Построение информационных систем в логистике
При построении логистических информационных систем необходимо соблюдать:
• принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем подразумевается функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры. Программный модуль — программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволяет: обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления; повысить эффективность функционирования логистических информационных систем; снизить стоимость информационных систем и ускорить их построение; принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы постоянно развиваются. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения состава реализуемых системой функций и количества решаемых задач.
Функции подсистемы информационного обеспечения можно разделить на первичные и вторичные.
К первичным функциям подсистемы информационного обеспечения относится организация: массивов информации; потоков информации; процессов и средств сбора, хранения, обработки и транспортировки информации. При организации массивов информации используются унифицированные системы документации и классификаторы, с помощью которых создаются структурированные массивы данных, используемых при организации баз данных. Функции организации потоков информации предлагают выполнение следующих управленческих процедур: определения источников и потребителей информации в соответствии со специальными функциями и задачами управления; определения состава информации, периодичности ее циркуляции и форм представления; разработку документооборота; использования комплекса технических средств для организации потоков информации; установления порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов.
Организация процесса сбора, хранения, обработки и транспортировки информации предполагает: обеспечение технологических процессов необходимыми техническими средствами; распределение между подразделениями и отдельными исполнителями задач по подготовке и передаче информации от места ее возникновения до потребителя.
Вторичными функциями подсистемы информационного обеспечения служит обеспечение управленческого персонала научно-технической информацией о новейших достижениях науки, техники, экономики, технологии производства, передовом опыте в области управления. Специфика деятельности подсистемы информационного обеспечения состоит в том, что в процессе деятельности она должна иметь возможность оказывать воздействие на все функциональные подсистемы организации.
В настоящее время возможны три варианта организации подсистемы информационного обеспечения на предприятиях.
1.Централизованный способ организации характеризуется сосредочением в одном управлении (подразделении) всей деятельности по информационным технологиям, подчиняемой непосредственно высшему руководству компании, ответственному за информационные системы и технологии. Преимуществом такого способа организации служит обеспечение высокой эффективности работы по внедрению новых информационных систем и технологий. К недостаткам можно отнести высокие затраты на содержание аппарата управления.
2. Децентрализованный способ организации подсистемы информационного обеспечения обусловлен обеспечением функций управления информационными системами специалистами разных функциональных подразделений, причем каждый в своем направлении. Преимущество — высокий уровень знаний предметной области менеджера по информационным системам, а недостаток — дублирование однотипных задач и функций в разных подсистемах.
3. Специализированный способ организации характеризуется отсутствием подразделения по информационным системам (технологиям). При необходимости внедрения автоматизированной системы данные организации обращаются в специализированные фирмы и выполняют работы на договорной основе. (Это характерно для небольших организаций.) Преимущество данного способа организации подсистемы информационного обеспечения заключается в высоком уровне научных и методических разработок, недостаток — в сложности учета всех специфических особенностей объекта.
Основные области применения логистической информационной системы.
Роль информационно-компьютерной поддержки логистического менеджмента трудно переоценить. Современное состояние логистики во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций (систем), таких как RP, JIT, DDT и других была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения. Значение информационного обеспечения логистического процесса настолько важно, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, имеющую самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами.
Для логистического менеджмента информационно-компьютерные технологии (ИКТ) являются одним из основных источников повышения эффективности принимаемых решений, производительности и конкурентоспособности. Логистические ИКТ обычно определяются как совокупность операций в ЛС, связанных с получением и обработкой потоков информации в реальном масштабе времени о внутренних материальных потоках, характеристиках и запасах МР, НП, ГП, грузовых отправках, параметрах заказов и других логистических характеристиках. С точки зрения внешней логистики фирмы нуждаются в коммуникациях с логистическими посредниками в обработке заказов, транспортировке, грузопереработке, управлении запасами с торговыми посредниками, банками, страховыми фирмами и непосредственно с конечными потребителями ГП.
Логистические ИКТ относятся к классу новых информационных технологий, которые определяются как совокупность внедряемых («встраиваемых») в системы организационного управления принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы и обеспечивающих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развиваются новые информационные технологии.
Различают следующие виды базовых информационных технологий:
• микроэлектронных компонентов;
• технического обеспечения;
• программного обеспечения;
• телекоммуникаций.
Сложность, большая размерность и наличие огромного количества документов, используемых при управлении материальными потоками в ЛС, вызвали появление за рубежом концепции «Electronic Data Interchange» — EDI («электронного обмена данными»). В наиболее общей трактовке EDI представляет собой компьютерный информационный обмен между пользователями с применением стандартного формата данных и обслуживающий современные телекоммуникационные технологии. Относительно недавно применение EDI буквально революционизировало процедуры управления заказами в зарубежных фирмах.
Использование EDI улучшает достоверность, своевременность и качество логистической информации. Для реализации всех преимуществ ED1 необходимо связать все ЗЛС, а также потребителей и других внешних пользователей логистической информации телекоммуникационными каналами. Эта связь осуществляется за счет фирменных локальных сетей, коммерческих и некоммерческих телекоммуникационных сетей, действующих в пределах региона, страны или глобальных (например, CompuServe, America Online, Relcom, Internet и других).
