Рыночная система хозяйствования: сущность и тенденции ее развития (теория и практика)
Рыночная система хозяйствования представляет собой совокупность экономических и хозяйственных отношений, которые складываются в сфере товарно-денежных отношений на рынке.
Последний выступает в качестве важнейшего связующего звена между его субъектами: государством, товаропроизводителями, продавцами и покупателями.
Главенствующим в рыночных отношениях является покупатель,его потребности определяют структуру и объем производства. Власть покупателя определяется его текущей величиной дохода (заработная плата, пенсия, различные выплаты, проценты и т.д.), размером накопленного богатства и возможностью получения кредита. Производитель — также не второстепенное лицо. Он, желая завладеть покупателем, стремится не только удовлетворить его насущные потребности, но и создать условия для появления новых.
Рыночная система хозяйствования возникла в результате длительного исторического процесса развития общества, органически связанного с углублением общественного разделения труда, товарного производства и обмена, направленных на увеличение выпуска материальных благ. Эффективное ее функционирование определяется многообразием форм собственности и хозяйствования. Каждая из них в процессе обмена своей продукции или услуг на деньги узнает, насколько их труд включен в систему общественного разделения труда, т.е. приобрел общественное признание. В условиях рыночных отношений люди предпринимают действия, основываясь на чистой выгоде. Эти действия, хотя бы на короткое время, изменяют относительные затраты и выгоды, связанные с теми возможностями, которые открываются перед другими людьми. Когда в результате предпринятых действий разрыв между ожидаемой выгодой и предполагаемыми затратами получается большой, люди устремляются в эту область, и наоборот, минимальный или негативный разрыв ведет к уменьшению числа лиц, действовавших в данной сфере.
Таким образом, налицо стихийное приспособление структуры производства товаров и услуг к объему и структуре общественных потребностей. На рынке происходит окончательное признание общественного характера затрат труда отдельных производителей, определяется общественная стоимость товара (рыночная стоимость) на основе учета общественно необходимых затрат труда на производство товаров.
Рыночная система хозяйствования функционирует в системе следующих рынков:
- Рынок рабочей силы
- Рынок средств производства
- Потребительский рынок
- Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов)
- Рынок услуг
- Рынок технологий
- Рынок духовных благ
Кроме того, каждый из вышеназванных рынков имеет субрынки, рыночные сегменты, которые классифицируются по различным признакам: экономическому назначению; географическому положению (мировой, национальный, региональный, местный); видам конкуренции (свободный, монополистический, олигополистический, смешанный); по отраслям (продовольственный, автомобильный, компьютерный и т.д.); форме продаж и организации (оптовый, мелкооптовый, розничный).
Рынок представляет собой не только развитую систему отношений товарного обмена, но и выполняет важные функции, обеспечивающие деятельность предприятий в условиях их стихийного развития.
Информационная функция. Участники производства тех или иных товаров через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки на кредит получают объективную информацию о потребностях рынка. Это позволяет предприятиям сверять свои возможности с потребностями рынка.
Посредническая функция. Рынок дает информацию предприятию о возможности выбора оптимального поставщика или покупателя продукции, производимой предприятием, с точки зрения ее качества, цены, сроков поставки, послепродажного обслуживания и т.д.
Ценообразующая функция. На рынок поступает продукция, на изготовление которой пошли различные затраты, а рынок признает лишь общественно необходимые. Это означает, что между стоимостью и ценой устанавливается подвижная связь, чутко реагирующая на изменения в производстве и потребностях.
Регулирующая функция. Она заключается в стихийном установлении необходимых пропорций в структуре производства на основе соотношения спроса и предложения.
Все рынки разнообразны по своим размерам. Членами рынка одних товаров, например зубной пасты, является подавляющая часть населения планеты, а других, в частности картины Пикассо, — лишь несколько дилеров, коллекционеры и музеи в определенных частях мира. Рынки отличаются между собой еще по степени доминирования на них крупных продавцов и покупателей. Например, в США в течение длительного времени самым крупным продавцом на рынке алюминия была компания «Алюминиум корпорейшн оф Америка», а, рынок сельскохозяйственной продукции характеризуется огромным количеством продавцов и покупателей.
В силу специфики производимых товаров (сложность и длительность изготовления, послепродажный ремонт и обслуживание и др.), а также удаленности продавцов и покупателей друг от друга (из-за чего возможна задержка в оплате отправленных товаров) каждый рынок имеет соответствующую инфраструктуру. Она состоит из соответствующих институциональных образований, занимающихся:
• продвижением товаров от производителя к потребителю, к ним относятся биржи, оптовые брокерские, дилерские и другие посреднические организации, собственно коммерческие организации промышленных предприятий, акционерных обществ, предприятия мелкооптовой и розничной торговли;
• транспортировкой и хранением продукции: различные виды транспорта, склады, тарное хозяйство;
• выдачей информации, которая состоит из различного вида информационных и справочных систем по продукции производственно-технического назначения и товарам народного потребления, производителям и потребителям продукции и услуг, ценам, курсам валют, банковским процентам, котировке ценных бумаг и др., необходимым данным для эффективного функционирования рынков;
• кредитно-расчетным обеспечением, включающим в себя: банковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг, а также получение необходимых товарных запасов и финансовых резервов, финансирование инвестиционных проектов по созданию соответствующей материально-технической базы рыночной экономики;
• подготовкой специалистов различного профиля в количествах, достаточных для функционирования предприятий, это различные образовательные профессиональные учреждения, а также организации по трудоустройству и регулированию резервов рабочей силы;
• регламентацией отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующих соблюдение на рынке
действующего правопорядка и учет интересов всего общества, а также отдельных субъектов рынка.
Из изложенного следует, что рыночные отношения есть форма экономической организации функционирования общества, при которой продавцы и покупатели взаимодействуют и вступают в связи друг с другом на рынке стихийно. При этом как и всякое функционирование, оно имеет свою специфическую логику организации, которую в ряде случаев называют хозяйственным рыночным хозяйствованием.