Методика курсового проектирования
Введение
В водной части КП студент отражает основные направления в организации технического обслуживания и ремонта машин, опираясь на передовой опыт, последние достижения и разработки. Формулирует цель КП и задачи, которые следует решить. Объём вводной части 0,5…1 страница.
Раздел 1 Общая часть
1.1 Общая характеристика и анализ хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Состав машинно-тракторного парка и ремонтно-эксплуатационной базы предприятия
Приводится характеристика и анализ хозяйственной деятельности предприятия, в котором студент проходил практику по профилю специальности (технологическую). Указывается историческая справка, виды выполняемых работ, характеристика машинно-тракторного парка, формы и методы организации ТО и ремонта машин, состояние ремонтно-эксплуатационной базы, применяемое оборудование. Кроме описания, следует привести рисунки, схемы, планы (генплан предприятия, план РММ и т.п.).
Парк машин следует представить в виде таблицы исходных данных. Если машинно-тракторный парк не содержит достаточного количества и номенклатуры машин, то для расчёта принимаются исходные данные по вариантам, выданные руководителем КП.
Форма таблицы:
Таблица 1 – Парк машин
Наименование и марка машин | Инвентарный номер | Фактическая наработка от начала эксплуатации, ч | Коэффициент сменности | Коэффициент использования машины | Ремонтный коэффициент | Скользящий график работы | Количество перебазировок в год, шт | Время одной перебазировки, ч |
Раздел 2 Специальная часть
Расчёты 2-го раздела выполняются в соответствии с представленной методикой расчёта, оформление в пояснительной записке в соответствии с примерами, сводные таблицы по образцу.
2.1. Расчёт годового режима работы машин
Расчет годового режима работы машин заключается в подсчете количества часов (дней) работы машины в году (квартале) и количества часов (дней) перерывов в работе по различным причинам.
При определении годового режима учитывают праздничные и выходные дни; время, затрачиваемое на перебазирование машин; перерывы в работе, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями; непредвиденные (организационные) перерывы, а также время нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте.
Годовой (квартальный) режим работы машин Тг (ч), т.е. количество часов работы машины рассчитывают по формуле (1)
Тг = Др tсм ксм кв , (1)
где Тг – количество дней работы машины в году (квартале);
tсм – продолжительность смены, ч;
ксм – коэффициент сменности;
кв – коэффициент внутрисменного использования машин.
Количество дней работы машины в году (квартале) устанавливают из соотношения (2)
Др = dк – (dпв + dм + dо + dр + dпб), (2)
где dк – количество календарных дней в году (квартале), дни;
dпв – количество праздничных и выходных дней в году (квартале), дни;
dм – перерывы в работе, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, дни
d о – перерывы в работе по организационным и непредвиденным причинам, дни;
dр – время нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте, дни;
dпб – время, затрачиваемое на перебазирование машин в течение года (квартала), дни.
Количество праздничных и выходных дней dпв принимается по календарю.
Перерывы dм в работе машин, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, определяют на основании данных районных управлений Гидрометеослужбы (приложение 1 Л1). При этом учитывают:
а) дни с дождем и дни с низкой температурой — для одноковшовых экскаваторов с ковшом емкостью свыше 0,15 м3, бульдозеров, тракторов, кранов стреловых и кусторезов;
б) дни с дождем и дни промерзания грунта — для многоковшовых и одноковшовых экскаваторов с ковшом емкостью 0,15м3, скреперов, автогрейдеров, рыхлителей, планировщиков, корчевателей и каналокопателей.
Продолжительность d'м перерывов в работе машин по каждому метеорологическому фактору с учетом совмещения его с выходными и праздничными днями рассчитывают по формуле (3)
(3)
Продолжительность перерывов в работе машин по непредвиденным (организационным) причинам dо не должна превышать 3% от календарного времени за вычетом количества праздничных и выходных дней, расчёт по формуле (4): dо = 0,03 (dк – dпв) Время нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте определяют по формуле (5)
(5)
где Рч – ремонтный коэффициент.
