Глава III. Равновесие нормального спроса и предложения

Далее нам необходимо выявить причины, обусловливающие цены предложения, т.е. цены, которые торговцы готовы пла­тить за различные количества товара. В предыдущей главе мы рассматривали торговые сделки, совершаемые в течение лишь одного дня, и исходили из допущения, что предлагаемые к про­даже товарные запасы уже имеются в наличии. Но объем этих запасов зависит, разумеется, от площади посева пшеницы в предыдущем году, а на размеры этой площади в свою очередь значительно влияли предположения фермеров о цене, которую они получат за пшеницу в данном году. Именно этот вопрос нам надлежит исследовать в настоящей главе.

Даже на зерновой бирже расположенного в сельском районе городка на равновесную цену рыночный день оказывают вли­яние предположения о том, как в будущем сложатся отношения между производством и потреблением, а на ведущих зерновых

рынках Америки и Европы сделки на будущие поставки уже нанимают преобладающее место и сплетают в одну сеть все нити во всей мировой торговле зерном. Некоторые из этих “сделок на срок” представляют собой лишь отдельные спекулятивные маневры, однако в основном они продиктованы расчетами на возможное мировое потребление, с одной стороны, и оценками существующих запасов и будущих урожаев в Северном и Южном полушариях — с другой. Торговцы учитывают пло­щадь посева каждого сорта зерна, сроки созревания и размеры урожая, а также объем производства продуктов, в качестве за­менителей которых можно использовать зерно. Например, когда покупают и продают ячмень, принимают в расчет воз­можные поставки такого продукта, как сахар, который может служить заменителем ячменя в пивоварении, а также всякого рода кормов, нехватка которых способна повысить стоимость ячменя, направляемого для потребления на фермах. Если со­чтут, что производители любого вида зерна в какой-либо части мира понесли убытки и, возможно, сократят на будущий год посевную площадь, то возникнет предположение о вероятном повышении цен, как только выявятся перспективы урожая и его недостаточность станет очевидной для всех. Ожидание та­кого повышения цен оказывает влияние на характер текущих сделок на будущие поставки, а это в свою очередь влияет на цены при продаже за наличные, в результате чего на последние, цены оказывают косвенное воздействие оценки издержек производства продукции для будущих поставок.

Но в данной главе и последующих нас особенно интересуют колебания цен на протяжении еще более длительных периодов, чем те, на какие строят свои расчеты самые дальновидные тор­говцы, совершающие сделки на срок; нам предстоит выяснить, как объем производства приспосабливается к условиям рынка и как нормальная цена вследствие этого определяется состоя­нием устойчивого равновесия нормального спроса и нормально­го предложения.

...В ходе исследования названной проблемы нам придется часто употреблять термины издержки производства... и затраты производства..., а поэтому полезно, прежде чем продолжать нашу аргументацию, дать какую-то предварительную их характеристику.

Можно вернуться к аналогии между ценой предложения и ценой спроса на товар. Допустив на момент, что эффективность производства зависит исключительно от затрат усилий рабочих,

мы видели, что “цену”, требующуюся, чтобы вызвать напряже­ние усилий, необходимых для производства любого данного ко­личества товара, можно назвать ценой предложения на это ко­личество — разумеется, также в течение определенного перио­да. Но здесь нам уже следует принять в расчет, что производ­ство товара требует приложения различных видов труда и при­менение капитала во многих его формах. Затраты всех различ­ных видов труда, прямо или косвенно занятого в его производ­стве, вместе с воздержанием, или, вернее, ожиданием, необхо­димым для накопления применяемого в его производстве капи­тала, иными словами, все эти усилия и жертвы в совокупности мы станем называть реальными издержками производства то­вара. Сумма денег, которые приходится платить за эти усилия и жертвы, мы назовем либо денежными издержками производ­ства, либо, для краткости, издержками производства; они со­ставляют цены, которые надо уплачивать за надлежащее пред­ложение усилий и жертв, необходимых для производства дан­ного товара, или, другими словами, цену этого предложения.

Анализ издержек производства товара может быть доведен до любой глубины, но редко имеет смысл заходить в нем слиш­ком далеко. Например, часто достаточно признать в качестве окончательной цену предложения различных видов сырья, при­меняемого в данном производстве, не вдаваясь в анализ отдель­ных элементов, из которых эта цена складывается, в противном случае анализ, по существу, станет бесконечным. Можно, сле­довательно, подразделить элементы, требующиеся для изготов­ления товара, на любые подходящие для нашей цели группы и назвать их факторами производства. В таком случае издерж­ки производства определенного количества данного товара будут равны ценам предложения соответствующих количеств факторов его производства. А сумма этих цен предложения со­ставит цену предложения указанного количества товара.

