Марка автомобиля – год выпуска – модель двигателя – рекомендованная вязкость - эксплуатационный класс – выбор бренда
Выбор вязкости:
Использование масла с вязкостью ниже, чем допускаемая производителем двигателя, приводит к формированию между трущимися поверхностями неустойчивой масляной пленки, разрушающейся при работе двигателя, что приводит к «сухому» трению между элементами и ускоренному их износу. Кроме этого, происходит повышенный расход масла на угар.
Использование масла с более высокой, чем требуется, вязкостью затрудняет его доставку к трущимся поверхностям, что также приводит к «сухому» трению деталей и ускоренному износу и при низких температурах затрудняет пуск двигателя. Кроме того, повышенная вязкость также приводит к повышению расхода масла на угар, так как в этом случае происходит «всплытие» маслосъемных колец и испарение масла.
Для справки: Существует «народное» правило определения зимней температуры эксплуатации масла, так называемое «правило 35». Из числа 35 вычитаем зимний индекс вязкости и получаем температуру, при которой масло еще сохраняет текучесть и возможен безопасный пуск двигателя. Например, маслом с вязкостью SAE15W-40 можно пользоваться до минус 20 град.С. (35-15=20). Ниже - может замерзнуть. Нужно сказать, что в настоящее время это «правило» потеряло свою актуальность. Во-первых, оно применимо для минеральных масел селективной очистки, которые в настоящее время практически не применяются, во-вторых, сейчас доступны технические характеристики масел, в которых указываются, в том числе, температура проворачиваемости или температура потери текучести масла.
По мере увеличения износа двигателя целесообразно применять масла с большей степенью высокотемпературной вязкости, для уплотнения зазоров, но в пределах допущенного производителем диапазона вязкости.
Степень износа двигателя определяется по его пробегу:- незначительный износ - до 75000 км,
- нормальный износ - 75000-150000 км,
- повышенный износ - более 150000 км.
Если двигатель после капитального ремонта, пробег исчисляется с момента ремонта.
Для японских двигателей вышеприведенные цифры пробега можно увеличить примерно в 1,5 раза.
Выбор эксплуатационного класса моторного масла:
Для бензиновых двигателей: Эксплуатационный класс масла может быть равным или превышать указанный в каталоге или сервисной книге автомобиля. Понижать эксплуатационный класс нельзя (или смотри ниже «Общие правила»).
Для дизельных двигателей:выбор эксплуатационного класса имеет большее значение, чем для бензиновых двигателей, обязательно нужно учитывать тип двигателя – легковой или тяжелый и следовать рекомендациям производителя двигателя.
CF- это последний действующий на сегодняшний день стандарт для легковых дизельных автомобилей.
От CG-4 до CJ-4 - стандарты для тяжелых дизельных двигателей коммерческого назначения.
Общие правила: При выборе эксплуатационного класса масла следует учитывать, что избыток присадок (то есть превышение необходимого класса) повышает склонность масла к коксованию, образованию нагара на поршнях и повышению зольности. Поэтому нужно использовать масло того класса, который рекомендуется для данного двигателя. При его отсутствии лучше взять масло более высокой группы качества. Масло более низкой группы качества лучше не использовать, но если другого выхода нет, при использовании такого масла нужно сократить интервал замены.
Для случаев, когда нет возможности воспользоваться какой – либо достоверной технической информацией по автомобилю (к примеру, в отдаленных районах),можно с большой натяжкой пользоваться следующими рекомендациями.
- При незначительном износе двигателя можно применять масла классов SAE 5W-30 и 10W-30 круглогодично, независимо от сезона эксплуатации.
- При технически исправном двигателе с нормальным износом целесообразно применять летом масла SAE 10W-40, 15W-40, зимой- SAE 5W-30, 10W-30, всесезонно 5W-40.
- При изношенном двигателе с большим пробегом летом желательно применять масло SAE 15W-40, 20W-50, зимой - SAE 5W-30, 10W-30, или всесезонно SAE 5W-50, если автомобиль ездит все-таки на синтетике.