Непосредственная выгода применения EDI в ЛС проявляется в следующих основных моментах:
- возрастании производительности в операционном менеджменте;
- улучшении канальных взаимоотношений между ЗЛС;
- возрастании производительности внешних подсистем ЛС;
- возрастании способности к полной интеграции действий ЗЛС;
- уменьшении операционных и административных издержек.
Повышение производительности достигается за счет быстрой передачи и обработки информации, а точности и достоверности данных — за счет уменьшения количества бумажных документов и возможности ошибок ввода данных. Сокращение логистических издержек достигается за счет уменьшения доли живого труда и материальных затрат, связанных с печатью, почтой, процедурами бумажного документооборота; сокращения телефонных, телексных и факсимильных коммуникаций; уменьшения административных затрат. Известно множество примеров успешного использования EDI крупнейшими зарубежными фирмами. Например, концерн Volvo получает ежегодную экономию около 30 миллионов долларов в автоматизированной дистрибутивной сети управления запасами за счет внедрения EDI. Другим примером является интегрированное использование EDI крупнейшей в мире компанией по распределению почтовых отправлений United Parcel Service (UPS) США. В 1992 году коммуникационная сеть UPS, в которой использовался EDI, объединяла 6 супер-ЭВМ, 250 мини-ЭВМ, 40000 персональных компьютеров, около 75000 терминалов между более чем 1300 дистрибутивными центрами во всем мире.
Для EDI существенными являются коммуникационные и информационные стандарты. Коммуникационные стандарты определяют технические характеристики таким образом, чтобы компьютеры могли корректно интерпретировать обмен информацией. Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования и скорость передачи данных. Информационные стандарты регламентируют структуру и вид документов, которые должны быть переданы.
Наиболее часто используемые в EDI коммуникационные стандарты — это ASC X.12 (стандарт Американского комитета стандартов Х.12) и стандарт UN/EDIFACT, стандарт TDK/ EDIA и другие. Стандарт ASC X.12 используется в основном в США, a EDIFACT играет главную роль (в том числе и в логистике), так как используется в глобальном масштабе (например, в странах ЕС).
Основным глобальным стандартом в системе EDI является стандарт UN/EDIFACT, утвержденный ЕЭК ООН и ISO. Стандарт UN/EDIFACT базируется на международном стандарте синтаксических правил (ISO 9735) и международном стандарте Справочника элементов торговых данных (ISO 7372). Он представляет собой набор принципов обмена деловыми данными между промышленными предприятиями, экспортерами, снабженческими организациями, оптовыми дистрибьюторами, ритейлерами, брокерами, агентами, экспедиторами, перевозчиками, банками, страховыми компаниями, административными и правительственными организациями и институтами. Стандарт формирует однообразно построенные сообщения, которые базируются на международных стандартах, заменяет традиционные бумажные документы на электронные каталоги (файлы). Преимуществами использования стандарта UN/EDIFACT является ускорение информационных логистических потоков, адаптация к различным архитектурам ЭВМ и телекоммуникационным сетям и повышение на этой основе конкурентоспособности фирм.
Внедрение системы EDI и стандарта EDIFACT существенно изменили логистический процесс, сблизив отношения между логистическими посредниками: грузоотправителями, перевозчиками, экспедиторами, агентами, таможней и т.д. Пользователи EDI и EDIFACT, объединенные в национальные ассоциации, имеют возможность постоянно расширять стандартную информационную базу данных, упрощать и унифицировать документооборот и повышать на этой основе эффективность логистических ИКТ.
Одним из существенных компонентов EDI и EDIFACT являются национальные и глобальные телекоммуникационные сети. Кроме уже упоминавшихся сетей можно указать на сеть «Infonet Services Corp» и глобальную сеть BIMCOM («Bimcom Maritime Community Network»), созданную международной ассоциацией БИМКО, объединяющей около 3000 членов и более 100 стран из числа судовладельцев, экспедиторов, судовых агентов, фрахтовщиков, страховых компаний и т.д. BIMCOM успешно эксплуатирует стандарт UN/ EDIFACT, представляя также доступ к морской космической организации INMARSAT.
При внедрении стандарта UN/EDIFACT достигаются существенные преимущества в операциях физического распределения фирменных ЛС, а именно: облегчается подготовка грузовых партий к отправке; определяется в кратчайшее время местоположение товара, транспортного средства, контейнера; наличие запасов на складах дистрибутивной сети и производителя; наличие грузов к отправке; определяется на любом участке интермодальной перевозки местонахождение груза и точное время его прибытия в пункт назначения; существенно упрощаются процедуры планирования, регулирования, контроля и мониторинга.
Для крупных торговых организаций может применяться специализированное логистическое ПО или отдельные модули логистики, например, модуль логистики в ERP-системах - Microsoft Business Solutions - Axapta, SAP, Oracle E-Business Suite.
Для обеспечения эффективности логистических операций необходима оперативность и точность передачи информации между всеми участниками процесса доставки товара: поставщиком, грузоперевозчиком и торговым предприятием.
Это возможно на основе электронного обмена документами.
Лидерами в разработке и использовании стандартов в этой области являются США: в американских программных продуктах механизм электронного обмена документами EDI) встроен в систему и является базовой функцией. В России эти стандарты практически не используются.