Классификация затрат по калькуляционным статьям. Виды себестоимости продукции
Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции.
Документ, в котором представлены все затраты на единицу продукции по статьям, называется калькуляцией.
Перечень статей затрат определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета, калькулирования себестоимости продукции с учетом характера и структуры производства.
Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:
-Сырье и материалы.
-Возвратные отходы (вычитаются).
-Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.
-Топливо и энергия на технологические цели.
-Заработная плата производственных рабочих.
-Отчисления на социальные нужды.
-Расходы на подготовку и освоение производства.
-Общепроизводственные расходы.
-Общехозяйственные расходы.
-Потери от брака.
-Прочие производственные расходы.
-Коммерческие расходы.
Первых 8 статей образует цеховую себестоимость.
11 статей образует производственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей - полную себестоимость продукции.
Министерства (ведомства) могут вносить изменения в приведенную типовую номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей в технике, технологии и организации производства.
В состав коммерческих расходоввключают:
1)расходы на тару и упаковку; 2)расходы на транспортировку продукции;3)комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятием и организациям в соответствии с договорами;4)затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке).
Общепроизводственные расходы – это расходы на обслуживание и управление производством.
Общехозяйственныенакладныерасходы, или накладные расходы непроизводственного назначения, связаны с функцией руководства, управления, которое осуществляются в рамках предприятия, компании, фирмы в целом. В состав этих расходов включается несколько групп: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи, отчисления и пр.
Различают следующие виды себестоимости:
-Цеховая себестоимость.
-Производственная себестоимость.
-Полная себестоимость.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственная себестоимостьпомимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Полная себестоимостьотражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов.
Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимость обуславливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.
Среднеотраслевая себестоимостьопределяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли.
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
-увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
-появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
-улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;
-возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
-снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.
Вывод - проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.
Планирование себестоимости продукции на промышленном предприятии.
План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:
-Смета затрат на производство продукции.
-Себестоимость всей товарной и реализованной продукции.
-Плановые калькуляции отдельных изделий.
-Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.
Важнейшими качественными показателями плана по себестоимости продукции является:
-себестоимость товарной и реализованной продукции;
-себестоимость единицы важнейших видов продукции;
-затраты на 1 руб. товарной продукции;
-процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам;
-процент снижения себестоимости сравниваемой продукции.
Смета затрат на производствосоставляет без внутризаводского оборота на основе расчета по каждому элементу и является основным документом для разработки финансового плана. Она составляется на год с распределением всей суммы расходов по кварталам.
Затраты на сырье в смете затрат определяются прежде всего на производственную программу исходя из планового объема, норм и цен.
На основе сметы затрат определяют затраты на весь валовой и товарный выпуск. Затраты на производство валовой продукции определяются из выражения
ВП = Сп – Знв, Сп – затраты на производство по смете;Знв – затраты не включаемые в состав валовой продукции.
Затраты на производствотоварной продукцииопределяют по формуле
ТП = ВП + (п + н),п - изменение остатков полуфабрикатов своего изготовления;н - изменение незавершенного производства; ± - прирост слагаемых вычитается, сокращение прибавляется.
Методы планирования себестоимости продукции. Два метода планирования себестоимости продукции:
-нормативный метод;
-планирование по технико-экономическим факторам.
Сущность нормативного метода - при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т. е. нормативная база предприятия.
Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, так как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:
-технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии;
- организационные. Под этими факторами понимается совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде;
-изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
-уровень инфляции в плановом периоде.