В каком случае возникает сговор?
Центральная проблема анализа олигополий состоит в предвидении того, а каком случае будет иметь место сговор. Это требует прогноза ситуаций, в условиях которых компании будут в состоянии как договориться об ограничении соперничества, так и предотвратить нарушения данного соглашения. Экономисты еще не решили эту проблему полностью, но они выявили целый ряд факторов, делающих сговор более или менее вероятным.
-Вероятность сговора тем выше, чем в большей степени правовая система благоприятствует явным соглашениям с целью повышения цены и ограничения объема производства. Одна, редко встречающаяся в жизни, крайность состоит в том, что сговор легко достижим в том случае, если контракты между соперничающими продавцами, которые определяют цену и объемы выпуска, будут осуществляться в принудительном порядке через суды. В этом случае угроза судебного разбирательства может удерживать соперников от обмана. Если не существует правовых препятствий для соглашений по ценам и объемам выпуска, но суды не будут осуществлять поддержку исполнения договорных соглашений, то стремящиеся к сговору организации должны искать какие-то иные меры защиты от обмана. Наконец, если явный сговор является противозаконным, как в Соединенных штатах Америки, то заключить договорное соглашение рискованнее и труднее.
-Вероятность сговора тем выше, чем меньшее число фирм должно быть к нему причастно. Когда в некое дело вовлечено множество лиц, договориться труднее, и труднее выявить нарушения в рамках договорного соглашения, когда в нем участвуют много продавцов. К примеру, фермеры США время от времени предпринимают попытки к ограничению выпуска тех или иных видов продукции, но без государственной помощи эти попытки к сговору неизменно проваливаются, поскольку каждый индивидуальный фермер знает, что он может продавать сверх предназначенной для него квоты, не оказывая влияния на рыночную цену, и, таким образом, обманывать, не будучи уличенным. Однако если продавцов всего несколько, то все они находятся в поле зрения друг друга, и в этом случае вероятность того, что обман выявится, выше. Следовательно, высокая концентрация продавцов делает сговор более вероятным, но ни в коем случае не обязательным.
-Вероятность сговора выше в том случае, когда фирмам легко договориться о наилучших совместных действиях и когда соглашение такого рода должно достигаться лишь время от времени. Например, различия в расходах затрудняют соглашения по наиболее выгодной цене, так как компании с высокими затратами хотят установления более высоких рыночных цен, чем организации с низкими расходами. При различиях а продукции могут потребоваться соглашения по целому ряду цен. Быстрые изменения в затратах или объемах спроса требуют частых пересмотров договорных соглашений.
-Вероятность продления договорных соглашений тем выше, чем легче выявляются нарушения в рамках соглашения. Выявление подобных нарушений является трудным делом, если компании не могут отслеживать назначаемые их соперниками цены или продаваемые ими количества продукции. Фирмам редко удается договориться не конкурировать друг с другом путем объединения предприятий издержек на рекламу или на исследования по большей части потому, что такого рода расходы трудно отследить. С другой стороны, если к фирмам могут быть приписаны постоянные покупатели, возможно, посредством предоставления каждой фирме монопольного положения в некотором географическом регионе, то обман относительно легко выявляется. Например, крупные международные химические организации в период между мировыми боевыми действиями поделили между собой весь мир, и каждая продавала в “своих” странах.
-Сговор обусловливает повышение цен и прибылей и тем самым привлекает новые компании. Чтобы сговор был прибыльным в долгосрочной перспективе, необходимо предотвратить проникновение новых продавцов на рынок. В одних случаях имеют место барьеры входа, которые обеспечивают это автоматически; в других -- продавцы -- участники сговора могут предпринимать действия по оттеснению или устранению новичков. Но время от времени приток новых фирм все же происходит и двигает цены в сторону конкурентного уровня, ограничивая монопольную власть участвующих в сговоре фирм
Явный сговор: картели
Когда организации в отрасли идут навстречу друг другу и открыто договариваются о ценах и объемах выпуска, то говорят, что они образуют картель. На сегодняшний день в Соединенных штатах Америки явный сговор является нелегальным (противозаконным) , и вследствие этого картели относительно редки. Но все же иногда они создаются, и время от времени мы читаем истории о руководящих работниках корпораций, которые садятся в тюрьму за установление фиксированных цен. Ниже описывается подобный исключительно важный случай незаконного установления фиксированных цен (Великий заговор электрических компаний) .
