Зарубежный опыт организации предприятий водного транспорта
В ряде промышленно-развитых стран внутренний водный транспорт, несмотря на прогресс в развитии и использовании наземного транспорта, продолжает занимать достойное место. На его долю приходится примерно десятая часть общего внутреннего грузооборота. Система управления основывается на некоторых общих принципах. Государственные органы непосредственно не вмешиваются в производственно-хозяйственную деятельность судоходных компаний, однако оказывают на них существенное влияние, выполняя по отношению к ним контрольные и регулирующие функции с использованием экономических методов, предоставляя им прямую и косвенную финансовую помощь из государственного бюджета, защищая их интересы в конкурентной борьбе с иностранными перевозчиками.
США.В США водные пути и некоторые порты находятся в ведении государства или местных органов власти. Свыше 94% всех работ по строительству и реконструкции водных путей осуществляется за счет средств федерального бюджета. Управлением внутренним водным транспортом занимаются как Министерство обороны, Министерство транспорта, так и комиссии при Конгрессе США.
Помимо федерального министерства транспорта имеются аналогичные министерства (департаменты) почти во всех штатах и федеральном округе Колумбия.
Администрация водных путей Министерства транспорта разрабатывает федеральную программу развития судоходства, направленную на приоритетное развитие судостроения на отечественных судоверфях.
Работы по проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации водных путей и гидротехническому обустройству портов производятся Корпусом военных инженеров армии США.
За счет бюджетных ассигнований содержится Служба береговой охраны, которая несет ответственность за обеспечение водных путей судоходной обстановкой и безопасность плавания. Значительную роль в финансировании внутреннего водного транспорта США играет бюджет штатов и местных органов управления. За счет этих бюджетов создаются и расширяются территории и акватории портов, углубляются подходные каналы и т.п.
В США имеется около 800 судоходных компаний. Наблюдается процесс их укрупнения путем слияния, поглощения, продаж и банкротств. В результате выделилось примерно десять компаний, которые и перевозят подавляющую массу грузов.
Возглавляет компанию, как правило, президент (рисунок 4.6), который создает и руководит департаментами (отделами). Их обычно четыре. Коммерческий отдел определяет тарифы, заключает договора на перевозки, следит за конъюнктурой. Отдел эксплуатации занимается не только движением, но также в него входит служба судового хозяйства, он ведает оборудованием, в том числе и портов. Административный отдел ведает страхованием, контрактами и т.п. В нем, как правило, есть и юрист. Финансовый отдел ведет учет, следит за отчетностью, контролирует состояние финансов.
В зависимости от формы собственности выделяются порты общего пользования (государственные) и порты необщего пользования (частные). Большая часть (62%) речных портов США находится в частном владении.
Территории крупных портов и причальные сооружения находятся в собственности штатов и не подлежат приватизации. В то же время все виды деятельности, связанные с обработкой судов и грузов, производятся частными компаниями, которые арендуют территорию и причальный фронт на длительные сроки. Дирекция портов назначается администрацией штатов. Основной задачей дирекции порта является работа с клиентурой по сдаче в аренду основных средств порта, разработка и реализация перспективных планов развития, взаимодействие с органами береговой охраны США в вопросах безопасности плавания.
Рисунок 4.6 – Типичная схема управления крупной речной компанией США
Порты в США не получают от государства никаких дотаций, но в то же время освобождены от уплаты налогов.
Водные пути США являются путями общего пользования и содержатся за счет федерального бюджета. При этом 50% необходимого финансирования водных путей осуществляется за счет судовладельцев.
Эксплуатацию водных путей и гидротехнических сооружений осуществляет персонал Корпуса армейских инженеров, а обеспечение габаритов пути, навигационную сигнализацию и безопасность – персонал Береговой охраны.
Западная Европа.В странах Западной Европы имеются определенные особенности в управлении водным транспортом.
В системе «Рейн-Майн-Дунай» особенно высока доля международных перевозок. Это приводит к тому, что основные направления государственной политики в области речного транспорта в отдельных странах консолидированы и во многом совпадают. Водные пути являются собственностью государства, которое придает большое значение развитию речного транспорта и, в известной степени, его опекает. Речные порты в странах Западной Европы принадлежат либо государственным органам, либо муниципалитетам. По правовому статусу порты общего пользования, например Германии, управляются централизованно и автономно. Централизованное управление осуществляется местными государственными органами. При этом порт не является юридическим лицом и его имущество принадлежит местным федеральным органам. Например, такие порты, как Нюрнберг, Регенсбург, Пассау, входят в единую систему управления земли Бавария и их деятельность регулируется соответствующими правовыми нормами.
При автономном управлении порт является юридическим лицом. Основанием для регистрации такого предприятия является постановление федерального органа. В автономном управлении находятся такие порты Германии, как Кельн, Дюссельдорф, Дуйсбург и др. Из всех судоходных фирм почти 97% составляют фирмы общего пользования.
В функции государственных органов управления судоходством и водным хозяйством входят:
- определение общей воднотранспортной политики;
- установление размеров сборов и тарифов;
- обеспечение строительства и поддержания в хорошем состоянии водных путей;
- эксплуатация гидросооружений и судоходной обстановки;
- обеспечение безопасности судоходства.
Франция.Во Франции вопросами управления речным транспортом занимается Дирекция наземного транспорта, входящая в Министерство инфраструктуры и транспорта. В эту Дирекцию на правах департамента входит Администрация портов и путей, имеющая центральный аппарат и линейные службы судоходства.