Зимой масло 15W-40 может выдавить масляный фильтр, замерзнув, а летом 10W-30 будет давать больший угар, чем 15W-40, т.е. будет повышенный расход масла.
Если двигатель оснащен турбиной, ему подходят масла всех ныне действующих классов по API: SG, SH, SJ, SL, SM для бензиновых двигателей, CD, CF, CG, CH, CI для дизельных двигателей. Эти классы подразумевают использование масла в высокофорсированных двигателях, в том числе с турбонаддувом. По сути, все современные масла пригодны для турбинированных двигателей. Но есть производители, которые все-таки разделяют применение масла для двигателей с турбинами и без. Например, масла ENEOS разграничены на масла для дизельных и бензиновых двигателей, с турбинами (надпись «turbo» на этикетке) и без.
Особенности работы масла в двигателях, оснащенных турбонаддувом:
1. Высокие температуры в турбокомпрессоре, до 350 оС.
2. При остановке двигателя после быстрой езды циркуляция масла в двигателе отсутствует, охлаждения не происходит, а турбокомпрессор все еще разогрет. В результате на лопастях турбины образуется твердый нагар. 3. Быстрое ускорение турбокомпрессора приводит к более быстрому загрязнению масла.
Если покупают масло для обкатки мотора, рекомендуется маловязкое масло - 10W-30, например, чтобы произошел процесс приработки деталей друг к другу. Но менять масло следует чаще – примерно через 2000 км пробега, вместе с фильтрами, чтобы вовремя удалять абразивные частицы. В настоящее время технологии обработки деталей при производстве двигателей таковы, что Вы вряд ли столкнетесь с такой ситуацией.
12. Применение синтетических масел
Ограничений по применению синтетических масел нет. Однозначно показано применение синтетических масел в двигателях с малым, средним и большим пробегом в исправном техническом состоянии, поскольку синтетическое масло позволить максимально продлить ресурс эксплуатации двигателя.
Проблемы, связанные с переходом с минерального масла на синтетическое, возникают в тех случаях, когда ранее в двигателе использовались некачественные масла, нарушались рекомендованные интервалы замены масла, или же в масло попадали посторонние вещества, такие как охлаждающая жидкость или топливо. При этом в двигателе могут появиться значительные отложения. Обычно одновременно наблюдается частичная или полная потеря эластичности, вплоть до растрескивания, уплотнительных элементов (сальников, маслосъемных колпачков и т.п.).
В отличие от минеральных масел, которые «моют» отложения в двигателе постепенно, слой за слоем, синтетические масла, благодаря присущей им высокой текучести и проникающей способности, вызывают отслоение отложений с внутренних поверхностей двигателя, что может привести к закупориванию сетки маслоприемника и масляных каналов. Аналогично, в зоне сальниковых уплотнений из микротрещин будут удалены все отложения и, в случае потери эластичности сальников, синтетическое масло будет вытекать из двигателя.
Для того, чтобы провести грамотный переход двигателя на синтетическое масло, сначала нужно оценить состояние мотора, то есть проверить дефекты сальниковых уплотнений, наличие отложений. Если уже наблюдаются утечки масла, то переход на «синтетику» невозможен до устранения причин. Затем нужно промыть двигатель специальными промывочными средствами и заправить его полусинтетическим маслом, проехать на нем полный интервал до замены масла. Если подтеки в местах посадки сальников не появились, то после промывки можно переходить на синтетический продукт. Если появились подтеки, это следует рассматривать не как повод для перехода на использование минерального масла, а как повод для ремонта двигателя. Часто встречающиеся советы просто эксплуатировать двигатель на минеральном масле, неправильные.
13. Замена моторного масла
Интервалы замены масел в тяжелых условиях вождения составляют: - для минерального масла – 5 000 км - для полусинтетического – 7 000 км - для синтетического – 10 000 км.
