Эффективная логистическая система управления запасами

Основные системы управления запасами — с размером заказов и с фиксированным интервалом времени между заказами, а также прочие системы управления запасами - с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня и система «Минимум-максимум» разработаны для условий, когда отсутствуют отклонения от запланированных параметров поставки и по­требления. Этими параметрами являются:

— размер заказа,

— интервал времени между заказами,

— время поставки,

— возможная задержка поставки,

— ожидаемое дневное потребление,

— прогнозируемое потребление до момента поставки.

Непрерывное обеспечение потребности в каком-либо виде мате­риального ресурса связано с определенными трудностями. Прежде всего, это возможность появления различных отклонений в значени­ях перечисленных выше показателей, как со стороны потребителя запаса, так и со стороны исполнителя заказа. Кроме того, вполне вероятны ошибки исполнителей, которые приводят к нарушению нормального функционирования системы управления запасами.

Практически возможны следующие отклонения запланирован­ных и фактических показателей:

— изменение интенсивности потребления в ту или другую сто­рону,

— поставка незапланированного объема заказа,

— ошибки учета фактического запаса, ведущие к неправильному определению размера заказа.

Довольно часто имеют место многообразные сочетания возмуща­ющих воздействий, отклоняющих систему управления запасами от нормального функционирования.

В рассмотренных ранее системах управления запасами, несмотря на ориентацию их на стабильные условия функционирования, преду­смотрена возможность сглаживания сбоев поставки и потребления.

Так, система с фиксированным размером заказа учитывает одно из восьми возмущенных воздействий, а именно задержку по­ставки. Это воздействие снимается введением в систему параметра гарантийного (страхового) запаса. Он позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки, Если возможная задержка поставки будет представлять собой максимально возможную задержку, то механизм системы предохранит потребителя от дефицита в случае единичного сбоя поставки. Второй расчетный параметр системы - пороговый уровень обеспечивает поддержку системы в бездефицитном состоянии. Период времени, через который происходит пополнение гарантийного запаса до расчетного объема, зависит от конкретных значений исходных и фактических параметров системы.

Система с фиксированным интервалом времени между заказами также учитывает возмущающее воздействие задержки доставки. Как и в системе с фиксированным размером заказа это воздействие снимается параметром гарантийного (страхового) запаса. Восполнение гарантийного запаса до расчетного объема производится во время последующих поставок через пересчет размера заказа таким образом, чтобы его поставка увеличила запас до максимально желательного уровня. Если прогноз потребления до момента будущей поставки был точным, механизм системы с фиксированным интервалом времени между заказами предохранит потребителя от дефицита материальных ресурсах при сбоях поставки.

Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня, в отличие от основных систем управления запасами, учитывает возможность, как задержки поставки, так и изменения темпов потребления от запланированных. Расширение способности системы противостоять незапланированным возмущающим воздействиям связано с объединением идей использования порогового уровня и фиксированного интервала между заказами. Отслеживание порогового уровня повышает чувствительность системы к возможным колебаниям интенсивности потребления.

Система «Минимум—максимум» ориентирована на ситуацию когда затраты на учет запасов на складе и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Это единственная из рассмотренных ранее систем допускающая дефицит запасов по экономическим соображениям. Тем не менее, и система «Минимум-максимум» учитывает возможность задержки поставки через параметр гарантийного запаса.

Таким образом, рассмотренные основные и прочие системы управления запасами применимы лишь к весьма ограниченному спектру условий функционирования и взаимодействия поставщиков и потребителей. Повышение эффективности использования системы управления запасами в логистической системе организации приводит к необходимости разработки оригинальных систем управлений запасами.

Заключение

Поскольку в фирмах различных отраслей экономики создание товарно-материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, по­стольку объяснимы и различия в подходах к политике капиталовло­жений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. В фирмах некоторых отраслей на­родного хозяйства основной задачей является контроль за сырьем, в других — за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организацион­ных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.

Так, фирмы, выпускающие железнодорожный подвижной состав, производят эту продукцию по заказам потребителя. Никто не станет просто так создавать запасы, например, дизельных двигателей. В швейной промышленности создаются лишь минимальные запасы готовой продукции, что объясняется непостоянством вкусов и моды. В последнем случае значительная часть средств вкладывается в неза­вершенное производство — полуфабрикаты, которые заготовляются для того, чтобы быстро отреагировать на изменение потребностей рынка изделий.

Прямо противоположна ситуация в фирмах, выпускающих шины. Успех здесь в основном зависит от того, насколько быстро удовле­творяется спрос, и поэтому готовые изделия должны иметься в наличии. Производство шин на заказ осуществляется редко, так как потребители отдают предпочтение определенному сорту или марке продукции. Здесь характерным является неоднократная продажа одному и тому же потребителю одного и того же (по номенклатуре) товара. Инвестиции в запасы сырья и незавершенное производство в фирмах шинной промышленности поддерживаются на минимальном уровне.