Линейные службы судоходства ведают строительством, модернизацией и поддержанием в надлежащем состоянии постоянных сооружений на внутренних водных путях. Государственные органы участвуют также в распределении капитальных вложений на развитие речных портов. При этом правительство стремиться привлечь к финансированию развития и эксплуатации внутренних водных путей всех потенциальных пользователей этого вида транспорта: промышленность, сельское хозяйство, населенные пункты и т.д. Доля участия государства сохраняется на низком уровне - приблизительно 0,3% от годового транспортного бюджета.
Кроме министерства, вопросами развития транспорта Франции занимаются: Национальное общество железных дорог, Национальное бюро судоходства (НБС), Высший совет по транспорту.
Национальное бюро судоходства подконтрольно Министерству транспорта и объединяет представителей государственной администрации и частных фирм. Эта организация выполняет многообразные функции: определяет приоритеты в перевозках в рамках общей транспортной программы, контролирует техническое состояние судов, соблюдение правил судоходства.
Руководство на местах Национальное бюро судоходства осуществляет через свои региональные дирекции. В составе каждой дирекции имеются службы коммерческой эксплуатации, фрахтовые бюро и агенты-контролеры по судоходству.
Главные инженеры администрации мостов и водных путей и директора региональных дирекций НБС контролируются муниципальными органами и органами власти департаментов и подотчетны и тем, и другим.
Россия. Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление транспортным комплексом Российской Федерации является Министерство транспорта (Минтранс России). Минтранс России формирует и реализует государственную транспортную политику; осуществляет государственное управление, регулирование и контроль в пределах своей компетенции; руководит деятельностью своих территориальных органов и подчиненными предприятиями; контролирует условия и эффективность использования лицензий на перевозочную деятельность в транспортном комплексе; осуществляет контроль в отношении морского судоходства и государственный надзор за соблюдением законодательства о торговом мореплавании; организует регистрацию морских и речных судов; контролирует эксплуатацию внутренних водных путей.
Разрешительные, контрольные и надзорные функции возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом является Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта. Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы. Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60, 5 тыс. км. Крупные порты - Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю.
Морской транспорт также играет важную роль во внешнеэкономических связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств.
Администрация морского торгового порта обеспечивает безопасность мореплавания и порядка в порту; осуществляет надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров РФ по торговому мореплаванию и за технической эксплуатацией закрепленных портовых сооружений и объектов.
Внутренние судоходные водные пути относятся к различным речным бассейнам. Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства трех воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного. Протяженность внутренних водных путей в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации, составляет 101,6 тыс. км. Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей в России в последние десятилетия сокращается и в настоящее время составляет около 94 тыс. км.
Внутренние водные пути обеспечивают транспортное обслуживание 67 субъектов Российской Федерации, а также поддерживают внешнеэкономические связи страны с иностранными государствами.
Стержнем воднотранспортной системы является Единая глубоководная система европейской части России общей протяженностью 6,45 тыс. км. В нее входят глубоководные участки Волги (от Твери до Астрахани), Камы, Москвы-реки, Дона и межбассейновые глубоководные соединения - Московско-Волжское, Волго-Балтийское, Беломорско-Балтийское, Волго-Донское. Составляя лишь 6 % от общей протяженности внутренних водных путей, данная система выполняет 2/3 всей перевозочной работы речного транспорта страны. В соответствии с Европейским Соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19 января 1996 года внутренние водные пути Единой глубоководной системы Европейской части России включены в Перечень важнейших внутренних водных путей международного значения и входят в состав международного транспортного коридора «Север – Юг».
На внутреннем водном транспорте функционируют образованные в 1995 году государственные предприятия водных путей и судоходных каналов Минтранса России – бассейновые управления водных путей и судоходства, которые осуществляют эксплуатацию и развитие водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, регулирование деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм собственности, контроль за обеспечением безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности, надзор за техническим состоянием объектов речного транспорта, находящихся в федеральной собственности.
На региональном (бассейновом) уровне управление и содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляют 16 федеральных государственных учреждений, в том числе 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства и федеральное государственное учреждение (ФГУ) «Речная администрация Московского бассейна», а также федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Канал имени Москвы», в составе которых на правах филиалов функционируют 89 районов водных путей и районов гидротехнических сооружений.
В рамках реформирования отрасли в 2004 году создана Ассоциация судоходных компаний (АСК), объединяющая основных участников судоходного бизнеса на внутреннем водном транспорте. АСК объединяет перевозчиков, на долю которых приходится более 80 % перевозок нефти и нефтепродуктов, 90 % речных туристических перевозок и более 50 % сухогрузов.
Оперативным звеном системы управления водным транспортом являются морские и речные пароходства, а также морские и речные порты.
На внутренних водных путях расположены 723 судоходных гидротехнических сооружения, находящиеся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта. Причальные гидротехнические сооружения и иное федеральное имущество речных портов находятся в государственной собственности и запрещены к приватизации указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года № 2284. Причальные гидротехнические сооружения в основном сдаются в аренду пароходствам и портам, характерным является и то, что частный бизнес не имеет возможности осуществить инвестиции в эти сооружения.
В 2009 году в рамках Концепции началось реформирование системы управления внутренними водными путями. Реализация всех предусмотренных мероприятий позволит оптимизировать систему управления внутренними водными путями; повысить уровень безопасности судоходства на внутренних водных путях; обеспечить порядок и безопасность в речных портах; осуществить комплексный подход к функционированию и развитию инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включая речные порты; привлечь дополнительное финансирование на содержание инфраструктуры речного транспорта из внебюджетных источников (взимание платы за использование инфраструктуры внутренних водных путей, за услуги речных портов и т.п.) и за счет использования механизмов государственно-частного партнерства. Осуществление мероприятий по реформированию системы управления внутренними водными путями призвано способствовать росту экономики страны в целом.