Правовой статус картелей со временем претерпел изменения и различается по странам. На профессиональный бейсбол, например, не распространяется действие закона США против картелей, тогда как баскетбол, футбол и хоккей подчиняются его действию. За рубежом отношение к картелям и другим соглашениям между фирмами, как правило, более мягкое, однако в Европе усиливается тенденция к тому, чтобы поставить их вне закона. В Японии картели получили большее распространение.
Великий заговор электрических компаний Начиная с 30-х годов руководящие работники “Дженерал электрик” , “Вестингауз” и других главных производителей тяжелого энергетического оборудования в США принимали участие в деятельности секретных картелей, целью которых было устранение соперничества в рамках каждого из основных направлений их производственной специализации, включающих производство генераторов, трансформаторов, круговых прерывателей и изоляторов. Это оборудование приобретается предприятиями, которые занимаются производством, передачей и распределением электричества. Некоторые из этих предприятий являются государственными; например, в Лос- Анджелесе электроэнергию проживающим в нем жителям продает муниципалитет. Другие являются частными, но их деятельность регулируется государством; например, жители Нью-Йорка получают электроэнергию от частной компании “Консолидейтед Эдисон” .
Государственные предприятия, покупавшие оборудование у членов картеля, потребовали от заинтересованных поставщиков представить им на рассмотрение секретные заявки (содержащие предлагаемые ими пены на оборудование) . Выбиралось предложение с самой низкой ценой, и объявлялся победитель, но пены предложения во всех заявках держались в секрете. Картели контролировали этот бизнес, в основе которого лежали закрытые торги вначале договариваясь о доле каждого члена картеля в этом бизнесе, а затем составляя шифрованные таблицы, в которых указывалось, какая из фирм получала право на предложение низкой цены в течение каждого последующего двухнедельного периода. Шифрованная таблица также уточняла, насколько взвинтят предлагаемые цены остальные участники торгов согласно этой “лунно-фазовой” системе. Таким образом, никогда две организации сразу не представляли на рассмотрение одинаковых предложений, которые могли бы вызвать подозрение у потребителей, но обман тем не менее был сразу же заметен для всех членов картеля.
Частные предприятия обычно не проводили закрытых торгов. Имея дело с этими клиентами, участники картеля просто договаривались придерживаться объявленных ими цен. Они не закрепляли клиентов за конкретными фирмами. Это затрудняло раскрытие обмана среди членов картеля. “Дженерал электрик” никак не могла бы сказать, уступила ли она заказ фирмы “Вестингауз” потому, что покупатель предпочел торгового агента “Beстингауз” , или потому, что “Вестингауз” нарушила соглашение и снизила свою цену.
Действительно, в период своей деятельности эти картели много раз прибегали к обману, нарушая соглашения. Время от времени другие компании решали наказать обманщиков, и тогда разражались монопольные ценовые войны. (И покупатели, и продавцы называли их “белыми продажами” .) В другие времена некоторые организации просто отказывались от участия в одном или более картелях, чувствуя, что они могли бы больше выиграть, увеличив свою долю в рынке путем энергичной конкуренции, а не сговора.
Этим незаконным соглашениям был положен конец в 1960 г, когда замешанным в этом деле фирмам и их руководителям было предъявлено обвинение со стороны федеральных присяжных в установлении фиксированных цен. Было оштрафовано 29 компаний почти на 2 млн. долл. и всем им было предъявлено требование заплатить во много раз больше этой суммы в возмещение ущерба клиентам, переплачивавшим за оборудование. Семеро руководителей были отправлены в тюрьму, а остальные 23 получили условные приговоры с испытательным сроком на 5 лет.
Выводы олигополии
-Существование олигополий, т.е. Отраслей, большая часть продаж в которых совершается несколькими фирмами, обусловлено отчасти экономией от масштаба, обеспечивающей эффективность функционирования подобных отраслей только при наличии в них небольшого числа продавцов. Но уровень концентрации продавцов зачастую выше, чем требуется для реализации экономии от масштаба в производстве.
-Экономия от масштаба порождает также барьеры, препятствующие вхождению новых фирм в отрасль, что дает олигополистам возможность получать прибыли.