Парк машин делится на группы в зависимости от исходных данных. Пример оформления групп машин, с указанием исходных данных для расчёта:
1-я группа – тракторы гусеничные, бульдозеры
Исходные данные для расчёта 1-й группы машин:
- коэффициент сменности К см = 1,
- коэффициент внутрисменного использования рабочего времени машин Кв = 0,85,
- ремонтный коэффициент Р ч = 0,015,
- 10 перебазировок в год, по 4 ч на каждую,
- перерывы в работе машин 1-й группы, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями: для 2-й температурной зоны (Ленинградская обл) учитывается дождь – в 1 квартале – d м = 0,4 дня, во 2 квартале – d м =3,2 дня, в 3 квартале – d м =5,9 дня, в 4 квартале – d м =2,1 дня (см. приложение 1).
2-я группа – экскаваторы непрерывного действия, дреноукладчики, каналокопатели, автогрейдеры, корчеватели-собиратели.
- коэффициент сменности К см =1
- коэффициент внутрисменного использования рабочего времени машин Кв=0,87
- ремонтный коэффициент Р ч =0,012
- перерывы в работе машин 2-й группы, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями: дождь (аналогично 1-й группе) и промерзание грунта поквартально: 90 – 0 – 0 – 61
3 группа – одноковшовые экскаваторы
- коэффициент сменности Ксм=1
- коэффициент внутрисменного использования рабочего времени Кв=0,89
- ремонтный коэффициент Рч=0,0161
- перерывы в работе машин 3-й группы, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями аналогично 1-й группе: дождь
4 группа – самоходные стреловые краны
- коэффициент сменности Ксм=1
- коэффициент внутрисменного использования рабочего времени Кв=0,9
- ремонтный коэффициент Рч=0,0185
- перерывы в работе машин 3-й группы, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями дождь и ветер поквартально: 0,7 – 0,6 – 0,5 – 0,9
Пример расчёта приводится для 1-й группы машин.
По календарю определяем количество календарных d к и праздничных и выходных дней dпв по каждому кварталу. При 5-ти дневной рабочей неделе количество праздничных и выходных дней составят: 1 квартал – 33; 2 квартал – 28; 3 квартал – 27; 4 квартал – 29 дней.
Определяем перерывы dм в работе машин в связи с неблагоприятными метеоусловиями. Учитывая возможное совпадение этих дней с праздничными и выходными, пересчитываем величину перерывов по формуле (3):
1 квартал – d м = 0,4 · (1 – 33 / 90) = 0,25 дня
2 квартал – d м = 3,2 · (1 – 28 / 91) = 2,24 дня
3 квартал – d м = 5,9 · (1 – 27 / 92) = 4,17 дня
4 квартал – d м = 2,1 · (1 – 29 / 92) = 1,48 дня
Перерывы в работе машин по организационным причинам do рассчитываем по формуле (4):
1 квартал – do = 0,03 · (90 – 33) = 1,71 дня
2 квартал – do = 0,03 · (91 – 28) = 1,92дня
3 квартал – do = 0,03 · (92 – 27) = 1,95 дня
4 квартал – do = 0,03 · (92 – 29) = 1,89дня
Перерывы в работе машин в связи с перебазировками:
10 перебазировок · 4 ч / 8 ч смена · 4 квартала = 1,25 дня
Подсчитываем время нахождения машин в ТО и ремонте по формуле (5):
1 квартал – d р = = 5,9 дня
2 квартал – d р = = 6,3 дня
3 квартал – d р = = 6,31 дня
4 квартал – d р = = 6,39дня
Определяем количество дней работы машин по формуле (2)
1 квартал – Д р = 90 – (33 + 0,25 + 1,71 + 5,9) = 49,14 дня
2 квартал – Д р = 91 – (28 + 2,24 + 1,92+ 6,3) = 52,54 дня
