Государственная система управления охраной труда
В Российской Федерации
Основными элементами созданной в РФ системы безопасности являются органы законодательной, исполнительной и судебной властей; государственные, общественные и иные организации и объединения; граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом; а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Основные направления государственной политики в сфере охра-ны труда сформулированы в ст. 210 ТК РФ:
— приоритет сохранения жизни и здоровья работника;
— принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
— государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
— подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
— установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-быто-выми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Структура органов государственного управления охраной труда формируется в соответствии с принципами федеративного устройства РФ, определенными Конституцией РФ. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере груда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий (ст. 216 ТК РФ).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и т. д., в настоящее время является Министерство труда Российской Федерации. Министерство труда осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, являющейся органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе и в области охраны труда. Управление охраной труда в отраслях или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий (например, в РБ — Минтруда и соцзащиты). Отдельные полномочия по го-сударственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.
Основополагающие принципы построения единой государст-венной системы управления охраной труда следующие:
— реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда;
— приоритет социальных целей при проведении государственной политики в области охраны труда, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
— гарантии прав работников на охрану труда и нормативное обеспечение этих прав;
— профилактическая направленность деятельности в области охраны труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
— обязательное расследование всех несчастных случаев на производстве;
— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантирование права застрахованных на обеспечение по страхованию;
— экономическая заинтересованность работодателей в улучшении условий и безопасности труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
— научная обеспеченность требований охраны труда, содержащихся в законодательных и нормативных актах по охране труда;
— социальное партнерство всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, полномочных представителей работников;
— перспективное планирование по охране труда и их финансирование;
— неукоснительное выполнение обязанностей работодателями и работниками по соблюдению требований охраны труда, ответственность за их нарушение.