателя комитета со стороны указанного органа работников.
В связи с изложенным текст первого предложения п. 16 можно изложить примерно в следующей редакции:
Заместитель председателя комитета со стороны общего собрания (конференции) работников либо профкома делает не реже одного раза в год отчет о проделанной комитетом работе тому из указанных органов, представителем которого он является в комитете.
17. Обеспечение деятельности Комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения по охране труда) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.