Показатели использования основных производственных фондов АТП
Для оценки технико-экономического уровня основных производственных фондов, в том числе по автотранспортным средствам, рассчитывают следующие показатели:
Коэффициент обновления основных производственных фонд (Кобн) измеряется соотношением стоимости вновь вводимых основных производственных фондов (Сопф) к их стоимости на конец расчетного периода (Сопф):
Коэффициент выбытия основных производственных фондов (Квыб) измеряется соотношением стоимости выбывших основных производственных фондов (СОПФ) к общей стоимости на начало расчетного периода (С0пф):
Коэффициент износа основных производственных фондов (KI) отражает уровень переноса стоимости основных производственных фондов на себестоимость автотранспортной продукции, т.е. уровень износа. Коэффициент износа определяется соотношением суммы износа (начисленной амортизации) (АоПФ) к первоначальной балансовой стоимости основных производственных фондов (С0Пф):
Коэффициент годности основных производственных фондов (Кг) отражает с позиции стоимостной
оценки степень годности основных производственных фондов и определяется по формуле:
Показатели использования основных фондов
Показатель экстенсивного использования подвижного состава (Кэ) отражает временный аспект, т. е. измеряется соотношением фактического времени работы автотранспортного средства (Тф) к потенциально расчетному (нормативному) (Ттрм):
Несмотря на договорные условия с клиентом об оплате использования подвижного состава по времени (часам) важно контролировать фактическое время, затрачиваемое на доставку груза, осуществление погрузочно-разгрузочных работ и оформление документов. Эти данные нужны для проведения последующего анализа и выработки мероприятий по рационализации организационно-технологических процессов.
Показатель интенсивного использования подвижного состава (Ки) измеряется соотношением фактической годовой (часовой) выработки автотранспортных средств (W^) к расчетной (нормативной) в условиях максимального использования автотранспортного потенциала (WH):
при этом выработка подвижного состава за год, т • км, рассчитывается по формуле
где Тн — время пребывания автомобиля в наряде, ч; VT — средняя техническая скорость подвижного состава, км/час;
q — средняя грузоподъемность подвижного состава, т; у — коэффициент использования грузоподъемности; р — коэффициент использования пробега; Ас — списочное количество подвижного состава, ед.; Дк — календарное время работы автотранспортных средств, дни; ссв — коэффициент выпуска подвижного состава на линию; / — среднее расстояние перевозки, км; ?п.р — время на погрузочно-разгрузочные операции, ч.
Часовая выработка подвижного состава определяется в расчете на единицу подвижного состава (Ж,ас) или на одну автомобиле-тонну грузоподъемности (W4ac):
При организации перевозок грузов по сдельной системе оплаты использования автотранспортных средств хозяйствующий субъект, владеющий или арендующий автотранспортные средства, осуществляет анализ динамики коэффициента интенсивности использования подвижного состава.
При неизменности эксплуатационных условий коэффициент интенсификации должен иметь положительную динамику.
Фондоотдачу активной части основных производственных фондов (автотранспортных средств) можно измерять в стоимостном и натуральном выражениях:
в стоимостном измерении
где Д — доходы от перевозки грузов; СдПФ — среднегодовая стоимость автотранспортных средств;
в натуральном измерении , где W — величина грузооборота.
Фондоемкость автотранспортной продукции (ФЕ) определяется отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов (Сопф) к величине выручки от оказания автотранспортных услуг (Д) и является обратной фондоотдаче величиной:
Средняя стоимость основных производственных фондов (С0ПФ) определяется по формуле
Рентабельность основных производственных фондов (опф) определяется отношением величины прибыли (П) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (С0пф ):
Фондовооруженность труда (ФТ) определяется отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работников (iVcn):
Целесообразно проводить анализ динамики фондовооруженности труда водителей (ФТВ), определяемой отношением среднегодовой стоимости автотранспортных средств к среднесписочной численности водителей (N£n):
При осуществлении мероприятий по техническому оснащению автотранспортных процессов необходимо принимать управленческие решения с анализом роста производительности труда работников. На грузовом автомобильном транспорте производительность труда в целом по хозяйствующему субъекту (ПТ) измеряют в стоимостном выражении:
Эффективность использования ОПФ характеризуется такими показателями как фондоотдача (ФО), фондоемкость (ФЕ), фондовооруженность (ФВ) и рентабельность (R).
1. Фондоотдачапоказывает, какая величина конечной продукции в натуральном или денежном выражении приходится на единицу основных производственных фондов (в количественном или стоимостном исчислении):
(руб./руб.)
где Q — объем реализованной продукции, услуг, работ в натуральном выражении;
Д — объем реализованной продукции, услуг, paбот в стоимостном выражении (доход, выручка);
— среднегодовая стоимость ОПФ (или их количество в натуральном выражении).
где - стоимость ОФ на начало года,
- стоимость поступивших или введенных в действие ОФ,
- стоимость выбывших ОФ,
, - количество месяцев функционирования ОФ на предприятии.
ОФ встают на учет или списываются с баланса предприятия первого числа месяца после их поступления или выбытия.
2. Фондоемкость— это показатель, обратный фондоотдаче и характеризующий стоимость основных производственных фондов в единице реализованной продукции, т.е.
3. Фондовооруженность – данный показатель характеризует степень технической оснащенности рабочих или работников предприятия:
4. Рентабельность – это отношение прибыли балансовой стоимости к среднегодовой стоимости ОПФ:
%.
Эффективность использования основных производственных фондов зависит в значительной степени от их технического состояния. Техническое состояние любых, в том числе основных производственных, фондов может быть охарактеризовано степенью износа и обновления, выражаемой следующими показателями:
• коэффициентом обновления, определяемым отношением стоимости поступивших ОПФ к их общей стоимости на конец года;
• коэффициентом выбытия, исчисление которого проводится делением стоимости выбывших ОПФ к их общей стоимости на начало года;
• коэффициентом износа, который определяется отношением суммы начисленного износа к первоначальной стоимости основных производственных фондов. Показывает какая часть стоимости ОФ уже перенесена на стоимость готовой продукции, а также степень изношенности имеющихся ОФ.
• коэффициентом годности, вычисляемым делением остаточной стоимости ОПФ на их первоначальную стоимость. Характеризует неизношенную часть основных фондов.
=
• коэффициентом прогрессивного обновления, который находят делением стоимости введенных прогрессивных фондов к общей стоимости ОПФ на конец года.