Ответственность и полномочия в системе качества
Высшее руководство должно определить организационную структуру предприятия, распределить ответственность и полномочия работников с целью эффективного и результативного внедрения системы менеджмента качества.
Организационная структура – это распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками
Официально оформленная организационная структура часто содержится в руководстве по качеству.
Всех работников следует наделить полномочиями и ответственностью, которые помогают им в достижении целей в области качества. Такое распределение полномочий и ответственности помогает вовлечению работников всей организации и принятию ими обязательств в области качества.
Ответственность (обязанности) и полномочия образуют юридическую основу административного руководства качеством. Под полномочиями понимается базирующееся на нормативном акте право, позволяющее должностному лицу отдавать распоряжения и выполнять определенные действия. Документами, в которых отражаются ответственность и полномочия в области качества, являются: организационная структура предприятия, Руководство по качеству, положения о подразделениях, должностные инструкции, процедуры. Кроме того, ответственность и полномочия в области качества могут быть отражены в матрице ответственности, известной в управленческой практике также под названиями «матрица компетентности», «матрица распределения», «организационная карта» и др.
Матрица ответственности строится в форме таблицы, в первой графе которой указывается код функции или задачи (работы), во второй - ее полное наименование, а в последующих графах, соответствующих числу должностных лиц предприятия, участвующих в выполнении данной функции (задачи, работы), с помощью условных обозначений представлен характер участия каждого должностного лица в совместной работе. В таблице 5.1 приведен фрагмент матрицы ответственности, использующейся на одном из машиностроительных предприятий.
В отличие от должностной инструкции, содержащей описание одной должности и отражающей главным образом «вертикальные» отношения, матрица ответственности в четкой графической форме показывает «горизонтальные» отношения между несколькими должностными лицами как участниками интегрированной системы. Определяющими достоинствами матрицы компетентности являются ее информативная наглядность, лаконичность, а также исключение случаев дублирования деятельности нескольких должностных лиц. Немаловажным следует считать и то, что с помощью матрицы может быть ускорено принятие управленческих решений и повышена ответственность за их содержание и результаты.
Матрица ответственности позволяет оценить представленную в ней информацию как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях.
В первом случае становится возможно выявить всех участников конкретной деятельности и оценить сбалансированность и рациональность распределения между ними ответственности и полномочий, во втором - определить объем и характер деятельности конкретного должностного лица во всей деятельности, раскрываемой в матрице.
На основе анализа матрицы ответственности уточняются обязанности, полномочия и взаимодействие руководителей и специалистов предприятия в области качества, которые закрепляются в должностных инструкциях и положениях о подразделениях.
Табл. 5.1. Фрагмент распределения ответственности и полномочий в системе качества
Условные обозначения:
— руководит деятельностью и принимает окончательное решение по функции, несет ответственность за конечные результаты;
— организует исполнение, обобщает результаты, готовит и обосновывает проекты решений, несет ответственность за своевременность и качество подготовки решений;
— консультирует при подготовке и принятии решений, несет ответственность за качество консультирования;
— получает информацию о принятых решениях и несет ответственность за своевременность и качество реализации решений (в касающейся его сфере).
Высшее руководство должно назначить представителя руководства и наделить его полномочиями управлять, контролировать, оценивать и координировать процессы системы менеджмента качества. Цель такого назначения - содействие эффективной и результативной работе системы менеджмента качества.
Представитель должен докладывать высшему руководству и поддерживать связи с потребителями и другими заинтересованными сторонами по вопросам, относящимся к системе менеджмента качества.