Раздел 3 Предприятие как объект производственного менеджмента
Курс «Производственный менеджмент» базируется на следующих профессиональных дисциплинах: «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономико-математические методы в экономике», «Статистика», «Теория организации», «Экономическая теория», «Экономика предприятия» и др.
Основными функциями ПМ являются:
- планирование: определение миссии и целей организации и разработка мероприятий по их достижению;
- организация: проектирование и создание организационной структуры предприятия, делегирование полномочий исполнителям;
- мотивация и управление персоналом;
- координация;
- контроль и др.
Задачи ПМ:
1) ускорение темпов создания и освоения новой техники, улучшение её потребительских свойств, повышение конкурентоспособности предприятия на рынке;
2) повышение фондоотдачи, применение производственных процессов, приводящих к существенному сокращению времени от запуска изделий в производство до реализации продукции потребителям;
3) повышение производительности труда за счет совершенствования его организации, механизации и автоматизации;
4) обеспечение выпуска модификаций изделий, способствующих более полному удовлетворению потребностей покупателей;
5) снижение материалоемкости и энергоёмкости продукции за счет организационных мероприятий и разработки системы прогрессивных норм и нормативов, уменьшение себестоимости продукции и услуг, повышение рентабельности производства и продукции;
6) обеспечение коротких сроков технического перевооружения и реконструкции предприятий и др.
Раздел 2Сущность и содержание производственного менеджмента как вида деятельности предприятия
ПМ предусматривает выполнение следующей последовательности действий:
- проведение технической подготовки производства, включающей научно-исследовательские работы, конструкторскую и технологическую подготовку производства;
- выбор основных производственных процессов и их построение в пространстве и во времени;
- оперативное управление производством в условиях нестабильного спроса на продукцию и услуги;
- техническое и иные виды обслуживания основных производственных процессов;
- научная организация труда и др.
Производственный менеджмент –одна из важнейших разновидностей функционального менеджмента организации; самостоятельная область знаний и профессиональной деятельности, обеспечивающая рациональное сочетание производственных факторов во времени и в пространстве в производственной деятельности организации и направленная на управление созданием и реализацией товаров и услуг путем преобразования ресурсов в готовую продукцию.
Уровни производственного менеджмента
Макроуровни:
- мировая система,
- народное (национальное) хозяйство,
- отрасли и сферы народного хозяйства,
- объединения предприятий.
Микроуровни:
- отдельное предприятие,
- производство,
- цех/ подразделение,
- участок/ отдел,
- рабочее место.
Раздел 3 Предприятие как объект производственного менеджмента
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законодательством, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей общества и получения прибыли.
Задачи предприятия:
- получение дохода владельцами предприятия;
- обеспечение потребителей продукцией и услугами предприятия;
- обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностями профессионального роста;
- создание рабочих мест для населения;
- предотвращение сбоев в работе предприятия;
- охрана окружающей среды и др.
- Основными признаками классификации предприятий являются:
- отраслевая и предметная специализация;
- структура производства;
- производственная мощность (размер) предприятия.
Особенности деятельности предприятия:
1) предприятие самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников;
2) предприятие на основе изучения конъюнктуры, возможностей потенциальных партнёров, информации о динамике цен организует материально-техническое обеспечение производства путём приобретения ресурсов, осуществляемого как непосредственно, так и в организациях оптовой торговли, у посреднических организаций, на товарной бирже;
3) предприятие обладает экономической самостоятельностью, его задачей должно быть возмещение денежных затрат на производство продукции и услуг за счёт выручки от их реализации и обеспечение получения прибыли;
4) предприятие самостоятельно организует финансовую деятельность; оно вправе открывать счёт в банке для хранения денежных средств и осуществление всех видов денежных операций, пользоваться банковским кредитом на коммерческой договорной основе;
5) предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, руководствуясь законодательством;
6) предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причинённый их здоровью и трудоспособности.
Структура предприятия - это состав и соотношение составляющих его звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйствующий субъект.
Структура предприятия определяется:
- размером предприятия;
- отраслью производства;
- уровнем технологии и специализации предприятия.
2 Содержание комплексов (концепций) управления предприятиями в рыночных условиях.