Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя
История развития человечества сопровождалась формированием различных типов политических систем.
На одном из полюсов находится абсолютная монархия, не предполагающая наличия какого-либо выбора у населения. Во главе общества стоит монарх (царь, король, император), чья должность не является выборной, а передается по наследству. Абсолютный монарх осуществляет общественный выбор по своему усмотрению, и, следовательно, степень удовлетворения интересов общества целиком зависит от его желаний.
На втором полюсе находится прямая (абсолютная) демократия — политическое устройство общества, при котором все решения принимаются путем голосования всех членов общества. Данная политическая система действительно создает наилучшие условия для общественного выбора, так как каждый человек участвует в определении того, какие общественные блага следует производить, из каких источников должны поступать для этого деньги и т.д. Принципы прямой демократии используются, например, в работе клубов, при проведении собраний трудовых коллективов, партийных собраний и съездов, а в масштабе страны — в ходе референдумов, выбора депутатов, президентов.
Между двумя полюсами — прямой демократией и абсолютной монархией — существует множество политических систем. Современные политические системы с известной долей условности можно подразделить на президентские (США, Венесуэла, Республика Беларусь), парламентские (Австрия, Великобритания, Германия), смешанные (Франция, Польша, Финляндия).
Прямая демократия имеет существенный недостаток: по каждому принимаемому решению необходимо голосовать, что связано со значительными затратами для населения. К тому же голосовать по всем вопросам было бы абсурдно (представьте общенародное голосование по вопросу установки на улице N еще одного фонаря). Уменьшить затраты, связанные с голосованием, позволяет представительная демократия.
Представительная демократия — это политическая система, при которой население выбирает только политических руководителей государства для осуществления управления страной в интересах избирателей. Руководители представляют интересы населения, отсюда и название политической системы.
Рассмотрим в общих чертах, каким образом осуществляется общественный выбор в условиях демократии. Население принимает решения путем голосования: каждый человек, обладающий правом голоса, высказывается — он «за» или «против» по решаемому вопросу. Побеждает вариант, за который проголосовало большинство.
Избирательная процедура схожа с выбором, осуществляемым населением на рынках благ, где люди «голосуют» деньга ми за товары, которые им хочется потреблять. Правда, на рынках благ нет большинства и меньшинства. Если большая часть потребителей предпочитает красные яблоки, это не мешает остальным поддерживать деньгами выращивание определенно го количества желтых яблок.
При политическом голосовании воля меньшинства остается неудовлетворенной. Если, например, большинство населения проголосует за увеличение расходов на оборону, то военный бюджет будет увеличен и меньшинство, которое не хотело этого, останется в проигрыше. Возникает так называемая «диктатура большинства». Но никакого «лучшего» выхода из этой ситуации нет, поэтому общественный выбор осуществляется в интересах большинства.
Таким образом, только одна форма принятия решений соответствует оптимальности по Парето — правило единогласия, согласно которому решение принимается, только если за него проголосуют все участвующие в голосовании. В этом случае учитываются предпочтения и мнения всех членов общества.
В условиях представительной демократии создание государственного аппарата предполагает соблюдение двухэтапной процедуры:
население выбирает руководителей государства — главу исполнительной власти (президента или премьер-министра) и членов парламента. Поскольку деятельность этих руководите лей связана с выработкой политики, их называют политика ми. Общество как бы нанимает политиков на работу, выплачивая за выполнение возложенных на них функций заработную плату;
выбранные руководители государства назначают государственный аппарат и следят за его работой. Все назначаемые люди называются чиновниками.
Таким образом, должности государственного аппарата делятся на выборные (политики) и назначаемые (чиновники).
Если на должность руководителя государства есть несколько претендентов, между ними возникает конкуренция. Каждый претендент предлагает свою программу — вариант организации бюджета, законов общества, внешней политики и т.д. Население выбирает того политика, программа которого имеет для людей наибольшую полезность.
