Участники следственного осмотра и их процессуальное положение
Осмотр места происшествия производится, как правило, немедленно по получении информации о происшествии. Закон допускает его проведение в ночное время в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК РФ)[5]. Однако лучше его производить днем, когда налицо более благоприятные условия для восприятия.
Следователь - руководитель и основной исполнитель всех производимых в процессе осмотра действий; он ответствен за полное и объективное проведение осмотра, за точное выполнение предписаний закона. Во время производства осмотра он вправе давать органам дознания обязательные для исполнения поручения.
Прокурор может производить осмотр по любому делу. Обычно он ограничивается участием в осмотре, не заменяя и не подменяя следователя. Участвуя в осмотре, прокурор дает лицу, производящему осмотр, рекомендации, а при необходимости - обращает внимание на недостатки и упущения.
Следователи практикуют проведение осмотров мест происшествия при участии других сотрудников полиции. Участниками осмотра места происшествия могут быть оперативные работники ОМВД, сотрудники ГИБДД (ГАИ), участковый уполномоченный, которые могут оказать следователю необходимую помощь и содействие в ходе производимого им осмотра места происшествия. В частности, они могут выполнять в ходе осмотра следующие функции:
- организацию охраны места происшествия и поддержание порядка на окружающей местности;
- обследование окружающей местности;
- наблюдение за поведением отдельных лиц;
- опрос присутствующих лиц, проживающих поблизости от места происшествия или по пути следования возможного преступника, и выявление очевидцев происшествия и свидетелей;
- осуществление оперативно-розыскных мероприятий, связанных с преследованием и задержанием возможного преступника, розыском похищенного, орудий преступления и других объектов;
- применение служебно-розыскной собаки;
- оказание содействия в осмотре.
Прибыв на место происшествия раньше следователя, последние принимают меры к охране места происшествия, не нарушая обстановки и расположения предметов. Не ожидая прибытия следователя, работники полиции принимают меры к оказанию помощи пострадавшим, преследованию преступников по горячим следам, выяснению личности потерпевшего, установлению очевидцев преступления и т.п.
Подбор понятых для участия в осмотре осуществляется на общих основаниях указанных в ст. 60 УПК РФ. Исключение составляет осмотр почтово-телеграфных отправлений, при проведении которого понятые подбираются из числа работников почтово-телеграфного учреждения (ч. 5 ст. 185 УПК). Проведение осмотра без участия понятых допускается, если его производство связано с опасностью для жизни и здоровья людей, а также в некоторых других случаях с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК[6].
Вопрос об участии в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля решается в зависимости от того, будет ли способствовать участие этих лиц успешному отысканию следов преступления, предметов или документов, а также более точному установлению обстановки на месте происшествия и т.п. Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший вправе ходатайствовать о допуске к участию в осмотре.
Защитник вправе участвовать в осмотре, проводимом с участием подозреваемого или обвиняемого, а также по ходатайству обвиняемого (подозреваемого) или его защитника в порядке, установленном ст. 53 УПК.
Ориентируя в принципе на осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов на месте производства следственного действия, законодатель в ч. 3 ст. 53УПК РФ предусмотрел исключения из правила (если осмотр на месте затруднен).
К основаниям, по которым осмотр предметов и документов производится не по месту их обнаружения и изъятия, а по месту производства следствия, относится, в частности, необходимость использования при осмотре особых инструментов, материалов и создания соответствующих технических условий, а также если для их осмотра требуется продолжительное время.
При необходимости проведения осмотра жилища важно соблюдать требования ст. 25 Конституции РФ, которой установлено: «Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения»[7]. УПК идет дальше этого минимального стандарта, требуя при отсутствии согласия проживающих лиц (ч. 5 ст. 177) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении проведения осмотра.
Об исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, в силу чего он может быть произведен без получения судебного решения, а также последующих действиях следователя.
