Метод анализа безубыточности и определения целевой прибыли
Это расчет различных вариантов объемов производственной или торговой деятельности, позволяющих достичь безубыточности и получить целевую (планируемую) прибыль при определенных затратах и различных ценах.
В точке безубыточности выручка от продажи продукции покрывает затраты предприятия.
В сфере производства объем безубыточности рассчитывают:
где Кб– точка безубыточности (в натуральных показателях);
Ипост– сумма постоянных затрат на планируемый выпуск, руб.;
Ипер– сумма переменных затрат на планируемый выпуск, руб.;
Цплан– планируемая цена единицы продукции, руб.;
В– планируемая выручка от реализации при планируемой цене, руб.
Расчет возможен по формуле:
Кб=Ипост : (Цплан – Ипер), или Кб = И пост : МП.
Точка безубыточности зависит от величины затрат и цены: чем выше цена, тем меньший объем производства обеспечивает безубыточность при неизменных затратах.
В основе анализа безубыточности лежит поиск наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу изделия, постоянными издержками, ценой и объемом производства.
Если предприятие выпускает несколько видов изделий, то точка безубыточности определяется по формуле:
Кб = Ипост : ∑ (Цi – Иперi) αi,
где Цi – цена i-го вида изделия, руб.;
Иперi – переменные затраты на производство i изделия, руб.;
αi – доля выпуска i-го изделия в общем объеме производства, коэф.
Выпуск каждого вида изделия рассчитывают по формуле:
Вi = Кб × αi,где Вi – выпуск i-го изделия, ед.
Задача 1. Предприятие выпускает 1000 изделий, из них 25 % изделий А, 75 % изделий Б. Цена изделия А – 20 руб., изделия Б -30 руб., переменные затраты на единицу изделия А – 13 руб., на единицу изделия Б – 22 руб., сумма постоянных затрат – 3800 руб. Определите выпуск изделий А и Б для безубыточной работы предприятия.
Решение:
Объем безубыточности предприятия в целом составляет:
Кб = 3800: (20–13) ×0,25 + (30–22) ×0,75) = 490 (изд.).
Из них: выпуск изделий А – 490 ×0,25 = 122,5 (ед.);
выпуск изделий Б – 490 ×0,75 = 367,5 (ед.).
Объем производственно-торговой деятельности, позволяющий достичь не только безубыточности, но и получить планируемый (целевой) размер прибыли, рассчитывают:
или К = (Ипост + Пц) : (Цплан – Ипер),
или К = (Ипост + Пцел) : МП,
где Пц – целевая (планируемая) прибыль, руб.
Цену, обеспечивающую целевой размер прибыли, находят по формуле: Цплан = Ипер + МП
Безубыточность торгового предприятия показывает объем товарооборота (Т), при котором предприятие покрывает издержки обращения и рассчитывается: Т = Ипост/ (У ВД – x),
УВД– уровень валового дохода, коэф.;
x– уровень переменных издержек обращения, коэф.
Объем товарооборота, обеспечивающий целевую прибыль, определяют по формуле:
Т = (Ипост. + ПЦ) : (УВД – x)
Уровень валового дохода зависит от уровня торговой надбавки, при различных вариантах торговой надбавки будут колебаться его размер и сумма валового дохода, соответственно цена и объем товарооборота, необходимый для достижения безубыточности.
Перечисленные методы расчета цен на базе затрат в основном используются как предварительные расчеты, позволяющие определить, насколько целесообразно выходить на рынок с такой ценой товара.
Ценообразование, ориентированное на спрос потребителей
Предприятия, ориентирующиеся на такой подход к ценообразованию, применяют метод потребительской оценки, в основе которого лежит ощущаемая потребителем значимость товара и готовность заплатить за нее определенную сумму денег, т. е. потребительская оценка товара потенциальным покупателям и его восприятие цены. При таком подходе предприятие исходит из того, что потребитель сам определяет соотношение между ценностью товара для него лично и его ценой, сравнивая с ценами на аналогичные товары, представленные на рынке.
Параметрические методы ценообразования
Параметрические методы ценообразования базируются на определении количественной зависимости между ценами и основными потребительскими свойствами товара, входящего в параметрический ряд. Параметрический ряд представляет собой группу товаров, которые однородны по функциональному назначению, конструкции, технологии изготовления, но имеют различия в потребительских характеристиках.
Эти методы используются при обосновании цен на новые изделия, а также для выявления соответствия уровня предполагаемой цены, рассчитанной на базе издержек производства, ценам, сложившимся на рынке.
