Излишки потребителей и производителей. Последствия налогообложения и дотирования производства товаров

В условиях равновесия обе стороны – производители (продав- цы) и потребители (покупатели), участвующие в обмене, получают взаимную выгоду. Она состоит в следующем.

Кривая спроса показывает, что за различные единицы любого блага потребители готовы платить различные максимальные цены (це- ны спроса). При этом за каждую дополнительную единицу блага потре- бители готовы платить меньшую цену, так как падает их предельная полезность. Покупая же все единицы блага по единой равновесной ры- ночной цене, потребители платят за каждую единицу блага (кроме по- следней единицы) меньшую цену, чем они готовы были платить за них. Разность между максимальной ценой, которую потребители готовы бы- ли платить за каждую единицу блага (ценой спроса), и равновесной ры- ночной ценой, которую они реально платят за все его единицы, называ- ется излишком потребителей (CS – от англ. consumer surplus).

Кривая предложения показывает, по какой минимальной цене (цене предложения) производители готовы продавать на рынке раз- личные единицы благ. При этом продавать больше они готовы, если повышается цена блага, так как при увеличении объема выпуска рас- тут затраты на каждую дополнительную единицу блага. Фактически же, продавая по равновесной рыночной цене, превышающей цены предложения, весь предлагаемый объем, они получают за каждую еди- ницу (кроме последней единицы) больше, чем рассчитывали получить. Таким образом, производители также получают излишек (PS – от англ. produce surplus), который равен разности между равновесной ценой и минимальной ценой, по которой они готовы были продавать различные единицы благ (ценой предложения).

Графически общая величина потребительского излишка равна площади фигуры, заключенной между кривой спроса, линией рыноч- ной цены и вертикальной осью.



Излишки потребителей и производителей. Последствия налогообложения и дотирования производства товаров - student2.ru P(руб.)

Pe

0 Qе

S

D

Q(ед.)

Общая величина излишка производителей на графике равна площа- ди фигуры, ограничен- ной кривой предложе- ния, линией рыночной цены и вертикальной осью (рис. 25).

Излишек потре- бителя равен площади заштрихованного тре- угольника, расположен- ного выше линии равно- весной цены.

Рис. 25.Излишки потребителей и производителей

Излишек произ-

водителя равен площа-

ди заштрихованного треугольника, расположенного ниже линии рав-

новесной цены.

Таким образом, как покупатели (потребители), так и продавцы (производители) в результате рыночного обмена получают определен- ную выгоду: каждый, кто продает и покупает, становится богаче, чем был бы, не участвуя в обмене. Общая выгода от торговли равна площа- ди фигуры, заключенной между осью цен и кривыми спроса и предло- жения слева от точки их пересечения.

Теория излишков потребителей и производителей помогает по-

нять влияние налоговой и дотационной политики государства на параметры равновесия на товарных рынках и на положение потреби- телей и производителей.

Правительство может облагать налогом продажу каких-либо това- ров. Так как налоги являются вычетом из доходов производителей, то они постараются переложить бремя налогов на потребителей. Для возмещения потерь прежние количества товаров они будут готовы предлагать по бо- лее высоким ценам, а по прежним ценам – предлагать меньшие количест- ва товаров. Кривая предложения сместится влево-вверх. Однако потреби- тели не смогут покупать по возросшей на всю сумму налога цене столько, сколько готовы будут продавать по ней производители. Поэтому про- давцам придется включить в цену лишь часть налога, уменьшить объем предложения, а значит, нести часть налогового бремени.



P(руб.) S1

S

E1

Pe1

С E

Pe

A

B

D

Таким образом, на- логовое бремя распределя- ется между потребителями и производителями това- ров. В какой пропорции оно делится между ними зависит от соотношения ценовых эластичностей спроса и предложения.

Излишки потребителей и производителей. Последствия налогообложения и дотирования производства товаров - student2.ru При одинаковой сте-

пени ценовой эластичности налоговое бремя распреде-

0 Qe1 Qe

Рис. 26.Влияние налогообложения на параметры равновесия

Q(ед.)

ляется между ними поровну

(рис. 26).

Площади фигур

РеРе1Е1С и АРеСВ, символизирующие величины налогового бреме-

ни потребителей и производителей, равны.

Излишки потребителей и производителей. Последствия налогообложения и дотирования производства товаров - student2.ru P(руб.) S1 S

E1

Pe1 E Pe

С

A B

0 Q Q

D

Q(ед.)

