Раздел 3 Предприятие как объект производственного менеджмента

Курс «Производственный менеджмент» базируется на следующих профессиональных дисциплинах: «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономико-математические методы в экономике», «Статистика», «Теория организации», «Экономическая теория», «Экономика предприятия» и др.

Основными функциями ПМ являются:

- планирование: определение миссии и целей организации и разработка мероприятий по их достижению;

- организация: проектирование и создание организационной структуры предприятия, делегирование полномочий исполнителям;

- мотивация и управление персоналом;

- координация;

- контроль и др.

Задачи ПМ:

1) ускорение темпов создания и освоения новой техники, улучшение её потребительских свойств, повышение конкурентоспособности предприятия на рынке;

2) повышение фондоотдачи, применение производственных процессов, приводящих к существенному сокращению времени от запуска изделий в производство до реализации продукции потребителям;

3) повышение производительности труда за счет совершенствования его организации, механизации и автоматизации;

4) обеспечение выпуска модификаций изделий, способствующих более полному удовлетворению потребностей покупателей;

5) снижение материалоемкости и энергоёмкости продукции за счет организационных мероприятий и разработки системы прогрессивных норм и нормативов, уменьшение себестоимости продукции и услуг, повышение рентабельности производства и продукции;

6) обеспечение коротких сроков технического перевооружения и реконструкции предприятий и др.

Раздел 2Сущность и содержание производственного менеджмента как вида деятельности предприятия

ПМ предусматривает выполнение следующей последовательности действий:

- проведение технической подготовки производства, включающей научно-исследовательские работы, конструкторскую и технологическую подготовку производства;

- выбор основных производственных процессов и их построение в пространстве и во времени;

- оперативное управление производством в условиях нестабильного спроса на продукцию и услуги;

- техническое и иные виды обслуживания основных производственных процессов;

- научная организация труда и др.

Производственный менеджмент –одна из важнейших разновидностей функционального менеджмента организации; самостоятельная область знаний и профессиональной деятельности, обеспечивающая рациональное сочетание производственных факторов во времени и в пространстве в производственной деятельности организации и направленная на управление созданием и реализацией товаров и услуг путем преобразования ресурсов в готовую продукцию.

Уровни производственного менеджмента

Макроуровни:

- мировая система,

- народное (национальное) хозяйство,

- отрасли и сферы народного хозяйства,

- объединения предприятий.

Микроуровни:

- отдельное предприятие,

- производство,

- цех/ подразделение,

- участок/ отдел,

- рабочее место.

Раздел 3 Предприятие как объект производственного менеджмента

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законодательством, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей общества и получения прибыли.

Задачи предприятия:

- получение дохода владельцами предприятия;

- обеспечение потребителей продукцией и услугами предприятия;

- обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностями профессионального роста;

- создание рабочих мест для населения;

- предотвращение сбоев в работе предприятия;

- охрана окружающей среды и др.

- Основными признаками классификации предприятий являются:

- отраслевая и предметная специализация;

- структура производства;

- производственная мощность (размер) предприятия.

Особенности деятельности предприятия:

1) предприятие самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников;

2) предприятие на основе изучения конъюнктуры, возможностей потенциальных партнёров, информации о динамике цен организует материально-техническое обеспечение производства путём приобретения ресурсов, осуществляемого как непосредственно, так и в организациях оптовой торговли, у посреднических организаций, на товарной бирже;

3) предприятие обладает экономической самостоятельностью, его задачей должно быть возмещение денежных затрат на производство продукции и услуг за счёт выручки от их реализации и обеспечение получения прибыли;

4) предприятие самостоятельно организует финансовую деятельность; оно вправе открывать счёт в банке для хранения денежных средств и осуществление всех видов денежных операций, пользоваться банковским кредитом на коммерческой договорной основе;

5) предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, руководствуясь законодательством;

6) предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причинённый их здоровью и трудоспособности.

Структура предприятия - это состав и соотношение составляющих его звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйствующий субъект.

Структура предприятия определяется:

- размером предприятия;

- отраслью производства;

- уровнем технологии и специализации предприятия.

2 Содержание комплексов (концепций) управления предприятиями в рыночных условиях.

Наши рекомендации