-Дифференциация продукции, имеющая важное значение для многих рынков, возникает в силу того, что продавцы находят прибыльным удовлетворение различных вкусов покупателей и их стремления к разнообразию. Дифференциация продукции обычно связана с рекламой и другими торгinсognito
-Определяющее воздействие на поведение олигополистов оказывают две основные силы. Во-первых, при помощи сговора компании могут удерживать цену выше ее конкурентного уровня и в результате получать прибыли. Во-вторых, нарушая договорные соглашения, от дельные организации могут улучшать свое положение до тех пор, пока другие компании не реагируют на это. Существование противоречия между этими двумя силами иллюстрируется дилеммой олигополистов.
-Возникновение сговора наиболее вероятно при условии его законности и наличии небольшого числа продавцов. Различия между фирмами или различия в продукции, изменения в расходах или объемах спроса, а также возможность снижать цены втайне от других затрудняют процесс сговора.
-Когда сговор носит законный характер, олигополисты в целях установления фиксированных цен и ограничения объема выпуска часто идут на создание картелей. Картели нередко распадаются из-за того, что фирм” обманывая соперников, нарушают соглашения. Долго летняя успешная деятельность картеля ОПЕК была по большей части следствием готовности Саудовской Аравии ограничить свой выпуск и позволить другим поставщикам продавать столько, сколько они хотели, по цене, установленной картелем.
-Когда явный сговор является противозаконным, организации иногда ищут пути к тайному сотрудничеству. Зачастую это достигается при помощи молчаливой договоренности о том, что одна организация будет действовать в качестве лидера в области цен, а остальные будут следовать за ее изменениями цен.
-Если компании не могут договориться, то их поведение зависит от того, какой, по мнению каждой организации, будет реакция других фирм на ее собственные действия. Цены могут варьировать в пределах от монополистического до конкурентного уровня.
-Чтобы не допустить притока новых фирм, находящиеся в сговоре олигополисты могут устанавливать цену ниже монопольного уровня. Иногда для вытеснения новичков они прибегают к политике хищнического ценообразования, но такая политика широко не практикуется.
-Монополистическая конкуренция существует тогда, когда имеется много фирм, продающих схожие продукты, каждая из которых сталкивается с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Приток новых фирм, продающих близкие, взаимозаменяемые продукты, приводит к уступке в цене и прибыли. Состояние долгосрочного равновесия достигается в точке, в которой компании имеют нулевые прибыли, как в условиях совершенной конкуренции, однако цена превышает величину предельных расходов.
-В силу существования экономии от масштаба было бы расточительным производить все возможные виды благ. Нет ясности в том, обеспечивает ли монополистическая конкуренция слишком малое или слишком большое разнообразие.
-Более 2% ВНП расходуется на различные виды рекламы. Последствия влияния рекламы, по-видимому, весьма различны, и не существует убедительных доказательств того, что рекламы слишком много или, наоборот, слишком мало.
Олигополия является одним из наиболее интересных и наименее предсказуемых видов монополистической конку-ренции на рынке промышленной продукции. Особенности олигополистического рынка формируются под влиянием его структуры, где присутствует небольшое число фирм-участ-ников отрасли. Олигополия на рынке может существовать как со стороны производителей (продавцов), так и со сто-роны покупателей. В то же время, подход к изучению оли-гополии с точки зрения промышленной организации-произво-дителя является наиболее продуктивным и дает исчерпы-вающее описание данного типа рынка.
Отличительными чертами олигополии являются неболь-шое число фирм-конкурентов и, вследствие этого, их все-общая взаимозависимость. Компания-олигополист находится в активном рыночном окружении. Таким образом, олигополистическая отрасль существует только тогда, когда чис-ло фирм в ней настолько мало, что каждая при формирова-нии целей своей деятельности, определении сбытовой и це-новой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
То, что олигополия включает в себя многообразие особых рыночных ситуаций, существенно мешает выработке обобщенной модели установления равновесия на рынке и определения рыночной цены. Четко проявляются две вза-имосвязанные черты олигополистического ценового поведения. С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, а с другой стороны -- при из-менении олигополистических цен существует большая ве-роятность того, что компании будут изменять свои цены согласованно.