Многие из фирм, функционирующих в различных отраслях экономики, относительно успешно осуществляют инвестиции в товарно-материальные запасы. В то же время в большом количестве фирм бытует мнение, что управление запасами является сферой ответственности низшего уровня руководства — задачей чисто технического порядка. Вместе с тем американские специалисты, проводившие ана­лиз политики по управлению запасами торговых фирм (розничных и оптовых), действующих в 17 различных отраслях экономики, пришли к выводу, что если бы типичная не преуспевающая фирма делала то же самое, что и преуспевающая, то ей бы удалось добиться ускорения оборачиваемости товарных запасов в два раза, т. е. при одном и том же товарообороте она смогла бы сократить запасы на 50%.

Коэффициенты оборачиваемости капитала характеризуются зна­чительной изменчивостью и существенно отличаются не только у преуспевающих и не преуспевающих компаний, но и у фирм различ­ного типа. Последнее объясняется в основном спецификой структу­ры издержек, существующей в отраслях народного хозяйства, сезон­ными колебаниями сбыта, нормами конкурентной борьбы, приня­тыми в той или иной отрасли экономики, уровнем рентабельности, стилем руководства предприятиями и характером деловых опера­ций.

Таким образом, перечисленные обстоятельства следует отнести к весьма важным факторам, оказывающим серьезное влияние на эффективность политики любой фирмы в области создания и реали­зации запасов, что положительно сказывается на деятельности фирмы через снижение затрат, связанных с созданием и хранением запасов, сокращение времени поставок, соблюдение их сроков, увеличение гибкости производства, его приспособленности к условиям рынка, повышение качества изделия и увеличение производительности предприятия. Все это приводит к минимизации затрат и увеличению получаемой прибыли.

Литература

1. Гордон М.П. Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. – Центр экономики и маркетинга. 2003г. – 208с.

2. Основы логистики: Учеб. пособие / под редакцией Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М. 2002г. – 200с.

3. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособие. - М.: ИВЦ " Маркетинг ", 2000.

4. Голиков Е.А., Пурлик В.М. Основы логистики и бизнес-логстики: Монография. - М.: Изд-во Рос.экон.акад., 1993.

5. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учеб.пособие. -Оренбург, 2000 (Издат.центр ОГАУ).

6. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних учебных заведений. – 6-е изд. Переработанное и дополненное. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003г. – 408с.

7. 7,Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга. - Ростов н / Д: Экспертное бюро, М.: Гардарика, 1996.

8. Кусьбожев Э.Н. Логистика: учеб. пособие / Э.Н. Кусьбожев, С.А. Тиньков. – М.: КНОРУС, 2006 – 224с.

9. Залманова М.Е. Сбытовая логистика: Учеб.пособие по курсу " Логистика для студентов спец. 0701 / Саратовский гос. техн. ун-т. - Саратов, 1993.

10. Залманова М.Е., Новиков О. А., Семенко А.И. Производственно-коммерческая логистика: Учеб.пособие по курсу " Логистика " для студентов спец. 0608 / Саратовский гос.техн. ун-т. - Саратов, 2001

11. Залманова М.Е. Логистика: Учеб.пособие для студентов эконом.спец.вузов / Саратовский гос.техн.ун-т. - Саратов, 2002.

12. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс - Академия, 1995.

13. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Учеб.пособие / Под общ. научной ред. проф. А.В.Зырянова. Екатеринбург, 1995.

14. Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика. - Ростов н / Д: Экспертное бюро, 2003.

15. Шепелева А.Ю. Шпаргалка по логистике: ответы на экзаменационные билеты. – М.: Аллель-2000, 2005г. – 64с.

16. Лаврова О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекций по курсу " Логистика " для студентов спец. 0701 / Саратовский гос. техн. ун-т. - Саратов, 2003.

Неруш Ю.М. логистика в схемах и таблицах: учебное пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. - 192с.

17. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. - М.% ИНФРА-М.200.

18. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. и др. Транспортная логистика: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003 г.

19. Иванова М.Б. Логистика.: Учеб. пособие – М.: Издательство РИОР, 2004. – 76с.

20. Нагловский С.Н. Экономика и надежность логистических контейнерных систем / Рос. гос. акад. - Ростов н / Д, 1996.

21. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика : Учебник для вузов. -М.. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

22. Новиков О.А., Семенко А.И. Производственно-коммерческая логистика. В 2 - х ч.: Учебное пособие. - Спб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1993.

23. Новиков О.А., Уваров С.А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие. - Спб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1995.

24. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для высш. и средн. спец. учебн. заведений; - М.: Информационно-внедренческий центр "Мар-кетинг", 1996.

25. Парамонов М.Ю. Логистика биржевых потоков, - Спб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 19%.

26. Плоткин Б.К. Основы логистики. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.

27. Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Учебное пособие. - Спб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун­та экономики и финансов, 1996.

Л.В. Подлесная

ЛОГИСТИКА

Рабочая программа и методические указания

по изучению курса и выполнению контрольных работ для студентов всех форм обучения

Тираж:

Заказ №

Подписано к печати:

Наши рекомендации