...Типичным современным рынком часто считается такой, ни котором промышленники продают свои изделия оптовым торговцам по ценам, включающим лишь небольшие торговые издержки. Однако, рассматривая вопрос более широко, мы можем считать, что цена предложения товара — это цена, по которой он поступает в продажу той группе людей, чей спрос на него мы в данном случае исследуем, или, другими словами, на том рынке, который мы здесь имеем в виду. От характера этого рынка зависит, какой размер торговых издержек следует при­нять в расчет, чтобы определить цену предложения. Например,

цена предложения на лесоматериалы вблизи канадских лесов образуется почти целиком из цены на труд лесорубов, но цена предложения на те же лесоматериалы на лондонском оптовом рынке включает большие транспортные расходы; в свою оче­редь цена предложения на эти материалы для мелкого рознич­ного покупателя в английском провинциальном городке больше чем наполовину состоит из оплаты железнодорожных перевозок и услуг торговцев, доставляющих ему на дом нужный ему товар и хранящих соответствующие запасы. Кроме того, цену пред­ложения определенного вида труда можно для некоторых целей подразделить на расходы по воспитанию, общему образованию и специальному профессиональному обучению. Возможным комбинациям несть числа, и, хотя каждая из таких комбина­ций может представлять собою особый случай, требующий самостоятельного рассмотрения для исчерпывающего решения любой связанной с ним проблемы, тем не менее все такие слу­чаи можно игнорировать, поскольку это касается общей логики исследования в данной книге.

Исчисляя издержки производства товара, мы должны учи­тывать тот факт, что изменение объема его производства, даже когда нет нового изобретения, обычно сопровождается измене­нием соотношения количеств различных факторов его произ­водства. Например, когда масштаб производства возрастает, ручной труд, вероятнее всего, заменяется конной тягой или энергией пара, а сырье доставляется из более отдаленных пунк­тов и в большем количестве, увеличивая таким образом те про­изводственные затраты, которые связаны с оплатой труда ра­ботников транспорта, комиссионеров и торговцев всякого рода.

По мере расширения знаний и усиления деловой предпри­имчивости производителей они в каждом случае выбирают те факторы производства, какие лучше всего отвечают их целям. Сумма цен предложения, используемых таким образом факто­ров производства, как правило, меньше, чем сумма цен пред­ложения любой другой группы факторов, которой их можно было бы заменить; как только производители обнаруживают, что дело обстоит иначе, они, как правило, приступают к замене такой комбинации факторов менее дорогостоящей их комбина­цией. В дальнейшем мы увидим, как примерно аналогичным образом общество заменяет одного за другим предпринимате­лей, эффективность деятельности которых пропорционально меньше получаемых ими доходов. Мы можем назвать это удоб­ства ради принципом замещения.

Этот принцип находит применение почти во всех областях экономических исследований.

...Следовательно, наша исходная позиция такова: мы изуча­ем нормальный спрос и нормальное предложение в их наиболее общей форме; мы игнорируем те аспекты, которые характеры для частных областей экономической науки и сосредоточиваем внимание на тех широких отношениях, которые присущи всей науке в целом. Так, мы допускаем, что силы спроса и предло­жения действуют свободно, что не существует прочного объеди­нения торговцев на обеих сторонах, что каждый выступает самостоятельно и что широко развертывается свободная конку­ренция, т.е. что покупатели обычно беспрепятственно конкури­руют с покупателями, а продавцы столь же беспрепятственно конкурируют с продавцами. Однако, хотя каждый выступает сам за себя, предполагается, что его осведомленность о деятель­ности других обычно вполне достаточна, чтобы он не стал со­глашаться продавать по меньшей цене или покупать по боль­шей, чем все остальные. Это в предварительном порядке при­нимается за истину как в отношении готовых изделий и фак­торов их производства, так и в отношении найма рабочей силы и ссуды капитала. Мы уже в какой-то мере выяснили и нам придется еще глубже выяснить, насколько эти допущения со­ответствуют фактическому положению дел. Но пока что мы будем продолжать придерживаться этого допущения; мы при­нимаем, что на рынке в одно и то же время существует лишь одна цена, причем, когда это необходимо, делаются специаль­ные поправки, учитывающие различия в затратах на доставку товаров торговцами в различных частях рынка, включая сюда и поправки на особые издержки розничной торговли, когда речь идет о розничном рынке.

На таком рынке существует цена спроса на каждое количе­ство товара, т.е. цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение одного дня, или недели, или года. Характер условий, диктующих эту цену на каждое данное количество товара, в каждом случае разли­чен, но во всех случаях, чем большее количество товара пред­лагается на рынке к продаже, тем ниже цена, по которой он найдет себе покупателей, или, иными словами, цена спроса но каждый бушель зерна или ярд ткани, уменьшается по мере уве­личения их предложения.

Единицу времени можно избрать, сообразуясь с особенностя­ми каждого конкретного случая; это может быть день, месяц, год

или даже жизнь целого поколения, однако она должна охваты­вать период, который относительно короче периода существова­ния рассматриваемого рынка. Следует предположить, что общая конъюнктура рынка остается неизменной на протяжении всего принятого периода, что, например, за это время не меняются мода или вкусы, никакой новый заменитель не влияет на спрос, никакое новое изобретение не воздействует на предложение.

Условия нормального предложения не столь определенны, и всестороннее их исследование необходимо отнести в последую­щие главы. Как мы видим, они будут постепенно изменяться с течением периода времени, охватываемого исследованием, главным образом вследствие того, что как вещественный капи­тал в форме машин и сооружений, так и невещественный ка­питал в форме предпринимательского опыта и способностей, а также организации возрастают медленно и медленно приходят в упадок.

