Вопрос 5: источники упп
Источники УПП- это внешняя форма выражения н.п.а., регулирующих полномочия, права и обязанности участников УПр отношений.
Все источники можно разделить на 3 группы:
1) непосредственные источники- те, которые законодательно закреплены в ст.1 УПК. – закон, основанный на КРФ и общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Они являются составной частью законодательства РФ. Если международным договором установлены иные правила, отличные от предусмотренных УПК, то применяются правила международных договоров.
В соответствии со ст.7 УПК суд, прокурор , следователь не вправе применять закон, который противоречит УПК. Когда должностное лицо устанавливает, что в ходе производства УЗ противоречит УПК, то решение принимается в соответствии с УПК, за исключением 1 момента, который выработал КС РФ : если ФЗ предусматривает больше прав и свобод для гражданина, чем УПК, то в этос случае применяется этот ФЗ.
УПК не содержит перечня источников УПП, и не устанавливает их четкой иерархии. УПП –это система выраженных в законе правил, регулирующих деятельность по расследованию, рассмотрению, разрешению уголовных дел, то есть правил правовой процедуры, в которой реализуется назначение уголовного судопроизводства.
Источники УПП рекомендуется анализировать с учетом положений КРФ. + определений и постановлений КС РФ. : 1) в соответствии со ст.1 УПК общепризнанные принципы и международные договоры являются составной частью законодательства, регулирующего УПр деятельность. Включение этих принципов и норм, международных договоров предполагает непосредственное их действие для регулирования порядка уголовного судопроизводства. Непосредственное применение норм международного права возможно в следующих формах : а) приоритетное применение норм м\ународного права (когда законодательство РФ противоречит нормам м\у) б) совместное применение норм м\ународного и и внутреннего права, если они дополняют друг друга.( взаимное сотрудничество, экстрадиция и т.д.) в) самостоятельное применение норм м\ународного права, если во внутреннем законодательстве обнаруживается пробел, или если это отвечает государственным интересам РФ.( возбуждение уголовного дела- этот механизм имеет общий характер. Не учитывает специфические особенности, например при решении вопросов в пограничных территориях.
На настоящий момент нет ясности в вопросе о том, что входит в систему общепризнанных принципов и норм м\ународного права. Не спасает ситуацию закон о м\ународном договоре. ( есть журнал Бюллетень решений Европейского суда по правам человека.)
Более формально определенный характер имеет понятие международный договор. ФЗ « о международных договорах РФ» предусматривает необходимость ратификации договоров, который устанавливает иные правила, чем это предусмотрено законодательством РФ. В числе международных актов, в которых зафиксированы права человека и должны реализовываться в ходе УПр, ВС РФ выделяет : 1) всеобщую декларацию прав человека 1948 года. 2) международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. 3) европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Ратифицировали ее в РФ в 1998 году.
Нормы УПК не должны противоречить нормам УК как не имеющие приоритета над ними. (первичность норм материального права, вторичность норм процессуального права).
Несмотря на то, что РФ- федеративное государство, на ее территории действует единое уголовное законодательство и УК. Единым должно быть и уголовно-процессуальное законодательство. Не правы те, кто относит к источникам УПр законодательства законы и иные н.а., которые принимаются S РФ. По общему правилу, нормы УПП не могут содержаться ни в указах Президента РФ, ни в постановлениях Правительства, ни в ведомственных н.а., кроме случаев, когда УПК специально делает отсылку к этим подзаконным актам. (часто происходит, что Пленум ВС РФ выходит за рамки своих полномочий).
К источникам УПП относятся общепризнанные принципы и нормы м\ународного права, м\ународные договоры, КРФ в том толковании, которое дается ей в решениях КС РФ; ФКЗ, регламентирующие УПр отношения , УК РФ, УПК и иные ФЗ, регламентирующие УПр отношения; подзаконные н.а., если необходимость их принятия прямо предусмотрена УПК РФ, и если они не противоречат УПК РФ. (прим.- УПК содержит несколько ссылок на постановления Правительства РФ- перечень имущества, на которое наложен арест; перечень заболеваний, при которых лицо не может быть заключено под стражу и т.д.)
В отличие от норм УП нормы УПр могут применяться по аналогии.
2) н.п.а., не закрепленные в УПК РФ, но оказывающие существенное влияние на процесс правоприменения в сфере уголовного судопроизводства, и правопонимания. К ним относятся : а) ФЗ, содержащие правила, касающиеся вопросов УПП и судопроизводства. ( ФЗ « о судебной систему РФ», « о статусе судей», «о прокуратуре РФ», «об адвокатской деятельности и адвокатуре») б)акты Президента в)постановления Правительства г) н.а. министерств и ведомств. Таким образом ст.7 УПК по своему конституционно-правовому смыслу не исключает применения в ходе производства процессуальных действий норм иных, помимо УПК, законов.
3) Н.п.а, не содержащие нормы права, но имеющие значение для правопонимания и правоприменения. Это постановления и определения КС РФ, постановления Пленума ВС РФ по вопросам, возникающим в судебной практике, решения Европейского Суда( прим.- признание конституционным судом норм УПК, не соответствующих КРФ-влечет за собой признание этой нормы недействующей, и как следствие- пересмотр решений, вынесенных на основании этой нормы, что оказывает влияние на процесс судопроизводства) . Постановления Пленума в определенных ситуациях конкретизируют нормы УПП, дают им толкование, что формирует правоприменительную практику и дает дополнительные возможности участникам УПр отношений для реализации прав и законных интересов. К этой же группе относятся непосредственно решения Европейского Суда по правам человека, которое создает прецедентную практику, которая не может не учитываться в правоприменительном процессе( прим.- по вопросам обоснованности избрания меры пресечения; при определении, что такое неоправданная задержка; при определении того, что является нарушением доступа к правосудию).