Города в пореформенной России
Промышленность и транспорт в пореформенной России.
1. Развитие капиталистической промышленности.
2. Железнодорожный бум.
3. Города в пореформенной России.
Развитие капиталистической промышленности.
Развитие промышленного капитализма в пореформенной России проходило три стадии: «мелкотоварное производство» (мелкие, преимущественно крестьянские промыслы); капиталистическая мануфактура; фабрика (крупная машинная индустрия).
Мелкотоварное производство в городе и деревне характеризовалось примитивной ручной техникой, преобладанием мелких заведений, остающимися связями с земледелием (летом – земледелец, зимой – кустарь), сравнительно узкий рынок. Капиталистической стадией мелкое производство становится путём выхода на рынок и применения рабочей силы. Появление мануфактур с наёмными рабочими и крупными капиталами, а затем фабрик не уничтожало сразу промыслы, хотя значительно их потеснило, отбирая у них производство то одних, то других товаров. Но кустари переходили на производство новых товаров, или шли в новые районы, или приспосабливались к крупному производству. Так, в районах текстильных фабрик пришло в упадок ручное ткачество, зато расцвели сапожный и валяльный промыслы. Возникли промыслы по изготовлению для фабрик различных деревянных деталей, челноков и пр. Промыслы очень гибко и быстро приспосабливались к рынку, заполняя бреши крупного производства.
До 1861 г. труд крепостных применялся не только в с/х, но и в промышленности. Отмена крепостного права потребовала коренной перестройки всех сфер экономики, промышленности в том числе. В первые годы после реформы наблюдалось падение производства, вызванное необходимостью перехода к вольнонаёмному труду, затронуло все отрасли промышленности. Наибольший спад наблюдался в металлургии и машиностроении (так в основе своей использовался труд крепостных, необходимо было перейти к вольнонаёмному труду, необходимы были инвестиции и переоборудование предприятий). В течение XIX века центр металлургии стал постепенно перемещаться с Урала на Донбасс. Тем не менее, к середине 1860-х гг. наметился подъём, особенно в лёгкой и пищевой промышленности.
В большинстве отраслей крупной промышленности к 80-м гг. был завершён промышленный переворот, переход к фабрике, начавшийся ещё 30 – 40-х гг. Это дало значительный толчок промышленному развитию страны.
Завершение промышленного переворота создало реальные условия для индустриализации страны. Россия переходила к ней позже других передовых стран. Уже завершилась индустриализация в Англии, близки были к этому в конце XIX в. Германия и США. Как и в других странах, индустриализация началась с лёгкой промышленности.
К концу века группа «А» (производство средств производства) давала ровно одну треть всей промышленной продукции, а две трети составляла продукция группы «Б» (средства потребления). Преобладание лёгкой промышленности объяснялось тем, сто капиталы в ней оборачивались быстрее и приносили больше прибыли.
Постепенно российская экономика стала частью мировой – это обусловило её циклический характер, смену периодов упадка и подъёма. В 1873 г. хозяйство страны впервые испытало влияние мирового промышленного кризиса. Впоследствии влияние мировой экономики на хозяйство России стало постоянным.
Железнодорожный бум.
Быстрое развитие экономики невозможно без налаженной сети дорог. Наиболее надёжным видом транспорта в России долгое время оставался речной, оборудованных путей сообщений по суше явно не хватало. Решить эту проблему можно было двумя способами – построить шоссейные дороги или железные дороги – выбор пал на вторую. Железнодорожное строительство началось ещё в эпоху Николая I, но несмотря на это Россия значительно отставала от европейских стран в деле строительства железных дорог: даже в Европейской части Империи в первой половине века существовала только одна линия: Москва – Петербург. Движение началось в 1851 г.
Строительство дорог развернулось по специальной программе, предусматривающей дать выход хлебу к промышленным центрам, к морским и речным портам, связать центр и окраины. Из стратегических целей строились дороги к западным границам России. Были построены дороги Москва – Курск, Москва – Воронеж, Москва – Нижний Новгород, Курск – Одесса, Царицын – Рига и др. К 90-м гг. Москва и Петербург были связаны с Донбассом, Уралом, Украиной, Средней Азией, Поволжьем, Кавказом.
Следующий этап железнодорожного строительства пришёлся на 1890е. В этот период было проведено две линии в Сибири: из Челябинска до Байкала и из Владивостока до Байкала. Транссибирская магистраль, в состав которой входили две вышеназванные линии и Кругобайкальская дорога, огибавшая озеро Байкал, соединила Сибирь с Европой. Сибирские товары стали поступать на Запад, огромный зауральский рынок открылся для европейских товаров.
Железнодорожное строительство, к третьей четверти XIX в. Приобрело черты бума. На строительстве железных дорог возникли крупные капиталы новых дельцов, развивалась спекулятивная горячка. Крупные взятки брали за раздачу концессий самые высокие сановники и члены царской семьи.
Рост транспорта привёл к широкому развитию внутренней и внешней торговли. Растёт сеть стационарных магазинов, лавок и товарных бирж в розничной и оптовой торговле.
Города в пореформенной России.
Экономический подъём и железнодорожный бум оказали влияние и на изменение городской сети империи. Возникли новые промышленные центры, которые вытесняли старые, появились новые населённые пункты, связанные не только с производством, но и с развитием железнодорожной сети.
Развитие капитализма привело к изменению социальной структуры общества, формированию новых классов – пролетариата и буржуазии. Промышленный пролетариат стал складываться как класс на стадии капиталистической мануфактуры, но лишь фабрика завершает этот процесс. К пролетариату относятся все наёмные рабочие, в том числе и в сельском хозяйстве и в промыслах, но ядром его является фабрично-заводские, горные и железнодорожные рабочие, объединённые в крупные отряды.
Промышленная буржуазия начала складываться ещё до реформы как торговая буржуазия, но формировалась как класс во второй половине XIX в.
Вывод: Бурные темпы экономического развития России во второй половине XIX в. Стали результатом отмены крепостного права и либеральных реформ. За короткий срок Россия совершила скачок вперёд, превратившись из страны со слабой, отстающей экономики, в догоняющую. Подобные резкие перемены сказались не только на состоянии промышленного производства или уровня развития транспорта, большие перемены произошли и в обществе.