Поскольку для разработки программы и осуществления предвыборной конкуренции усилий одного человека может не хватать, возникают партии — организации, которые вырабатывают программы и предлагают их обществу на выборах. По сути, деятельность партий сравнима с деятельностью фирм, которые создают блага и продают их населению. На рынке побеждает фирма, производящая благо, которое больше устраивает население, а на выборах — партия, программа которой больше импонирует избирателям.
В условиях совершенной политической системы, предполагающей полную информированность населения о происходящем и отсутствие затрат на проведение выборов, общественный выбор всегда будет осуществляться политиками строго в интересах большинства. Политики, отклоняющиеся в принятии решений от воли большинства, могут отзываться и после перевыборов заменяться другими политиками.
Но в условиях несовершенной политической системы, характеризующейся неполнотой информации и значительными затратами на организацию выборов, находящиеся у власти политики получают возможность злоупотреблять своим положением. Они могут уклоняться от выполнения своих обещаний и удовлетворять личные потребности, добиваться сохранения за собой власти разными способами и т.д.
Проанализируем взаимодействие политиков и избирателей на примере модели прямой демократии, эффективное использование которой предполагает полную информированность избирателей о собственных выгодах и издержках.
Предположим, что жители трех соседних домов (семьи Янковских, Петровичей и Сидорских) решили провести уличное освещение. Это типичное общественное благо, поскольку оно потребляется коллективно независимо от того, платят люди за него или нет.
Понятно, что организация уличного освещения принесет несомненную пользу всем жителям, однако их выгоды различны: например, у Янковских машина стоит на улице, значит, они получат 50 % общей выгоды, Петровичи — 30 %, а Сидорские, реже других выходящие на улицу вечером, — 20 %. Казалось бы, чем больше фонарей установят, тем большую пользу получат жители. Но предельная (дополнительная) выгода с каждым новым фонарем будет уменьшаться, поэтому решение должно приниматься с сопоставлением ожидаемых выгод и будущих затрат.
В условиях прямой демократии, когда затраты на общественные блага распределяются равномерно, а выгоды от них — неравномерно, имеет место недопроизводство общественных благ.
Если выгоды распределяются равномерно, а издержки — неравномерно, то имеет место перепроизводство общественных благ.
Возникает проблема медианного (усредненного) избирателя. Она состоит в том, что все принимаемые решения соответствуют интересам избирателя-центриста, находящимся в середине интересов данного сообщества (в нашем случае — семья Петровичей). Такую ситуацию характеризует модель медианного избирателя.
Тенденция отражать интересы среднестатистического избирателя, присущая данной модели, имеет свои достоинства и недостатки. Так, она позволяет избегать крайностей в ходе принятия политических решений, но одновременно не гарантирует их оптимальность для всех групп населения.
3. Общественный выбор в условиях представительной демократии. Парадокс голосования. Лоббизм. Логроллинг. Поиск политической ренты.
Представительная демократия имеет свои достоинства и недостатки. Преимущества состоят в организации принятия политических решений через законодательные органы — парламенты, создании в них специализированных законодательных комиссий, работающих по принципу разделения труда, подчинении исполнительной власти законодательной и др. Одним из основных недостатков представительной демократии является возможность принимать решения, выгодные отдельным группам, преследующим свои узкие интересы.
В условиях представительной демократии голосование осуществляется периодически, выбор ограничен относительно небольшим кругом политиков-депутатов со своими наборами предвыборных программ. Поэтому, в отличие от прямой демократии, условия голосования ухудшаются, так как избиратель вынужден голосовать не непосредственно за свою позицию, а за пакет программ, который далеко не полностью совпадает с его предпочтениями.
Существенным недостатком демократического голосования является зависимость принимаемых решений от процедуры этого процесса, в результате чего возникает так называемый парадокс голосования.
Парадокс голосования — это ситуация, возникающая в случаях, когда голосование, основанное на принципе большинства, не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества.
