Как разрешить административный спор? Производство по делам об административных правонарушениях

Приложение. Сведения из теории.

Когда возникает спор любого характера, человек пытается разобраться в том, кто и как может помочь в его разрешении.

Некоторые желают незамедлительно привлечь компетентные органы, надеясь, что именно они быстро восстановят справедливость, другие же настаивают на мирном решении проблемы. Народная мудрость гласит: «Худой мир лучше доброй ссоры».

Административные правонарушения многочисленны, многообразны и органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях. Если исходить из юридической практики, то надо признать, что чаще всего граждане страдают от такого административного правонарушения, как мелкое хулиганство. В статье 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях оно определяется следующим образом: «Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан».

Мелкое хулиганство влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до 15 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток.

Если совершается данное правонарушение, то потерпевший должен написать заявление в орган внутренних дел (полицию) по месту совершения мелкого хулиганства, то есть в районное (городское) отделение внутренних дел. Собрав необходимые доказательства, орган дознания передает материалы в суд, который принимает соответствующее решение.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Кто может рассматривать дела об административных правонарушениях?

Дела об административных правонарушениях могут рассматриваться судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних, федеральными органами исполнительной власти, а также иными уполномоченными на то государственными органами. Некоторые дела об административных правонарушениях рассматривают начальники управлений внутренних дел, их заместители, руководитель и сотрудники государ­ственной инспекции безопасности дорожного движения, государственные инспектора дорожного надзора, участковые инспектора. В пределах своей компетенции споры административного характера рассматривают федеральные органы МВД, таможенные органы, органы экспортного контроля, органы и войска пограничной службы, государственные инспекции труда, органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений, за использованием и охраной водных объектов, территорий государственных заповедников, национальных парков, органы рыбоохраны, органы российской транспортной инспекции, органы автомобильного, железнодорожного транспорта и др.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

· мировыми судьями;

· комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

· уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Федерации;

· административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Федерации.

Дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий могут рассматривать руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители; руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители.

Как же реализуются предусмотренные законом меры юридической ответственности по отношению к лицам, совершившим административные проступки?

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Если у несовершеннолетнего нет самостоятельного заработка, административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. Сумма, которую следует заплатить, вносится в банк. Если лицо не заплатило штраф, то копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в организацию, где, привлеченный к административной ответственности, работает, учится либо получает пенсию.

Однако бывает так, что правонарушитель нигде не работает, а потому взыскать штраф из его доходов невозможно. В этом случае помощь должен оказать судебный пристав. Он может обратить административное взыскание на имущество нарушителя.

Штраф можно взимать и на месте совершения правонарушения. При этом нарушителю выдается квитанция.

Постановление-квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности.

А вот другой пример. Исполнение постановления о лишении права охоты осуществляется путем изъятия охотничьего билета. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

Выработаны особые правила осуществления производства по делам об административных правонарушениях. По общему правилу оно ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Такие дела подлежат открытому рассмотрению. В некоторых случаях разрешение споров осуществляется тайно при гласном вынесении окончательного результата. Это происходит тогда, когда речь идет о государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, а равно в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонаруше­нии, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

В производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, который осуществляет юридическую помощь оказавшемуся в беде человеку. В качестве защитника допускается адвокат. Его полномочия удостоверяются ордером. Для других защитников оформляются доверенности. Защитник должен быть допущен к делу с момента составления протокола об административном правонарушении, а если человек задержан — то с момента административного задержания.

Лица, которые участвуют в производстве по делам об административных правонарушениях, называются участниками. У каждого из них есть свои права и обязанности, которые охраняются законом.

Например, потерпевшим может быть как человек, так и организация, которым причинен физический, имущественный и моральный вред. Он вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя. Кроме того, потерпевший может обжаловать постановление по своему делу.

Ходатайство — 1) официальная просьба или представление, адресованное государственным органам (общественной организации) вышестоящей инстанции; 2) официальная просьба о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенная к органу дознания, следователю, прокурору, судье или суду.

Отвод— отстранение от участия в судебном процессе судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика, если они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе дела или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в их беспристрастности. Отвод служит средством обеспечения объективности и беспристрастности судебного разбирательства и предварительного следствия.

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Пытаясь выяснить, что же в действительности произошло и кто виноват в случившемся, компетентные органы нередко привлекают тех людей, которым известны обстоятельства дела. В этом случае участниками производства становятся свидетели.

Если установлено, что правонарушение действительно произошло, есть тот, кто обвиняется в содеянном, следует доказать вину этого лица. Для этого требуется собрать доказательства. Фактические данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, показаниями свидетелей, потерпевших, заключениями эксперта. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. В качестве доказательств могут быть признаны материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и пр.

Для рассмотрения дела об административном правонарушении существуют установленные законом сроки. Например, судья, должностное лицо должны его рассмотреть в 15-дневный срок с момента получения протокола об административном правонарушении. В некоторых случаях срок продлевается.