Параметрические методы ценообразования включают метод сравнения удельных показателей, метод балльных параметрических оценок, метод корреляционно-регрессионного анализа, агрегатный метод.
1)Метод сравнения удельных показателей используется для расчета цены на товары, потребительская ценность которых характеризуется одним главным потребительским параметром (мощность, производительность, вес, продолжительность службы и т. д.), а соотношение между товарами можно представить в виде формулы:
Тогда цена на новый товар рассчитывается:
где Цн– цена нового товара, руб.;
Цб– цена базового товара, руб.;
Пб– значение основного параметра базового товара в принятых единицах измерения;
Пн– значение основного параметра нового товара в принятых единицах измерения;
Цб/Пб– удельная цена единицы основного параметра качества.
Этот метод является наиболее простым и применим к таким изделиям, где имеет значение какой-либо один, два параметра, а другие характеристики товара примерно одинаковы.
Пример 1. Определите цену на новую модель мини-трактора, если основными параметрами являются мощность двигателя и срок службы. Новая модель мощностью 100 л. с. имеет срок службы 10 лет. На рынке конкуренты предлагают аналогичный мини-трактор по цене 12 200 руб., мощность которого 80 л. с., срок службы 12 лет.
Решение
2) Метод балльных параметрических оценок. Товар i, который предприятие собирается реализовывать на рынке, оценивается по параметрам, имеющим значение для потребителей, и каждому параметру присваивается ранговый номер по значимости.
Специалисты устанавливают для каждого изделия весовой индекс (%) в зависимости от значимости, причем общая сумма весовых индексов равна 100 %, и оценивают свое изделие и изделия конкурентов по 10-балльной системе. Умножив балл на весовой индекс и разделив на 100, получают оценку каждого параметра, сумма этих параметрических оценок дает общую параметрическую балльную оценку изделия Пi. Выбрав изделие какой-либо фирмы Э в качестве эталона (изделие, которое лучше всего реализуется на рынке, что свидетельствует о соответствии цены и качества) и приняв полученную им общую балльную оценку за 100 %, определяют оценочный процент Оi других изделий по формуле: Оi = 100 : Пэ(взятого за 100 %) × Пi.
Цена изделия i: Цi = Цэ x Оi : 100, где Цэ – цена изделия, взятого за эталон, руб.
3)Метод корреляционно-регрессионного анализа.Суть этого метода состоит в определении зависимости изменения цены от изменения нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товара. При этом цену представляют в виде функции:
Ц = F (хi, х 1 , х 2 … хn), где х1, х2… хn – выбранные основные параметры качества товара.
Для построения функции составляют параметрический ряд, т. е. накапливают исходную информацию о ценах и качественных характеристиках (параметрах) товаров. После статистической обработки исходных данных методом корреляционно-регрессионного анализа находят количественную зависимость между изменением цены и изменением параметров и строят регрессионное уравнение связи, которое может иметь различный вид:
линейное: у = а 0 + ∑ аi xi;
степенное: у = а0 +Пni xi;
параболическое: у = а0 + ∑ аi xi + ∑ b i x2i,
где у – цена, руб.
Зная качественные характеристики товара и имея уравнение связи, определяют цену на него, подставляя в уравнение регрессии значение показателей.
Пример 2. Регрессионная зависимость между ценой и показателями качества шелковой ткани представлена в виде:
Ц = 266,5 + 0,48 х1 + 0,85 х2,
где х1– плотность 1 м2;
х2– доля натуральной нити,%.
Определите цену на новый вид шелковой ткани, плотность которой составляет 9 г на 1 м2, а доля натуральной нити – 80 %.
Решение
Ц = 266,5 + 0,48 × 9 + 0,85 × 80 = 338,82 (руб.).
Данный метод может для сложных изделий с большим параметрическим рядом, так как позволяет выявить зависимость цены от множества факторов.
4)Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости новых деталей и нормативной прибыли.
Пример 3. Предприятие выпускает изделие стоимостью 285 руб., нормативная рентабельность продукции – 14 %. Изделие было модернизировано, затраты на модернизацию и добавление новой детали составили 36 руб. Определите цену нового изделия.
Решение
Параметрические методы целесообразно использовать на потребительском рынке, реализующем широко дифференцированные взаимозаменяемые товары.
Методы ценообразования, ориентированные на конкурентное окружение
Ценообразование, учитывающее условия конкуренции, применяют предприятия, работающие на рынке чистой или олигополистической конкуренции. Различают три метода определения цен: метод текущих цен, метод следования за лидером конкуренции и тендерный метод.
