Государственная пошлина, ее размер, порядок оплаты. Отсрочка и освобождение от уплаты госпошлины

Государственная пошлина - это обязательный платеж за действия, совершаемые арбитражным судом по рассмотрению, разрешению, пересмотру арбитражных дел, а также за выдачу документов.

Государственной пошлиной оплачиваются: исковые заявления; заявления о
признании несостоятельными (банкротами) организаций и граждан; заявления о
вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора; заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение; апелляционные и кассационные жалобы на решения арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов; заявления о
выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда; апелляционные и кассационные жалобы на определения арбитражного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа.

Государственной пошлиной оплачиваются как первоначальные, так и встречные исковые требования имущественного или неимущественного характера.

Взыскание и уплата государственной пошлины в арбитражном судопроизводстве регулируется Законом РФ «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине» (с изменениями от 20 августа 1996 г., 19 июля 1997 г., 21 июля 1998 г.).

Существует несколько правил определения размера государственной пошлины. Государственная пошлина взимается:

а) в твердых ставках и процентах от цены иски — с исковых заявлений имущественного характера;

б) в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда в месяц, - с исковых заявлений неимущественного характера и иных заявлений;

в) в процентах — с апелляционных и кассационных жалоб.

Порядок определения цены иска установлен ст. 92 АПК РФ.

Цена иска определяется:

- по искам о взыскании денежных средств исходя из взыскиваемой суммы;

- по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или
иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке исходя из оспариваемой суммы;

- по искам об истребовании имущества исходя из стоимости имущества;

- по искам об истребовании земельного участка исходя из стоимости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутствии - по рыночной цене.

В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени). Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных
требований, определяется суммой всех требований. В случае неправильного указания цены иска она определяется арбитражным судом.

Пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления или жалобы.
Платежные поручения на безналичное перечисление пошлины, квитанции
банка о приеме денег в уплату пошлины приобщаются к соответствующим документам, оплачиваемым пошлиной.

На платежных поручениях должна быть сделана отметка кредитного учреждения о перечислении в доход бюджета РФ со счета плательщика сумм в уплату государственной пошлины. Платежные документы должны содержать сведения, подтверждающие уплату пошлины по делу, к которому документ приобщен, и зачисление ее в бюджет.

При увеличении исковых требований недостающая сумма государственной
пошлины взыскивается при принятии решения в соответствии с увеличенной ценой иска. При уменьшении цены иска уплаченная пошлина не возвращается.

Если федеральным законом предусмотрена возможность отсрочки, рассрочки
уплаты пошлины или уменьшения ее размера, одновременно с подачей заявления
или жалобы может быть подано соответствующее ходатайство. В ходатайстве должны быть приведены мотивы, по которым сторона просит предоставить ей отсрочку, рассрочку уплаты пошлины или уменьшить ее размер с приложением необходимых документов. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении или жалобе либо в отдельном заявлении, прилагаемом к исковому заявлению (жалобе). Ходатайство, поданное без искового заявления (жалобы), арбитражный суд не рассматривает. Прилагаемые к ходатайству документы должны свидетельствовать о том, что имущественное положение заявителя не позволяет ему уплатить пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (жалобы).

Отсрочка уплаты пошлины сводится к установлению срока, до истечения которого она не уплачивается. При рассрочке соответствующие суммы подлежат
периодической выплате.

Уплаченная в бюджет государственная пошлина по арбитражным делам возврату, как правило, не подлежит. Она может быть возвращена только в случаях,
установленных федеральным законом, а именно:

а) внесения пошлины в большем размере, чем требуется по законодательству РФ,

б) возвращения арбитражными судами заявлений (жалоб) или отказа в их
принятии;

в) прекращения производства по делу, если дело не подлежит рассмотрению в
арбитражном суде, или оставления иска без рассмотрения, когда истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо когда он предусмотрен договором;

г) отмены в установленном порядке судебного акта арбитражного суда, если
при этом пошлина уже была взыскана с ответчика в бюджет.

Законодательством РФ могут быть установлены иные случаи возврата государственной пошлины из бюджета.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1) прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов;

2) общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения;

3) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) - по
искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими
предписаний указанных органов, данных в пределах их компетенции;

4) органы управления и подразделения Государственной противопожарной
службы Министерства внутренних дел РФ при осуществлении своих функций,
установленных законодательством РФ, по искам, связанным с нарушением их
прав, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в
пользу которой состоялось решение;

5) налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и
экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, по искам
о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и возврате их из соответствующего бюджета, за исключением
случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;

6) государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета,
выступающие в качестве истцов и ответчиков.

22.Понятие и виды процессуальных сроков. Исчисление, приостановление, восстановление, продление и перерыв сроков. Последствия пропуска процессуальных сроков

23.Предъявление иска (форма, содержание искового заявления, документы, прилагаемые к исковому заявлению). Соединение и разъединение нескольких исковых требований

24.Принятие искового заявления. Оставление искового заявления без движения. Возвращение искового заявления

25.Отзыв на исковое заявление. Предъявление встречного иска

26.Действия судьи на стадии подготовки дела к судебному разбирательству

27.Порядок рассмотрения дела в суде первой инстанции

28.Решение арбитражного суда. Дополнительное решение. Разъяснение решения. Исправление описок, опечаток и орфографических ошибок

Наши рекомендации