Поэтому, когда количество продукции (в единицу времени) таково, что цена спроса выше цены предложения, продавцы по­лучают более чем достаточно, чтобы они сочли выгодным до­ставить указанное количество товара на рынок; при этом всту­пает в действие активная сила, стимулирующая увеличение предлагаемого к продаже количества товара. С другой стороны, когда количество произведенного товара таково, что цена спро­са ниже цены предложения, продавцы получают менее чем до­статочно, чтобы они сочли выгодным довести количество пред­лагаемого на рынке товара до этого уровня; в результате те из них, кто еще сомневается, стоит ли расширять производство, принимают решение его не расширять; при этом возникает сильная тенденция к тому, чтобы сократить количество товара, предлагаемого к продаже. Когда же цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо — равновесие.

Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, коли­чество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, — равновесной ценой.

Такое равновесие является устойчивым, т.е. цена при некотором отклонении от него будет стремиться к возвращению в прежнее положение подобно тому, как маятник колеблется в ту или другую сторону от своей низшей точки; мы увидим, что характерной чертой устойчивых равновесий является то, что при них цена спроса превышает цену предложения на величину,

несколько меньшую, чем величина равновесного количест­ва, и наоборот. Ведь когда цена спроса выше цены предложе­ния, количество производимого товара имеет тенденцию возрас­тать. Поэтому, когда цена спроса превышает цену предложения на количество, лишь немногим меньшее, чем равновесное ко­личество, тогда при временном сокращении масштабов произ­водства несколько ниже равновесного количества продукции возникнет тенденция к возвращению к равновесному его уров­ню, а в результате равновесие сохраняет устойчивость против отклонений в эту сторону. Если цена спроса больше цены пред­ложения на такое количество товара, которое чуть меньше рав­новесного, она наверняка окажется ниже цены предложения на чуть большее количество товара, а поэтому, если объем произ­водства несколько превышает его равновесное состояние, он будет стремиться вернуться в прежнее положение, равновесие окажется устойчивым против отклонений также и в этом на­правлении.

Когда спрос и предложение оказываются в положении ус­тойчивого равновесия, то в случае, если что-нибудь сдвинет объем производства с его равновесного состояния, немедленно начнут действовать силы, толкающие его к возврату в прежнее положение, точно так же как если подвешенный на веревке камень сместить с его равновесного состояния, он немедленно устремится назад, в свое равновесное положение. Движение объема производства относительно своей точки равновесия будет носить примерно такой же характер.

(Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. 1. С. 56—57, 69—73, 76—77, 79—83, 87—89, 93—95, 112—117, 132—135, 155—159, 161—163, 167, 170—171, 208—213; Т. 2. С. 20—25, 28—29)

V. КЕЙНСИАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

ДЖОН КЕЙНС

Джон Мейнард Кейнс (1883—1946) — выдающийся английский экономист, государственный деятель, основоположник одного из со­временных направлений экономической мысли Запада — кейнсианства. Дж. Кейнс родился в семье профессора логики и экономической тео­рии Кембриджского университета. Получил экономическое и матема­тическое образование в Итоне и Королевском колледже в Кембридже. В 1906—1908 гг. работал в Министерстве по делам Индии. С 1908 по 1915 г. — преподаватель, с 1920 г. — профессор Кембриджского университета. В 1915—1919 гг. Дж. Кейнс — сотрудник британского казначейства. В 1942 г. он стал одним из директоров Английского банка, принимал активное участие в разработке и осуществлении экономической, прежде всего финансовой, политики. Дж. Кейнс был назначен членом правления Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития (1944). Он был членом. Лондонского Королевского общества (Академии наук Великоб­ритании).

Главное произведение Дж. Кейнса — книга “Общая теория заня­тости, процента и денег” (1936). Она написана под воздействием небывало разрушительного мирового экономического кризиса 1929— 1933 гг., когда объем производства упал наполовину, каждый четвер­тый занятый в производстве оказался безработным, а реальные доходы населения снизились на 60%. Такой спад производства и нару­шение общего экономического равновесия поставил под вопрос важ­нейшие фундаментальные положения неоклассической теории.

На начальном этапе развития капитализма классики и неоклас­сики не без оснований утверждали следующее. Стихийная рыночная экономика, состоящая из частнособственнических хозяйств, способ­на самостоятельно, без всякого вмешательства государства предот­вращать глубокие спады производства и массовую безработицу. А предложение товаров на рынке как бы автоматически порождает равный ему по объему спрос покупателей, что обеспечивает устой­чивый рост национального хозяйства.

Но в XX столетии экономика западных стран во многих отно­шениях изменилась — быстро укрупнялись частные хозяйства, свободная конкуренция на рынке вытеснялась гигантскими монополиями —хозяйственными объединениями, устанавливающими цены по своему произволу и др. В результате усилилась хаотичность всего хозяйственного развития. И вот в 1929—1933 гг. разразился разрушительный

Наши рекомендации