В этой ситуации коллективные предпочтения оказываются не транзитивными, а принятие решений большинством голосов ведет к «зацикливанию» голосования, т.е. такому положению, когда голосование продолжается бесконечно долго, не давая однозначного результата.
Парадоксом голосования объясняются механизм принятия политических решений, не соответствующих интересам большинства населения, а также возможность манипулирования результатами голосования.
Сравнение предельных выгод и издержек показывает, что первые для групп давления намного выше вторых, так как выгоды распределяются между членами самой группы, а издержки — между членами всего общества. В данном случае имеет место политический обмен: положительные политические решения обмениваются на крупные суммы взносов в избирательную компанию депутатов, разного рода «пожертвования» и др. В результате в демократическом обществе может осуществляться экономическая политика, противоречащая интересам основной массы избирателей, но выгодная для влиятельных групп давления. Описанная выше ситуация в экономической и политической литературе получила название лоббизма.
Лоббизм. — это влияние групп избирателей с особыми интересами на представителей власти (законодательной или исполнительной) с целью принятия выгодного для данных групп решения.
Одной из причин появления лоббизма является узкая специализация членов законодательных собраний. Политик, избранный, например, преимущественно жителями промышленного центра, очевидно, будет отстаивать решения по вопросам промышленной политики. Но при голосовании по аграрным вопросам он, не зная детально их сущности, скорее всего будет подвержен влиянию лоббистов.
В депутатской практике нередко применяется так называемый логроллинг — практика взаимной поддержки законодательных инициатив депутатов путем обмена голосами.
Целью участия в политической деятельности может быть получение дополнительных преимуществ в виде рентных (т.е. превышающих конкурентный уровень) доходов — так называемой «политической ренты». Деятельность, направленная на их получение, — это поиск политической ренты. В качестве типичных примеров рассматриваются борьба за получение монопольных прав, квот и тарифов, ограничение конкуренции на рынке, законодательное установление выгодной для производителя фиксированной цены. Такого рода деятельность связана с дополнительными издержками: на лоббирование, финансирование предвыборных кампаний, взятки, подкуп и т.п. Классическая модель поиска ренты представлена на рис.1.
В условиях свободной конкуренции цена блага устанавливается на уровне средних и предельных издержек: Рс = МС = = const. Монополизация данной отрасли приведет к повышению цены до Рт и снижению объемов производства с Qc до Qm.
Площадь фигуры МКС отражает общественные издержки, связанные с поиском ренты, а площадь фигуры РсРтМК — чистые трансферты от потребителей к производителям, т.е. величину политической ренты.
Рис.1. Модель поиска ренты
Ситуация на политическом рынке может усложниться, если в борьбу за поиск политической ренты вступят разные группы давления с противоположными интересами. Например, введение пошлины на импортные фрукты и овощи повысит доходы их национальных производителей, но снизит прибыли фирм-импортеров. Поэтому последние начнут встречное лоббирование по отмене пошлин. В итоге увеличатся общественные расходы на лоббирование. Исследователь политической ренты, английский экономист Г. Таллок приводит следующий пример: если субъект А расходует 50 дол. на лоббирование в пользу трансферта в 100 дол. от субъекта В, а В расходует 50 дол. на лоббирование против соответствующего трансферта, то независимо от исхода противостояния один из субъектов получит чистый выигрыш в размере 50 дол., в то время как совокупные потери общества составят 100 дол.
Анализ показывает, что первый уровень поиска политической ренты составляет борьба за получение доступа к специфическим привилегиям. Второй уровень связан с конкуренцией за занятие должностей, дающих возможность принимать политическое решение. Третий уровень базируется на государственной политике по отношению к отдельным отраслям, обеспечивающей работающим в них компаниям положительную или отрицательную политическую ренту, что побуждает компании тратить ресурсы на проникновение в соответствующие отрасли или уход из них.