Тяжелыми условиями вождения считаются:
1. Нерегулярное использование автомобиля или значительные перерывы в эксплуатации. Машина должна ездить каждый день, чтобы служить дольше. Двигатель, который заводится раз в неделю или, к примеру, вообще не заводится зимой, требует более частой замены моторного масла и, скорее всего, «проживет» меньше, чем такой же, но работающий каждый день. Это связано с конденсатом, который образуется внутри двигателя при длительных простоях. Смешиваясь с продуктами сгорания бензина или дизельного топлива, этот конденсат превращается в кислоту, вызывающую коррозию металла, разъедающую мотор изнутри.
2. Регулярные поездки на короткие расстояния. За время коротких поездок двигатель не успевает полностью прогреться до рабочей температуры, что ведет опять же к образованию конденсата внутри мотора. Особый вред от коротких поездок зимой, так как низкие температуры не позволяют активироваться присадкам, работающим только при повышении температуры масла, что увеличивает низкотемпературные отложения.
3. . Пробки и холостая работа двигателя. Во время простоя с заведенным мотором существенно падает эффективность системы охлаждения, масло сильнее нагревается и наиболее интенсивно теряет свои свойства.
4. Езда в холмистой местности, буксирование прицепа, а также постоянная езда на загруженном автомобиле. Снова повышение температуры, ведущее к преждевременному окислению моторного масла.
5. Эксплуатация автомобиля в условиях запыленного или загрязненного воздуха – требует более частой замены фильтров.
6. Низкое качество топлива. Все, что не сгорает в цилиндрах, оседает в моторном масле и существенно снижает его эффективность. Заводское качество топлива очень разное в Японии, Европе и России.
7. Вакуумная, или как ее еще называют, экспресс замена масла. При вакуумной замене в двигателе остается достаточно много отработанного масла, на дне поддона картера собирается осадок, который вакуумом не выводится. После экспресс замены масла в следующий раз обслужить машину нужно раньше обычного.
Именно в таких условиях эксплуатируется большинство автомобилей Приморского края.В сервисных книжках автомобилей могут быть указаны более длительные интервалы замены масла, как дополнительный аргумент для привлечения покупателей. Но всегда есть приписка, что в тяжелых условиях эксплуатации интервал замены масла нужно сокращать вдвое. Поэтому приведены цифры интервала замены масла 5, 7 и 10 тысяч километров пробега соответственно. Также раньше времени масло «стареет» в изношенном моторе, этому способствует попадание пыли и продуктов износа в масло.
Применение синтетических или качественных полусинтетических масел не изменяет в большой степени сроки замены масел опять же ввиду факторов, описанных выше. Синтетические масла снижают износ и увеличивают ресурс двигателя. Лучший вариант при использовании синтетических масел – менять их так же, как и минеральные. В этом случае двигатель будет служить максимально долго.
Полная замена масла производится:1. В плановые сроки;
2. После аварийных ситуаций, когда было залито или доливалось масло неизвестного происхождения; 3.Сразу после приобретения подержанного автомобиля, так как, во-первых, неизвестно, каким маслом пользовался прежний владелец, во-вторых, перед продажей автомобиля не принято менять масло.
Рекомендуйте покупателям, меняющим масло во вновь приобретенном автомобиле, заменить все технические жидкости.
Смешивать моторные масла разных производителей не рекомендуется, хотя и допустимо в крайних случаях, например при доливке масла до необходимого уровня в пути. При этом доля нового, доливаемого масла не должна превышать 15%(0.5 – 0.7 л), и эту смесь необходимо при первой возможности заменить на свежее масло.
Нельзя смешивать минеральное масло и синтетическое. Присадки, хорошо растворяющиеся в минеральном масле, могут быть нерастворимы в синтетическом, и наоборот. Результатом смешивания может быть превращение масла в желе и заклинивание двигателя.
Проверка уровня моторного масла:
Производится на горячем двигателе. Заглушить мотор, подождать примерно 7 минут (это время нужно для того, чтобы масло, которое находилось во всевозможных каналах системы смазки стекло в поддон). Вынуть щуп, протереть его тряпкой, вставить обратно, затем опять вынуть. Уровень масла должен находиться между метками MIN и MAX. Если он ниже, то нужно долить масло через маслозаливную горловину. Доливать желательно то - же масло, которое было залито при основной замене.