3 квартал – Д р = 92 – (27 + 4,17 + 1,95 + 6,31) = 52,58 дня
4 квартал – Д р = 92 – (29 + 1,48 + 1,89 + 6,39) = 53,24 дня
За год – Д р = 48,65 + 52,54 + 52,58 + 53,24 = 207,01 дня
Определяем количество часов работы машин по формуле (1)
1 квартал – Т г 1 = 49,14 · 8 · 1 · 0,85 = 334,15 ч
2 квартал – Т г 2 = 52,54 · 8 · 1 · 0,85 = 357,27 ч
3 квартал – Т г 3 = 52,58· 8 · 1 · 0,85 = 357,54 ч
4 квартал – Т г 4 = 53,24 · 8 · 1 · 0,85 = 362,03 ч
За год – Т г = Н пл = Σ Т кв = 334,15 + 357,27 + 357,54 + 362,03 = 1410,7 часа
Для остальных групп машин годовой режим работы рассчитывается аналогично, результаты расчётов заношу в таблицу 2
Таблица 2 – Годовой режим работы машин
1 группа машин: тракторы гусеничные, бульдозеры
Период работы | Календарные дни dк | Нерабочие дни | Кол-во рабочих дней Д р | Кол-во часов работы Т г | ||||
dпв | d м | do | d р | d п б | ||||
1 квартал | 0,25 | 1,71 | 5,9 | 1,25 | 49,14 | 334,15 | ||
2 квартал | 2,24 | 1,92 | 6,3 | 1,25 | 52,54 | 357,27 | ||
3 квартал | 4,17 | 1,95 | 6,31 | 1,25 | 52,58 | 357,54 | ||
4 квартал | 1,48 | 1,89 | 6,39 | 1,25 | 53,24 | 362,03 | ||
Всего | 207,5 |
2 группа машин: дреноукладчики, каналокопатели, автогрейдеры,
корчеватели-собиратели
Период работы | Календарные дни dк | Нерабочие дни | Кол-во рабочих дней Д р | Кол-во часов работы Т г | ||||
dпв | d м | do | d р | d п б | ||||
1 квартал | 1,71 | 4,82 | 50,22 | 349,5 | ||||
2 квартал | 2,24 | 1,92 | 5,1 | 53,74 | ||||
3 квартал | 4,17 | 1,95 | 5,1 | 53,78 | 374,3 | |||
4 квартал | 43,2 | 1,89 | 5,2 | 54,43 | 378,8 | |||
Всего | 212,17 |
3 группа – одноковшовые экскаваторы
Период работы | Календарные дни dк | Нерабочие дни | Кол-во рабочих дней Д р | Кол-во часов работы Т г | ||||
dпв | d м | do | d р | d п б | ||||
1 квартал | 0,25 | 1,71 | 6,28 | 48,76 | 347,2 | |||
2 квартал | 2,24 | 1,92 | 6,71 | 52,13 | 371,2 | |||
3 квартал | 4,17 | 1,95 | 6,72 | 52,16 | 371,4 | |||
4 квартал | 1,48 | 1,89 | 7,47 | 52,16 | 371,4 | |||
Всего | 205,21 |
4 группа – краны самоходные стреловые
Период работы | Календарные дни dк | Нерабочие дни | Кол-во рабочих дней Д р | Кол-во часов работы Т г | ||||
dпв | d м | do | d р | d п б | ||||
1 квартал | 0,7 | 1,71 | 7,04 | 47,55 | 342,4 | |||
2 квартал | 2,63 | 1,92 | 7,54 | 50,49 | 363,5 | |||
3 квартал | 4,52 | 1,95 | 7,55 | 50,98 | 367,1 | |||
4 квартал | 2,05 | 1,89 | 7,62 | 51,49 | 370,7 | |||
Всего | 200,51 |
2.2 Составление годового плана технического обслуживания и ремонта машин
Годовой план технического обслуживания и ремонта (таблица 3) определяет число плановых технических обслуживаний и ремонтов по каждой машине, находящейся на балансе организации. Он является основанием для расчета потребности в материальных и трудовых ресурсах при разработке производственно-финансового плана.
Для составления годового плана необходимы следующие исходные данные:
- фактическая наработка (ч) машины на начало планируемого года со времени проведения соответствующего вида технического обслуживания, ремонта или с начала эксплуатации (см. раздел 1);
- планируемая наработка (ч) машины на год (таблица 2);
- показатели периодичности технических обслуживаний и ремонтов (приложение 2, Л1).
