Разработка компоновки цеха

При оформлении компоновочного плана здание в плане изображают в виде сетки продольных и поперечных разбивочных осей в масштабе 1:100, 1:200 или 1:400.. Продольные разбивочные оси, образующие пролеты здания, обозначают прописными буквами русского алфавита, поперечные арабскими цифрами.

Разработка компоновки цеха - student2.ru Рис.3. Пример компановки механосборочного цеха. 1,2,3 - участки мех. обработки. 4 - участок сборки. 5 - склад материалов и заготовок. 6 - заготовительное отделение. 7 - отделение по восстановлению режущего инструмента.
8 - инструментально-раздаточная кладовая. 9 - кладовая инстр. и техн. оснастки. 10 - мастерская по ремонту инстр. и техн. оснастки. 11 - отделение по приготовлению и раздаче СОТС. 12 - отделение по переработке стружки. 13 - склад деталей, узлов и комплектующих изделий 14 - склад готовой продукции. 15 - пристройку для служебно-бытовых помещений.

В процессе разработки компоновочного плана механосборочного производства (цеха) необходимо составить схему компоновки всего корпуса, на которой должно быть показано как взаимное расположение всех смежных производственных отделений, складов, так и пристроек для служебно-бытовых помещений.

Для производственной системы использующей только механическую обработку технологические потоки направляются вдоль пролетов в случае, когда в качестве технологического транспорта используются мостовые краны. В бескрановых зданиях потоки могут быть направлены и вдоль и поперек пролетов.

При объединении в одну производственную систему отделений (участков) механической обработки и сборки. Размещение участков внутри такой производственной системы обуславливается взаимным расположением механических и сборочных участков.

В поточно-массовом производстве рабочие места узловой сборки предметно-специализированных цехов размещают в конце линии механической обработки. Механосборочное производство состоит из ряда параллельно расположенных участков механической обработки, состоящих из непрерывно- или переменно-поточных линий и линий или участка узловой сборки. При конвейерной общей сборке участки механосборочного производства размещают в соответствии с последовательностью установки сборочных единиц и деталей в изделии на главном конвейере.

Отделение или цех общей сборки с конвейером размещают перпендикулярно к линиям обработки после узловой сборки в конце корпуса или в его середине, при этом обеспечивается прямоточность грузопотоков. Вариант размещения общей сборки в середине цеха используют при производстве изделий с большим числом коротких линий механической обработки и относительно небольшой трудоемкостью общей сборки.

На выбор варианта расположения участков оказывают влияние условия работы и технологические особенности используемого оборудования. Исходя из этого, нецелесообразно размещать рядом участки изготовления деталей высокой точности и относительно малой точности ввиду неизбежного влияния вибраций этого оборудования на точность изготовления ответственных деталей. Недопустимо смежное расположение участков абразивной обработки и сборки. В каждом случае необходимо учитывать совместимость технологических процессов смежных участков, степень пожарной опасности, а также концентрацию вредных для жизни человека аэрозолей, выделяемых при работе оборудования. Пожароопасные или вредные для здоровья работающих участки должны быть изолированы от других производств соответствующими перегородками и оборудованы системами очистки воздуха.

8. Разработка планировки участка механической обработки.

После определения количества и состава основного производственного оборудования выполняется планировка участка. Планировка участка – это план расположения производственного, подъемно-транспортного и другого оборудования, инженерных сетей, рабочих мест, проездов и проходов и др. Планировку участка выполняют в масштабе 1:100 или 1:200.

В процессе планировки рабочих мест необходимо руководствоваться следующими принципами: обеспечение прямоточности производственного процесса, исключение по возможности возвратных движений грузопотоков; компактность, т.е. использование минимальной производственной площади для размещения участка; использование наиболее экономичных прогрессивных видов транспорта.

Разработка компоновки цеха - student2.ru

Рис. 4. Варианты размещения станков от проезда, относительно друг друга, стен и колонн здания.

Расположение станков на участках и линиях механической обработки определяется организационной формой производственного процесса, длиной станочных участков, числом станков, видом межоперационного транспорта, способом удаления стружки и другими факторами. На рис.4. представлены варианты расположения станков относительно транспортных средств.

Таблица 9. Нормы расстояний при размещении станков.