Производство осмотра закон возлагает на следователя. Прокурор и начальник следственного отдела вправе дать в письменном виде обязательное для следователя указание о проведении осмотра. Несогласие следователя с полученным указанием не приостанавливает его исполнения. Он обязан производить осмотр сам, а не через других лиц. Он лично обязан убедиться в существовании определенных фактов, обстоятельств, выяснить их характер и занести в протокол только результаты собственных наблюдений. Наряду с этим на следователя возлагаются и организаторские функции по привлечению, расстановкой использованию других участников осмотра. Они приглашаются для оказания помощи следователю в осмотре. Указания следователя обязательны для всех лиц, участвующих в осмотре.
Присутствующие при осмотре понятые (не менее двух человек) призваны удостоверить факт, содержание и результаты производимых следователем действий. Поэтому они должны лично воспринимать все, что обнаруживается, исследуется, фиксируется при осмотре. Понятые имеют право делать замечания по поводу производимых следователем действий, обращать его внимание на те или иные обстоятельства. В дальнейшем, в случае возникновения неясностей по поводу осмотра, понятые могут быть допрошены в качестве свидетелей.
Закон ставит только одно условие при подборе понятых - не заинтересованность в исходе дела, вводя некоторые ограничения с точки зрения родства. Однако, исходя из тех задач, которые им предстоит выполнить при осмотре, следователь должен привлекать в качестве понятых лиц достаточно грамотных, чтобы они смогли разбираться в объектах, которые исследуются при осмотре, и в действиях следователя. Недопустимо приглашать в качестве понятых лиц, обладающих физическими недостатками (с ослабленным слухом, зрением и т.п.), психически неуравновешенных (излишне впечатлительных, вспыльчивых и т.п.), а также несовершеннолетних. Закон не рекомендует брать в качестве понятых работников правоохранительных органов, общественных помощников следователя. Не следует приглашать и лиц, не проживающих постоянно в данной местности (это затруднит их вызов к следователю или в суд, если возникнет надобность).
Если есть опасение, что на месте происшествия не окажется граждан, не заинтересованных в расследовании дела, понятые заранее подбираются и доставляются из другого места.
Потерпевший, свидетель, обвиняемый и подозреваемый привлекаются к осмотру, когда они могут помочь обнаружить вещественные доказательства, следы, пояснить обстановку и обстоятельства происшествия. При этом следователь должен принять меры, чтобы они не использовали свое участие в осмотре для сокрытия или уничтожения следов преступления. Вопрос о привлечении названных лиц к проведению осмотра решается в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела.
Представители общественности привлекаются следователем для охраны места происшествия, связи и выполнения отдельных поручений, поиска следов и вещественных доказательств.
Если расследуемое событие произошло на территории или в помещении какого-либо предприятия, учреждения или организации, представители администрации могут:
- помочь сориентироваться на месте происшествия;
- дать справку о характере и особенностях работы предприятия, системе охраны и сигнализации, расположении помещений, назначении и устройстве отдельных объектов;
- предоставить технические средства, подсобных рабочих.
Материально-ответственные лица приглашаются в случаях, если происшествие связано с возможным причинением ущерба, государственному или общественному имуществу, находящемуся на их ответственном хранении.
В необходимых случаях следователь вправе вызвать для участия в осмотре места происшествия специалиста, права и обязанности которого изложены в ст. 58 УПК[8].
В качестве специалиста приглашается лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, то есть по своим объективным данным такое же лицо, как и эксперт. Однако процессуальное положение их в корне отлично. Эксперт дает заключение по поставленным перед ним вопросам на основании проведенного им исследования. В качестве специалистов, участвующих в осмотре, могут быть представители различных отраслей знания: криминалист, химик, биолог, врач, инженер-строитель, искусствовед, инженер по эксплуатации автотранспорта и т.п. Специалист оказывает помощь следователю в обнаружении следов преступления, установлении механизма их образования, в розыске, изъятии и сохранении предметов и документов, имеющих значение для дела, и т.п.
Задачи, стоящие перед осмотром места происшествия, с наименьшей затратой сил и средств решаются при соблюдении определенных правил, выработанных криминалистикой. Конечно, не все правила могут в одинаковой степени применяться к каждому конкретному случаю. Поэтому следует согласиться с мнением большинства криминалистов, считающих, что создать единую схему порядка проведения осмотра даже при наличии однородных объектов невозможно. Это не исключает необходимости применять такие тактические правила, соблюдение которых во всех случаях, независимо от условий, является обязательным.