Число технических обслуживаний и ремонтов каждого вида Nто,р, которые должны быть проведены в планируемом году для соответствующей машины, рассчитывают по формуле (6)
(6)
где Нф – величина фактической наработки на начало планируемого года со времени проведения последнего, аналогичного расчетному, вида технического обслуживания, ремонта или с начала эксплуатации, ч;
Nпл – планируемая наработка на расчетный год, ч;
М – доремонтный или межремонтный ресурс соответствующего вида технического обслуживания или ремонта, по которому ведется расчет, ч;
Nпред – число всех видов технических обслуживании и ремонтов с периодичностью, большей периодичности того вида, по которому ведется расчет (при расчете капитального ремонта Nп = 0).
При расчете сначала определяют число капитальных ремонтов, затем текущих ремонтов и, наконец, плановых технических обслуживании (ТО-2, ТО-1). Полученные значения Nто.р округляют до целого числа в сторону уменьшения.
Порядковый номер месяца Км, в котором должен проводиться капитальный ремонт машины, рассчитывается формуле (7)
(7)
где Мк – доремонтный или межремонтный ресурс капитального ремонта, ч.
Если при расчете Км окажется более 12, капитальный ремонт машины в планируемом году не проводится и переносится на следующий год.
Пример расчёта годового плана ТО и ремонтов машин привожу для бульдозера ДЗ – 42Г фактической наработкой от начала эксплуатации 5594 часа (см. таблицу 1), планируемой наработкой на год 1411 часов (см. таблицу 2).
Из приложения 1 принимаем периодичность проведения: КР – 5760 ч, ТР – 960 ч, ТО-2 – 240 ч, ТО-1 – 60 ч, СО – 2 раза в год.
Наработку бульдозера на начало планируемого года после проведения последнего КР, ТР, ТО-2, ТО-1 устанавливаем как остатки от деления фактической наработки от начала эксплуатации на соответствующие периодичности проведения ТО и ремонтов:
Н ф К = 5594 ч
Н ф Т = 5594 / 960 = 5 остаток 794; следовательно – Н ф Т = 794 ч
Н ф ТО-2 = 5594 / 240= 23 остаток 74, следовательно Н ф ТО-2 = 74 ч
Н ф ТО-1 = 5594 / 60=93 остаток 14, следовательно Н ф ТО-1 = 14 ч
Определяем количество ТО и ремонтов на планируемый год по формуле (6)
= 1, принимаю 1 КР
принимаю 1 ТР
принимаю 4 ТО – 2
принимаю 17 ТО – 1
Определяю месяц, в котором будет проводиться капитальный ремонт формуле (7):
= 2,41 принимаю 3 – март
Остальные машины рассчитываю аналогично, результаты расчётов заношу в таблицу 3.
Таблица 3 – Годовой план ТО и ремонта машин
Наименование и марка машины | Инв № | Фактическая наработка, ч | Наработка в планируемом году, ч | Количество ТО и ремонтов в планируемом году | |||||||||
от начала эксплуат | со времени проведения | К | Т | ТО - 2 | ТО - 1 | СО | |||||||
К | Т | ТО - 2 | ТО - 1 | кол - во | месяц | ||||||||
Тракторы | |||||||||||||
1. Т – 150 К | - | ||||||||||||
2. К – 701 | - | ||||||||||||
Бульдозеры | |||||||||||||
3. ДЗ – 37 А | - | ||||||||||||
4. ДЗ – 133 | август | - | |||||||||||
5. ДЗ – 27 | - | ||||||||||||
6. ДЗ – 42 Г | март | ||||||||||||
7. ДЗ – 94 С | - | ||||||||||||
8. ДЗ – 170 | - | ||||||||||||
9. ДЗ – 59 | - | ||||||||||||
Автогрейдеры | |||||||||||||
10. ДЗ – 122 А | - | ||||||||||||
11. ДЗ – 143 | - | ||||||||||||
12. ДЗ – 180 | - | ||||||||||||
13. ДЗ – 98 | - | ||||||||||||
Погрузчики | |||||||||||||
14. ТО – 10 А | - |
2.3 Расчёт и составление месячного плана-графика ТО
Месячный план-график (таблица 4) технического обслуживания и ремонта машин устанавливает дату остановки каждой машины на техническое обслуживание или ремонт и продолжительность ее простоя в днях.