  Расстояние Наибольший из габаритных размеров станка в плане, м
До 1,8 1,8-4,0 4,0-8,0 Св. 8,0
От проезда до: Фронтальной стороны станка – (а) Тыльной стороны станка – (б) Боковой стороны станка – (в)   1,6/1,0 0,5 0,5   1,6/1,0 0,5 0,5   2,0/1,0 0,5 0,7/0,5   2,0/1,0 0,5 1,0/0,5
Между станками при расположении их: “в затылок” – (г) тыльными сторонами друг к другу – (д) боковыми сторонами друг к другу – (е) фронтальными сторонами друг к другу и при обслуживании одним рабочим: одного станка – (ж) двух станков – (з) по кольцевой схеме – (и) к=0.7м   1,7/1,4 0,7 0,9     2,1/1,9 1,7/1,4 2,5/1,4   1,7/1,6 0,8 0,9     2,5/2,3 1,7/1,6 2,5/1,6   2,6/1,8 1,0 1,3/1,2     2,6 1,7 -   2,6/1,8 1,3/1,0 1,8/1,2     2,6 1,7 -
От стен, колон до: Фронтальной стороны станка –(л) Тыльной стороны станка – (м) Боковой стороны станка – (н)   1,6/1,3 0,7 1,2/0,9   1,6/1,5 0,8 1,2/0,9   1,6/1,5 0,9 1,2/0,9   1,6/1,5 1,0/1,9 1,2/0,9
В числителе даны значения для единичного, мелкосерийного и серийного производства (в знаменателе указаны значения для крупносерийного и массового производства)

Продольное расположение станков по отношению к транспортному средству или проезду обеспечивает благоприятные условия для механизации и автоматизации межоперационного транспортирования и обслуживания рабочих мест. При поперечном расположении станков обслуживание рабочим ухудшается в связи с удалением его от конвейера, однако, при использовании для автоматической загрузки станков манипуляторов или промышленных роботов этот недостаток исправляется и обеспечивается компактность участка. Расположение станков под углом к проезду применяют для прутковых автоматов, расточных, продольно-строгальных и других станков, длина которых значительно превышает ширину. Прутковые автоматы при этом размещают обычно загрузочными устройствами к проезду для облегчения установки прутков. Кольцевое размещение станков благоприятно для многооперационного обслуживания, но создает трудности для использования межоперационного транспорта и инженерных коммуникаций.

При размещении оборудования необходимо обеспечить установленные нормы расстояния между оборудованием при различных вариантах их расположения. Нормы расстояний, приведенные в таблице 9 обозначенные на рис.4., зависят от габаритных размеров оборудования и указывают расстояния от крайних положений движущихся частей станка до открывающихся дверей станков, установленных отдельно стоек и шкафов систем управления, колонн и стен здания.

Выполняя планировку оборудования, рекомендуется соблюдать следующие правила: участки, занятые станками, должны быть по возможности короткими (35-50 м), причем зоны заготовок и готовых деталей включаются в длину участка; технологические линии на участках могут располагаться как вдоль пролетов, так и поперек них.

Ширину магистральных проездов, по которым осуществляются межцеховые перевозки, принимают равной 4,5-2,5 м. Ширина цеховых проездов зависит от вида напольного транспорта и размеров перемещаемых грузов. При наличии двухстороннего движения транспортных средств ширина проездов удваивается. В процессе проектирования проездов к их ширине добавляют ширину пешеходных проходов равную 1,4 м.

В ходе выполнения планировки определяют методы подачи заготовок, намечают места контрольных пунктов, средства межоперационного транспорта, место мастера, место расположения межоперационных складов и накопителей.

Литература.

1. Тамаркин М.А., Прокопец Г.А., Аксенов В.Н. Проектирование механосборочного производства. Учебное пособие. – Изд. Центр ДГТУ. Ростов н/Д 2002.

2. Мельников Г.Н., Вороненко В.П. Проектирование механосборочных цехов. - М.: Машиностроение, 1990.

3. Проектирование машиностроительных заводов. Спр-к в 6-ти томах. Под общей ред. Е.С. Янпольского. Т. 4,5. – М.: Машиностроение, 1975.

Наши рекомендации