Однако если совершенное деяние повлекло за собой административный арест, то дело в отношении лица, подвергнутого задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента задержания.

Чтобы пресечь совершение правонарушения, установить личность того, кто нарушает порядок, применяются специальные меры:

· доставление;

· административное задержание;

· личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, террито­рий, находящихся там вещей и документов;

· изъятие вещей и документов;

· отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

· медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

· задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

· арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

· привод.

В отдельных случаях человека могут принудительно доставить в отделение полиции, орган местного самоуправления, чтобы составить протокол о случившемся.

Доставление— принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте совершения административного правонарушения.

В исключительных случаях человека могут просто ограничить в свободе, то есть подвергнуть административному задержанию. Например, должностные лица таможенных органов, выявив нарушение таможенных правил, могут задержать предполагаемых виновников.

Необходимо знать, что об административном задержании обязательно должен быть составлен протокол. Прежде чем его подписать, необходимо прочитать все сведения, которые занесены в этот документ. Сроки задержания не должны превышать трех часов (в отдельных случаях до 48 часов — например, если речь идет о посягательстве на государственную границу РФ). При этом задержанному лицу разъясняются его права.

По просьбе задержанного в кратчайший срок о месте его нахождения уведомляются родственники, защитник, администрация по месту работы или учебы. Об административном задержании несовершеннолетнего уведомляются его родители. Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых.

Административное задержание — кратковременное ограничение свободы физического лица.

Не каждому разрешено осуществлять административное задержание. Это могут делать только: должностные лица органов внутренних дел (полиции); старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ; должностные лица военной автомобильной инспекции и т.д.

В отдельных случаях, для того чтобы обнаружить орудия или предметы административного правонарушения, проводится личный досмотр или досмотр вещей.

Личный досмотр производится лицом одного пола с тем, кого досматривают в присутствии двух понятых того же пола.

Законом допускается личный досмотр или досмотр вещей без понятых. Обычно это происходит тогда, когда имеются основания считать, что у человека есть оружие, предметы, с помощью которых может быть причинен ущерб, вред окружающим.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол.

В ряде случаев проводится досмотр транспортного средства. Обычно при этом присутствует его владелец. Об этом составляется протокол или делается запись в протоколе об административном задержании. При этом можно осуществлять видеозапись, которая прилагается к такому протоколу.

Допускается изъятие вещей и документов, которые явились орудиями совершения правонарушения и служат доказательствами произошедшего. Например, может быть изъято водительское удостоверение, что обязательно должно быть зафиксировано в протоколе об административном правонарушении. Допускается и составление отдельного протокола об изъятии вещей и документов. Копия такого протокола должна быть вручена тому, у кого изъяты вещи. Если изъятые вещи быстро портятся, то их направляют на реализацию или уничтожение.

Если человек управляет транспортом в нетрезвом виде, его могут отстранить от управления и направить на медицинское освидетельствование.

В отдельных случаях может применяться привод тех лиц, в отношении которых ведется производство по делу.

Законом предусмотрен следующий порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в суде:

· объявляется, кто рассматривает дело;

· устанавливается факт явки лиц по делу;

· выясняются причины неявки других лиц;

· участникам разъясняются их права и обязанности;

· при необходимости выносится определение о приводе отсут­ствующего лица;

· рассматривается дело по существу;

· выносится постановление.

В процессе рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяс­нения лиц, показания других участников, исследуются иные доказательства, заслушивается прокурор (если он участвует в деле). Прения сторон не предусмотрены. В результате рассмотрения дела выносится постановление о назначении ад­министративного наказания или о прекращении производства по делу.

Постановление может быть обжаловано: если оно вынесено судьей — то в вышестоящий суд, если коллегиальным органом — то в районный суд, если должностным лицом — то в вышестоящий орган или в суд. По результатам рассмот­рения жалобы выносится решение.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. Законом уста­новлены сроки обжалования — такую жалобу можно подать в течение 10 суток со дня вручения копии постановления. Если все же срок пропущен, то он может быть восстановлен судьей или должностным лицом по ходатайству заинтересованного лица.

Что же выясняется, когда начинается производство по делу об административном правонарушении? Во-первых, должно быть установлено наличие события административного правонарушения. Во-вторых, необходимо установить лицо, совершившее противоправные действия (бездействие). В-третьих, надо доказать виновность лица в совершении административного правонарушения. При разрешении спора обязательно обращают внимание на обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.

В административном процессе важную роль играют доказательства, которые позволяют удостовериться в том, что именно этот правонарушитель совершил административный проступок.

Доказательства — любые фактические данные, на основании которых суд, орган либо должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные в них или удостоверенные организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения или по месту жительства лица.

Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления в законную силу.

Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой совокупность мер, направленных на решение административного спора. Его призваны разрешать мировые судьи, федеральные судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов, комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии.


Наши рекомендации