Порядковый номер рабочего дня месяца Д то,р, в котором начинается проведение технического обслуживания или ремонта машин, определяется по формуле (8)
(8)
где Кр.д. – число рабочих дней в планируемом месяце, определяемое по календарю с учетом установленного в данной организации режима работы.
Н пл м – планируемая наработка машин на расчётный месяц.
Планируемая наработка на месяц определяется по формуле (9)
Н пл м = , (9)
где Т г 1 кв – планируемое количество часов работы в 1-м квартале (см. Расчёт годового режима работы машин, таблицу 2)
Если при расчете величина Дто,р окажется большей, чем число рабочих дней в планируемом месяце, соответствующее техническое обслуживание или ремонт в этом месяце не проводится.
При расчете порядкового номера рабочего дня проведения второй раз в месяц технического обслуживания одного вида его периодичность при подстановке в формулу увеличивают в 2 раза, в третий – в 3 раза и т. д.
Пример расчёта месячного плана-графика приведён для экскаватора ЭО – 2621А инвентарный № 39940
По приложению 2 принимаем периодичность капитального ремонта экскаватора, равную 5760 ч, текущего ремонта – 960 ч, ТО-2 – 240 ч и ТО-1 – 60 ч.
Планируемая наработка на месяц (январь) составит: 347,2 : 3 = 115,7 ч
Определяем порядковый номер рабочего дня месяца:
для текущего ремонта
, принимаю 10
для ТО-2
, принимаю 10
для ТО-1
, принимаю 10
, не проводится в январе (всего 17 рабочих дней)
Расчет показывает, что текущий ремонт экскаватора ЭО – 2621А № 39940 в январе должен проводиться на 10-й рабочий день, ТО-2, ТО-1 – проводиться не будет
Остальные машины рассчитываются аналогично, а результаты расчётов заносятся в таблицу 4.
При планировании ТО и ремонтов машин на месяц следует равномерно распределять виды ТО по числам месяца, учитывая загрузку рабочих. При этом допускается корректировка расчётных значений (смещение на 1…2 дня в большую или меньшую сторону). В таблице 4 представлен откорректированный план-график.
Наименование и марка машины | Инвентар. номер | Фактическая наработка, час | Нплан мес, час | Январь | ||||||||||||||||||||
от начала эксплуат | со времени проведения | числа месяца и виды ТО и ремонта | ||||||||||||||||||||||
К | Т | ТО-2 | ТО-1 | |||||||||||||||||||||
Тракторы | ||||||||||||||||||||||||
1. Т – 150 К | 116,5 | ТО-1 | ТО-2 | |||||||||||||||||||||
2. К – 701 | 116,5 | ТО-1 | ТО-1 | |||||||||||||||||||||
Бульдозеры | ||||||||||||||||||||||||
3. ДЗ – 37 А | 111,4 | ТО-2 | ТО-1 | |||||||||||||||||||||
4. ДЗ – 133 | 111,4 | ТО-2 | ||||||||||||||||||||||
5. ДЗ – 27 | 111,4 | ТО-1 | ||||||||||||||||||||||
6. ДЗ – 42 Г | 111,4 | ТО-1 | ТО-1 | |||||||||||||||||||||
7. ДЗ – 94 С | 111,4 | ТО-1 | ТО-1 | |||||||||||||||||||||
8. ДЗ – 170 | 111,4 | ТО-1 | ТО-1 | |||||||||||||||||||||
9. ДЗ – 59 | 111,4 | ТО-1 | ТО-2 | |||||||||||||||||||||
Автогрейдеры | ||||||||||||||||||||||||
10. ДЗ – 122 А | 116,5 | ТО-1 | ||||||||||||||||||||||
11. ДЗ – 143 | 116,5 | ТО-1 | ТО-1 | |||||||||||||||||||||
12. ДЗ – 180 | 116,5 | ТО-2 | ТО-1 | |||||||||||||||||||||
13. ДЗ – 98 | 116,5 | ТО-1 | ТО-1 |
Таблица 4 – Месячный план – график ТО и ремонта машин
2.4 Составление схемы организации ТО и ремонта машин
Строительство характеризуется значительной протяженностью работ, наличием множества мелких строительных объектов с небольшим количеством механизмов и расположением строительных объектов на значительном расстоянии от производственно-эксплуатационных баз хозяйств.