Метод текущих цен используют предприятия, которые исходят исключительно из условий конкуренции и устанавливают цену чуть выше или ниже, чем конкуренты. Применяется на рынке, где продаются однородные товары в условиях чистой конкуренции. Цены на нем формируются в результате совместных действий хорошо информированных продавцов и покупателей. Отличительной чертой предприятий, применяющих данный метод, является то, что они не стремятся сохранять постоянную зависимость между ценами и издержками или уровнем спроса – предприятие изменит цену на товар тогда, когда изменят свои цены конкуренты.
Метод следования за лидером применяется на олигополистическом рынке, где действует ограниченное число предприятий-продавцов. Уровень цен на этом рынке определяется целями, которые ставят перед собой доминирующие компании. Цены время от времени меняются вслед за изменениями производственных затрат. В этом случае одно из предприятий берет на себя роль лидера, повышая или снижая цены на свои товары, а все остальные поступают также. Метод используется, если предпринимателю сложно прогнозировать собственные издержки, спрос или реакцию конкурентов – самым разумным в такой ситуации является следование за лидером.
Тендерный метод, или метод закрытых торгов, является специфическим и используется в случае конкурентной борьбы нескольких предприятий за право получения. Целью фирм является получение контракта и оттеснение конкурентов. Чтобы реализовать ее, необходимо учесть и определить конкурентов: чем выше цена, тем ниже вероятность получения заказа, и наоборот. Предлагая цену, фирма исходит из цен, которые предполагают конкуренты, не учитывая собственные издержки.
7 ЭТАП Установление окончательной цены
Определение конечного уровня цены –ответственный момент ценообразования, и здесь учитывают целый ряд аспектов:
· Психологическое восприятие цены покупателями - дробная или некруглая цифра, например не 300, а 299.
· Реакция конкурентов на изменение цен.
· Соответствие цен целям ценовой политики предприятия. Уровень цен должен обеспечивать реализацию поставленных целей.
Политика государства в области ценообразования. Предприятие должно знать и учитывать законы, касающиеся установления цен.
Составной частью процесса ценообразования является система скидок, применяемых при установлении окончательной цены.
Скидка – это доля цены конечной продажи, которую получает предприятие (агент), обеспечивший эту продажу. Основная цель предоставления скидок – стимулирование сбыта, снижение затрат на хранение, привлечение новых покупателей и сохранение постоянных клиентов.
В практике ценообразования применяют разные виды скидок в зависимости от поставленных целей:
· Количественные скидки устанавливаются за покупку крупных партий товаров, что способствует ускорению оборачиваемости товарных запасов и оборотных средств.
Они бывают двух видов:
1. простые – за покупку крупной партии товара;
2. суммарные – устанавливаемые с учетом суммы закупок, сделанных в течение определенного времени.
· Скидки сконто предоставляются покупателями при оплате товаров за наличный расчет, а также при ускорении оплаты (ранее установленного срока), что улучшает финансовое состояние предприятия.
· Сезонные скидки предоставляются при покупке товаров сезонного спроса во внесезонное время. Обычно величина таких скидок невелика и зависит от времени.
· Торговые (дилерские) скидки предоставляются постоянным дилерам (посредникам), занимающимся продвижением товаров на рынке, и обеспечивают им получение прибыли.
· Специальные скидки делаются привилегированным покупателям, в заказах которых предприятие особо заинтересовано.
· Экспортные скидки могут устанавливаться при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют на внутреннем рынке.
· Прогрессивные скидки предоставляются при закупке покупателем большего количества уже известного и приобретаемого товара.
· Комплексные скидки предоставляются в случае, если покупатель приобретает товар вместе с дополняющими товарами.
На установление окончательной цены влияют инфляционные ожидания – предполагаемый рост цен заставляет предпринимателей закладывать в цену более высокий уровень рентабельности. Это объясняется тем, что предприниматели ждут повышения стоимости ресурсов, что потребует больших вложений в будущем, и пытаются создать резерв средств для оплаты.
Расчет темпов инфляции базируется на данных:
§ прогноза социально-экономического развития страны;
§ проекта федерального и регионального бюджетов на предстоящий год;
§ расчеты Центрального банка о возможных темпах инфляции;
§ прогнозные данные по курсу доллара;
§ оценки экспертов (научных организаций и др.).
В сфере производства учет роста цен производится на основе выделения групп затрат в составе с/с и определении индекса их увеличения дифференцированно, т. к. темпы изменения цен различны для определенных статей.