Эффективность структуры выпуска продукции по Парето. Критерий оптимальности структуры выпуска
Чтобы произ-во было эфф-ым, необ-мо обеспечить не только мин. затрат (до стигнуть макс. эфф-ти произ-ва) , но и выпуск товаров в таких кол-ах, кот. соотв-ли бы потр-ям и возм-ям потреб-лей. Структура выпуска эфф-на, если произ-ли и потреб-ли одновременно находятся в состоянии равновесия, т. е. если: MRTAB=MRSAB. (10. 8)
На рис предельные нормы трансформации и пред нормы замещения двух товаров для совокупного потребителя соответствует точке касания кривой трансформации и кривой безразличия, В этом случае касательная к кривой трансформации в точке М будет и касательной к кривой безразличия совокупного потребителя в точке М.
Сформулируем третье предельное условие эффективности (условие эффективной структуры выпуска): предельная норма трансформации MRT любых двух товаров должна ровняться предельной норме замещения MRS этих товаров у потребителей. Это обеспечивает эффективность структуры выпуска продукта. Комбинация выпуска двух товаров в эффективной экономике должна быть такой, чтобы невозможно было через поиски других комбинаций выпуска увеличить полезность для одного индивида без снижения полезности для другого. Поскольку при совершенной конкуренции предельные нормы замещения для всех потребителей равны соответствующим предельным нормам трансформации, то такая экономика эффективна по структуре выпуска продукта.
Общее экономическое равновесие, эффективность, справедливость и общественное благосостояние. Необходимость государственного микроэкономического регулирования.
Рынок далеко не во всех ситуациях наилучшим образом решает проблемы общества. В некоторых случаях рынок терпит фиаско: Распределение доходов через рынок приводит к социальному неравенству в обществе. Рынок не даёт средств к существованию нетрудоспособным людям (пенсионерам, инвалидам и т. д.), тем, у кого нет земли и капитала. Рынок не обеспечивает полной занятости, а значит, в условиях рын экономики существует безработица. Рыночн. механизм часто не может справиться с экономическими кризисами и инфляцией. Кроме того, если нужны серьёзные структурные преобразования, рыночный механизм не справляется. Он не может заставить производителя заботиться об экологии, а наоборот поощряет хищническое отношение к природе. Рыночный механизм не даёт средств для развития фундаментальной науки, строительства и содержания музеев, библиотек. Часто на рынках реализуются товары, удовлетворяющие неразумным потребностям человека.
Рыночный механизм в процессе своего развития обладает склонностью к вырождению: на смену совершенной конкуренции приходит несовершенная конкуренция, на рынке появляются субъекты хозяйствования, способные повлиять на других Вышеперечисл недостатки делают необходимым вмешательство гос-ва.
Органы гос. управления могут ослабить или предотвратить нежелательные последствия рыночного саморегулирования. Гос-во может, например, уравнять доходы людей путём перераспределения доходов (налоги), может перераспределить ресурсы между отраслями, ввести субсидии или взять на себя финансирование отдельных сфер, взять на себя заботу о малоимущих и нетрудоспособных гражданах.
Го-во может осуществлять контроль над различными монополи-ми стр-ми и крупными рыночн- предп-ми. Выделяют пять экономических функций государства: создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; защита конкуренции; перераспределение дохода и богатства; корректирование распределения расходов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики. Формы госрегулирования (методы и инструменты): законодательная (конституция, законодательные акты).
Административная (административно-экономические: нац. программа экономического развития, гос. цены; организационно-административные: приказы, запреты, разрешения, указания, инструкции). Социально-экономическая (бюджетно-налоговые: госбюджет, налоги, госрасходы; денежно-кредитные: норма процента, учётная ставка; валютные: валютный курс; внешнеторговые: таможенные тарифы)