Наряду с этим в условиях строительства, как правило, используются сложные машины с большой массой и плохими транспортными возможностями. Перевозка таких машин для обслуживания на большие расстояния связана с определенными трудностями и значительно увеличивает затраты времени. Поэтому техническое обслуживание и текущий ремонт машин должны организовываться так, чтобы затраты времени и средств на их проведение были минимальными при одновременном строгом соблюдении периодичности обслуживания, высоком качестве работ и полном их соответствии правилам и технологии.
Практика показала, что поддерживать машины в исправном состоянии можно только на основе специализации и механизации работ по техническому обслуживанию и ремонту. Сущность такой специализации заключается в организации звеньев для выполнения отдельных элементов технического обслуживания (заправки машин, проведения плановых технических обслуживании и диагностирования машин, устранения отказов и неисправностей машин и др.).
Специализированные звенья создаются не только в хозяйствах, но и в объединениях, центральных ремонтных мастерских и т.п. Поэтому в настоящее время существует несколько организационных форм проведения технического обслуживания и текущего ремонта машин.
1. Технические обслуживания, диагностирование и текущие ремонты машин (за исключением машин на базе тракторов К-700 и Т-150К) проводятся силами хозяйств на базе собственных ремонтных мастерских и передвижных средств технического обслуживания, диагностирования и текущего ремонта машин.
При этом текущие ремонты машин рекомендуется выполнять силами и средствами РММ хозяйства.
Место проведения ТО-2 и ТО-1 зависит от транспортных возможностей машин. Обычно обслуживание машин, ежедневно возвращающихся па свою базу, выполняют РММ хозяйства, а обслуживание машин с плохими транспортными возможностями – передвижные средства технического обслуживания и диагностирования на месте работы машин. Техническое обслуживание и ремонт машин на базе тракторов К-700 и Т-150К во всех случаях выполняются силами специализированных пунктов РТП.
Такую форму организации технического обслуживания и ремонта применяют хозяйства, имеющие 100 и более мелиоративных и строительных машин.
2. Технические обслуживания, диагностирование и текущие ремонты выполняются силами и средствами центральных пунктов технического обслуживания (ЦПТО) объединений. Эта форма находит широкое применение в зонах, где хозяйства имеют небольшие парки машин и где нецелесообразно строить хорошо оснащенные РММ.
3. Техническое обслуживание, диагностирование и текущие ремонты проводят как ЦПТО объединения, так и хозяйства. Возможно сочетание работ. ЦПТО (ЦРММ) может выполнять полное техническое обслуживание отдельных видов машин (машин на базе тракторов Т-130, многоковшовых экскаваторов ЭТЦ-202А и др.) или проводить отдельные виды технического обслуживания различных марок машин. Эта форма организации технического обслуживания наиболее распространена и перспективна.
Капитальные ремонты сложных полнокомплектных машин и их агрегатов во всех случаях проводятся на ремонтно-механических заводах (РМЗ).
При выполнении курсового проекта форму организации технического обслуживания и ремонта машин устанавливают в соответствии с высказанными рекомендациями, описывают в пояснительной записке и представляют в форме таблицы 5.
Количество ТО и ремонтов по маркам машин устанавливают из годового плана технических обслуживаний и ремонтов хозяйства (смотри таблицу 3).
Таблица 5 – Схема организации ТО и ремонта машин