Глава 2. Проект коммерциализации системы визуализации NettleBox
Введение
Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Экономический рост сопровождается повышением эффективности производства, сокращением безработицы, стабильностью цен и расширением внешнеэкономических связей и другими положительными экономическими и социальными процессами.
Эти цели экономического роста могут быть достигнуты при использовании во всех сферах хозяйственной деятельности достижений научно-технических новшеств, называемых инновациями. Несмотря на то, что Россия пока еще сохраняет инновационный потенциал, направленность этого потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности крайне мала. В промышленности России в 90-х годах резко снизилась инновационная активность. Удельный вес предприятий и организаций, осуществляющих разработку и использование нововведений, уменьшился.
Таким образом, активизация инновационной деятельности в России является важнейшей предпосылкой использования научно-технического потенциала, роста конкурентоспособности промышленной продукции, выхода из экономического кризиса, повышения уровня жизни населения.
Объектом курсовой работы является система визуализации «NettleBox».
Предметом исследования является заявка на конкурс системы визуализации «NettleBox».
Целью написанной курсовой работы является создание проекта коммерциализации системы визуализации NettleBox
Глава 1. Производственный план проекта коммерциализации и инновации
1. Понятие бизнес-плана
Бизнес-план проекта коммерциализации технологии - это формальный документ, представляющий собой программу действий, которая состоит из различных последовательных разделов. Каждый бизнес-план должен быть реальной пошаговой инструкцией, как создать и развивать новый бизнес иль новое направление в существующем бизнесе.
Формальный бизнес-план имеет следующие обязательные разделы: меморандум о конфиденциальности; резюме; описание предприятия и отрасли; описание продукции; план маркетинга; инвестиционный план; производственный план; организационный план; финансовый план и показатели эффективности проекта; анализ рисков (анализ чувствительности проекта); выводы; приложения.[1]
Традиционно различают несколько стадий жизненного цикла продукта (Рис.1).
Рис 1. Фазы жизненного цикл товара (проекта)
На рис 1 схематично представлены последовательные стадии развития проекта. Hа стадии становления происходит инициация проекта, техническая идея превращается в идею бизнеса, которая в свою очередь, формирует содержание бизнеса. Стадия завершается началом продаж продукции. На стадии роста происходит захват рынка, проект начинает генерировать денежные потоки и приносить прибыль. Стадия зрелости сопровождается относительным затишьем и началом снижений продаж, являющемся предвестником бури, а именно - стадии спада. Во время спада продукт начинает быстро терять свою долю на рынке, вытесняться более новыми предложениями и проект, связанный с исходным продуктом, завершается.
На первой стадии развития проекта бизнес-план представляет собой письменную документацию жизненных проблем, необходимых для убеждения инвесторов и том, что уникальность предложенного бизнеса достойна для инвестиций. В дальнейшем бизнес-план обеспечивает владельцу и менеджеру бизнеса детальную инструкцию по реализации проекта. Разработка такого документа требует систематического подхода, чтобы критические проблемы были вовремя выявлены и были разработаны соответствующие пути их разрешения. Безусловно, на каждой фазе жизненного цикла бизнес-план изменяется, усложняется, обрастает подробностями. Фактически, с течением времени повышается уровень детализации.[1]
В каждом разделе бизнес-плана авторы описывают реальную ситуацию и планы относительно будущего с пессимистическими и оптимистическими прогнозами.
Главная проблема при разработке бизнес-плана - необходимость средне- и долгосрочного прогнозирования. Авторы должны проанализировать возможные будущие ситуации и риски, принять будущие решения и написать формальные планы по завоеванию рынка, инструкции и систему мотивации для персонала.
Бизнес-план - существенный компонент процесса получения прибыли. Это основной документ нового бизнеса и он должен отражать самые существенные моменты бизнес-процесса, соответствовать предлагаемой стратегии развития, собранной команде проекта. Хороший бизнес-план должен быть по возможности кратким, убедительным и реалистическим. Кроме того, лучший бизнес-план должен быть «гибким» документом - допускать изменения и приспосабливание, поскольку с началом реализации проекта и превращения его в реальный бизнес начнет изменяться и бизнес-среда, поэтому команда проекта должна будет отвечать на вызовы окружающей действительности.
Фактически, бизнес-план на стадии инициации проекта коммерциализации представляет собой заявку группы авторов на получение сторонних средств для реализации изложенного в плане проекта. В определенном роде бизнес-план - основной финансовый документ на стадии принятия решения о предоставлении или не предоставлении денежных средств. В дальнейшем бизнес-планирование будет сопровождать команду проекта на протяжении всего жизненного цикла бизнеса, вплоть до стадии продажи или ликвидации. Бизнес-план является чрезвычайно удобным инструментом планирования хозяйственной деятельности организации. [2]
При составлении бизнес-плана необходимо осознавать, что конечный документ должен отражать действительное положение вещей и в нем нет места домыслам и фантазиям. Любой прогноз должен основываться на глубоком и профессиональном изучении всего объема фактической информации.
