Решение ситуационных задач

В зависимости от используемого набора методов решения, обсуждения, подведения итогов, условия задачи могут быть изменены преподавателем (ведущим) в процессе проведения занятия.

Преподаватель организует работу в зависимости от избранного набора методов, определяет цель, принципы, виды и правила работы и подведения итогов. Формирует из числа студентов экспертные группы.

Подготовка решений осуществляется как в малых группах с применением методики «обсуждение вполголоса», так и индивидуально, при подготовке к мозговому штурму.

При обсуждении решений используются такие методы как обмен мнениями, дискуссия, мозговой штурм.

Подведение итогов работы по решению ситуационной задачи осуществляется на основе сочетания самооценки, оценки экспертной группы и выводов преподавателя по оцениванию работы всех участников с точным определением допущенных ошибок в процессе работы. Заканчивается подведение итогов определением рекомендаций по устранению причин допущенных ошибок.

Практические занятия проходят в форме обсуждения вопросов, обозначенных в плане, и выполнения практических заданий. Студенты самостоятельно изучают рекомендованную в соответствующем разделе УМКД литературу по нижеприведенным планам, знакомятся с заданиями, подбирают к ним материал. Перед практическим занятием преподаватель по каждой теме выдает задания индивидуально или группе студентов, студенты выполняют задание, после чего на практическом занятии задание защищается в устной форме. Каждое задание оценивается по 4 - балльной системе.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Кейс - это описание реальной ситуации или «моментальный снимок реальности», «фотография действительности». Метод анализа конк­ретных ситуаций развивает способность решать сложные процессуальные вопросы. Сталкиваясь с конк­ретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуа­ции. Различают несколько видов ситуаций:

· Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.

· Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

· Ситуация-иллюстрацияпредставляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

· Ситуация-упреждениеописывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Учебные задачи : метод формирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать правильные решения.

Метод разыгрывание ролей (ролевая игра) - имитационный игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками:

· Наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения. Пример: с помощью данного метода могут быть имитированы отдельные части судебного заседания.

· Взаимодействие участников первого занятия. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т.д.

· Ввод преподавателем в процесс занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т.п.

· Оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками.

Учебные задачи: Разыгрывание ролей является достаточно эффективным методом формирования практических навыков ведения гражданского дела в суде и требует значительно меньших затрат и средств, чем деловые игры.

Метод направлен на формирование общекультурных компетенций: (ОК-3), (ОК-4); профессиональных компетенций: (ПК-2), (ПК-3), (ПК-4), (ПК-5), (ПК-6), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-11), (ПК-13), (ПК-15), (ПК-16).

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки

1. Понятие принципов арбитражного процессуального права.

2. Значение принципов в нормотворческой и правоприменительной деятельности арбитражных судов.

3. Состав и классификация принципов арбитражного процессуального права.

4. Деление принципов на организационно-функциональные и функциональные. Место и роль принципа законности в арбитражном процессе.

Задачи

Задача № 1.

Договор подряда между российским акционерным обществом и иностранной фирмой предусматривал передачу споров, возникающих из договора, на разрешение третейского суда, расположенного в Стокгольме. Иностранная сторона (подрядчик) работы выполнила, но оплаты не получила, в связи с чем обратилась с иском в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения ответчика. При рассмотрении спора ответчик не сделал заявления о

передаче спора на разрешение третейского суда. Иск был удовлетворен. Впоследствии решение суда было отменено и дело было передано на новое рассмотрение. При новом рассмотрении иска истец заявил возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде. Отклоняя доводы ответчика о том, что возражение в отношении рассмотрении дела в арбитражном суде в связи с наличием соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда должно было быть сделано не позднее первого заявления по существу спора, и момент для такого возражения истцом пропущен, суд указал, что при передаче дела на новое рассмотрение все процессуальные действия начинаются заново (принцип непрерывности процесса), и истец вправе вновь заявить о передаче спора на разрешение третейского суда.

Проанализируйте позиции сторон и суда. Согласны ли Вы с судом?

Изменится ли решение, если бы дело рассматривалось в суде общей юрисдикции? В чем состоит содержание принципа непрерывности? Согласны ли Вы с определением этого принципа, предложенным судом? Действует ли принцип непрерывности в современном арбитражном процессе?

Задача № 2.

После смены руководства акционерного общества новый генеральный директор АО «СПАРТА» Иванов Л.В. принял решение временно отказаться от рассмотрения находившегося в производстве арбитражного суда и предъявленного по решению прежнего генерального директора искового заявления к АО «СТЭКС» о расторжении договора подряда и возмещении убытков, причиненных его неисполнением. Иванов Л.В. решил, что необходимо

лично провести переговоры с руководством АО «СТЭКС» и разобраться в ситуации. В связи с этим Иванов Л.В. дал указание юристам акционерного общества в заседание арбитражного суда не являться и исковые требования не поддерживать, но и не заявлять отказ от иска. В связи с неявкой представителей сторон арбитражный суд отложил судебное разбирательство и повторил вызов сторон, признав их явку обязательной. Однако и на второе заседание представители истца и ответчика не явились. Арбитражный суд рассмотрел дело по существу и вынес решение о расторжении договора, а в требовании о взыскании убытков отказал. АО «СПАРТА» обратилось с апелляционной жалобой на решение суда, в которой просило решение отменить, а иск оставить без рассмотрения, и указало, что рассмотрение иска в отсутствие истца, не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, нарушает принцип диспозитивности арбитражного процесса. Жалобу поддержали представители ответчика, указавшие на необходимость применения по аналогии норм Гражданского процессуального кодекса РСФСР, предусматривающего оставление иска без рассмотрения, если истец и ответчик повторно не явились в заседание суда.

Какое постановление должен принять суд апелляционной инстанции?

В чем состоит принцип диспозитивности?

Наши рекомендации