Если спрос эластич- нее предложения, то большее налоговое бремя несут продавцы, так как в этом случае они не могут значительно повысить це- ну. Различия в ценовой эластичности спроса и предложения отображают- ся разным наклоном их кривых. В данном случае кривая спроса больше на-

клонена к оси Х, чем кри-

е1 е

Рис. 27.Спрос эластичнее предложения

вая предложения (рис. 27).

Площадь фигуры

РеРе1Е1С, символизирующей величину налогового бремени потре- бителей, меньше площади фигуры АРеСВ, символизирующей вели- чину налогового бремени производителей.



Излишки потребителей и производителей. Последствия налогообложения и дотирования производства товаров - student2.ru P(руб.)

Pe1

Pe

A

E1

E

С

B

Qе1 Qе

S1

S

D

Q(ед.)

Если же эластичнее предложение, то большее налоговое бремя на покупа- телях, так как при менее эластичном спросе продав- цы могут значительнее по- вышать цену при незначи- тельном сокращении объема продаж, переклады- вая большую долю налога на покупателей (рис. 28).

Площадь фигуры Ре-

Ре1Е1С, символизирующей

Рис. 28.Предложение эластичнее спроса

величину налогового бреме-

ни потребителей, больше площади фигуры АРеСВ,

символизирующей величину налогового бремени производителей.

В результате налогообложения «съедается» часть излишка потре- бителей и производителей, то есть уменьшается взаимная выгода от об- мена. Это происходит из-за повышения цены и уменьшения равновесно-

го объема купли-продажи товара при обложении его продажи налогом.

Налогообложение не только уменьшает общую выгоду от обме- на, получаемую потребителями и производителями, но часть ее во- обще теряется, то есть часть этой выгоды не поступает и государству в виде налогов. Потеря части общей выгоды от купли-продажи в эко- номической теории называется «избыточным налоговым бременем», которое означает, что участники обмена несут бремя, которое превы- шает сумму налоговых поступлений в бюджет государства. На рис. 26, 27, 28 площади треугольников ВЕ1Е символизируют величину избы- точного налогового бремени.

Для минимизации избыточного налогового бремени облагать

налогами следует продажу товаров с неэластичными спросом и пред- ложением. В этом случае налогообложение не приводит к резкому сокращению объема продаж. Однако обществу не всегда выгодно минимизировать избыточное налоговое бремя. Например, в случае, когда налогом облагается продажа товаров, в отношении которых общество заинтересовано в сокращении их потребления (спиртные напитки, сигареты).

Следует сказать, что налогообложение продажи товаров умень- шает общую выгоду от обмена независимо от того, кто непосредствен- но должен уплачивать налог с продажи товара – продавцы или покупа- тели. Если его должны будут уплачивать покупатели, то при прочих равных условиях они смогут по каждой цене покупать меньше, а прежние количества товара они готовы будут покупать по более низ- кой цене. Кривая спроса сместится влево-вниз. Новый равновесный объем купли-продажи будет таким же, как в случае уплаты налога продавцами.

Подобным образом влияет на параметры равновесия на рынке импортных товаров установление пошлин на них.

Противоположное воздействие на цены и объемы купли-продажи оказывают государственные дотации производителям или потребите- лям. Дотации называются отрицательными налогами, или «налогами наоборот». Выгода от них также распределяется между потребителями и производителями, независимо от того, кому непосредственно они выде- ляются. Пропорция в их распределении между потребителями и произ- водителями также зависит от соотношения степеней ценовой эластично- сти спроса и предложения. Если спрос эластичнее предложения, то большую долю дотации получают производители и наоборот. При оди- наковой степени ценовой эластичности спроса и предложения сумма дотации распределяется между ними поровну.

Вопросы для самоконтроля

1. Какими параметрами характеризуется равновесие на рынке?

Что такое «цена спроса» и «цена предложения»?

2. Как изменяются параметры равновесия при постоянном уров-

не спроса в ответ на изменение уровня предложения?

3. Как изменяются параметры равновесия при постоянном уров-

не предложения в ответ на изменение уровня спроса?

4. Почему в результате купли-продажи потребители и произво-

дители получают выигрыш? В чем он состоит для участников обмена?

5. Как распределяются налоговое бремя и правительственные дотации на конкурентных рынках между потребителями и производи-

телями?

6. Как налогообложение и дотации влияют на параметры ры-

ночного равновесия?

7. Как налогообложение и дотации влияют на величину избытков потребителей и производителей и на величину общей выгоды от обмена?

8. Что такое «избыточное налоговое бремя»?


Наши рекомендации