Главное преимущество бизнес-планирования заключается в комплексном подходе к описанию проекта. В любом бизнес-плане маркетинговые, финансовые и организационные аспекты деятельности предприятия не рассматриваются по отдельности. Все участники бизнес-процессов анализируются в рамках единой системы, единого проекта, что позволяет более объективно оценивать последствия принятия тех или иных управленческих решений, их влияние на окружение проекта.
Основная цель бизнес-плана - донести до читателя максимум объективной и достоверной информации о проекте в как можно более краткой, но в то же время подробной, убедительной форме. Учитывая многогранность документа и разнородность потенциальных потребителей бизнес-плана, необходимо преподносить информацию в максимально общеупотребительной форме, без использования профессиональной лексики и специальных терминов, осложняющих восприятие информации. Приветствуется наглядная иллюстрация.
На начальной стадии проекта коммерциализации назначение бизнес-плана - проиллюстрировать наличие рынка и принципиальную возможность построения бизнеса. В этом случае достоверность оценок спроса и допустимая погрешность финансовых потоков может достигать ±30% и даже более.
При составлении бизнес-плана проекта, который уже получил принципиальное одобрение инвесторов, требуются более детальные маркетинговые исследования и финансовые расчеты на их основе. Крайне важно отметить, что все финансовые предположения должны в обязательном порядке иметь под собой фактические обоснование в виде маркетингового анализа и в некоторых случаях - подтвержденных обязательств третьих лиц о выкупе первых партий продукции. При этом допустимая погрешность составляет ±10%.[2]
2. Производственный план инноваций
Назначение производственного плана - описать производственный процесс и показать, что организация имеет возможность производить необходимое рынку количество товаров должного качества в определенные сроки.
Основная цель данного раздела инновационного бизнес-плана - доказать потенциальным инвесторам его реальность. С этой целью в данном разделе рекомендуется отразить следующую информацию:
· производственные мощности (включая специальное оборудование), необходимые для осуществления проекта;
· возможные поставщики сырья, материалов и комплектующих изделий, их репутация, условия поставок;
· предполагаемая производственная кооперация;
· сроки осуществления проекта (в том числе сроки НИОКР, строительства, освоения производства, период производства);
· затраты на НИОКР, строительство и освоение производственных мощностей (эти данные отражаются также в разделе "Финансовый план производства").[3]
Разработка этого раздела инновационного бизнес-плана представляет сегодня наибольшие трудности для предпринимателей. Это обусловлено нестабильностью хозяйственных связей, ненадежностью поставщиков и практически полным отсутствием возможностей получения качественных комплектующих изделий и материалов для производства.
Разрабатывая этот раздел, следует дать предварительную оценку всего производственного цикла. Необходимо определить, где будет выпускаться продукция, предполагаемый объем производства, технологии и т.п. При этом важно учитывать, что объем выпуска не всегда может быть равен оптимальному объему, при котором обеспечивается минимум затрат.
Данные производственного исследовательского плана желательно обосновать на перспективу в 2-3 года, а для крупных предприятий - даже на 5-6 лет вперед. Очень полезным элементом здесь может стать схема производственных потоков на предприятии. На этой схеме необходимо наглядно продемонстрировать, откуда и каким образом будут поступать все виды сырья комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, а также направления поставок этой продукции с предприятия. На схеме производственных потоков следует также описать процессы контроля качества на различных стадиях технологического процесса.[3]
Этот раздел бизнес-плана оценивается, в первую очередь, именно с точки зрения рациональности технологической схемы, ее способности обеспечить всемерное сокращение затрат труда, времени и материалов, а также быстроты изменения ассортимента продукции с учетом требований рынка.
Неотъемлемой частью данного раздела является деловое расписание (календарный план). В нем необходимо указать время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели; а также плановые цели и события, представляющие наибольшую значимость для успеха проекта. Грамотно составленный календарный план - надежное средство привлечения потенциальных инвесторов, которое демонстрирует способность руководителей проекта планировать работу и сводить к минимуму риск. В качестве составляющей календарного плана необходимо представить помесячное расписание (с указанием ответственных лиц), показывающее время работ по организации использования продукта.
Все перечисленное выше должно быть обобщено оценкой возможных издержек производства и их динамики на перспективу. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), берется из Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года №552.[3]
Глава 2. Проект коммерциализации системы визуализации NettleBox