Рынок несовершенной конкуренции
Вопросы для обсуждения
Модели рынка несовершенной конкуренции. Понятие несовершенной конкуренции. Типы монополии. Искусственная монополия. Естественная монополия. Временная монополия. Государственная монополия. Случайная монополия.
Монопсония. Дуополия. Двусторонняя монополия.
Олигополия: характеристика и место в современной экономике. Формы поведения фирм в условиях олигополии. Стратегии ценообразования на рынке олигополии. Олигополия в российской экономике.
Монополистическая конкуренция. Общие черты и отличия совершенной и монополистической конкуренции. Условия максимализации прибыли и оптимализация объемов производства при монополистической конкуренции. Основные виды конкурентной борьбы в условиях монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция России.
Практические задания
9.2.1 Рынки несовершенной конкуренции характеризуются:
а) совершенством рыночной информации;
б) значительной долей рынка у отдельного производителя;
в) однородностью продукции;
г) наличием барьеров для проникновения в отрасль.
9.2.2 Для рынка совершенной конкуренции характерно то, что:
а) каждый продавец имеет мизерную долю рынка данного товара;
б) продукция фирм разнородна с точки зрения потребителя и производителя;
в) каждый производитель устанавливает свою цену;
г) производители могут свободно входить на рынок и выходить из него.
9.2.3 Признаками рынка совершенной конкуренции является:
а) дифференциация продукции с точки зрения и производителя и потребителя;
б) воздействие производителей на рыночные цены;
в) хорошая информированность производителей о рыночной конъюнктуре;
г) неограниченное количество экономических субъектов на рынке.
9.2.4 На рынке совершенной конкуренции отдельный продавец:
а) рекламирует свою продукцию;
б) свободно входит на рынок;
в) не влияет на цену;
г) самостоятельно назначает цену своего товара.
9.2.5 Монополистическая конкуренция характеризуется:
а) наличием взаимосвязи между фирмами;
б) дифференциацией продукта;
в) отсутствием входных барьеров;
г) наличием избыточных производственных мощностей.
9.2.6 Господство на рынке ограниченного числа продавцов называется:
а) олигополией; в) монопсонией;
б) конкуренцией; г) монополией.
9.2.7 «Лидерство в ценах» характерно для:
а) рынка совершенной конкуренции;
б) рынка монополистической конкуренции;
в) чистой монополии;
г) олигополистического рынка.
9.2.8 К предпосылкам несовершенной конкуренции не относят:
а) значительная доля рынка у отдельных производителей;
б) наличие барьеров проникновения в отрасль;
в) несовершенство рыночной информации;
г) однородность продукции.
9.2.9 Для получения максимальной прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором:
а) предельные издержки равны общим издержкам;
б) предельные издержки равны цене продукта;
в) предельный доход равен общим издержкам;
г) предельный доход равен предельным издержкам.
9.2.10 Применение ценовой дискриминации возможно, если фирма:
а) обладает значительной рыночной властью;
б) занимается перепродажей благ;
в) не обладает рыночной властью;
г) продает благо разным потребителям по одной цене.
9.2.11 Из двух фирм, действующих на рынке монополистической конкуренции, большей рыночной властью при прочих равных условиях будет обладать та фирма, у которой:
а) продукт имеет заменителей;
б) более пологая кривая спроса;
в) более крутая кривая спроса;
г) более низкие издержки производства.
9.2.12 Монополистическая конкуренция наименее распространена в такой сфере экономики, как:
а) сфера услуг; в) пищевая промышленность;
б) машиностроение; г) легкая промышленность.
9.2.13 У монополистической конкуренции общим с совершенной конкуренцией является:
а) выбор фирмами оптимального объема производства на основе равенства предельных издержек (MC) и предельного дохода (MR);
б) вид кривой спроса;
в) производство фирмами однородного продукта;
г) наличие барьеров для входа в отрасль.
9.2.14 Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии позволяет:
а) усилить однородность продукта;
б) усилить конкуренцию;
в) максимизировать отраслевую прибыль;
г) снизить издержки производства.
9.2.15 Модель ломаной кривой спроса объясняет:
а) поведение дуополии;
б) монопольное ценообразование;
в) ограничения в ценовой стабильности рыночных цен при политике олигополии;
г) картельное ценообразование.
9.2.16 Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
а) поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов;
б) обладают монопольной властью;
в) на рынке оперируют множество покупателей и продавцов;
г) выпускаются дифференцированные товары.
9.2.17 Одной из характерных черт рынка монополистической конкуренции является:
а) отсутствие информационной асимметрии;
б) согласованность действий фирм;
в) наличие ограниченного числа фирм;
г) выпуск дифференцированной продукции.
9.2.18 Рынок олигополии отличается от рынка монополистической конкуренции тем, что:
а) предельные издержки равны предельным доходам;
б) существуют высокие барьеры входа на рынок;
в) производимые товары являются уникальными;
г) осуществляется дифференциация товаров.
9.2.19 Фирма на рынке олигополии получит максимальную прибыль когда:
а) цена больше средних издержек (P>AC);
б) предельные издержки равны предельному доходу, но меньше цены и средних издержек (MC=MR<P<AC);
в) предельный доход равен средним издержкам (MR=AC);
г) средний доход выше цены (AR>P).
9.2.20 Кривая спроса фирмы при монополистической конкуренции:
а) более пологая, чем при монополии;
б) имеет горизонтальный вид;
в) более крутая, чем при монополии;
г) имеет вертикальный вид.
9.2.21 К основным признакам монополии относятся:
а) единственный продавец, отсутствие близких заменителей товара;
б) ограниченная возможность входа на рынок, однородность товара;
в) высокая цена и ограниченное количество товара;
г) назначаемые продавцом цены и высокое качество товара.
9.2.22 Для монополистической конкуренции характерны:
а) присутствие на рынке большого количества фирм, производящих дифференцированную продукцию;
б) неценовые барьеры, препятствующие свободному входу и выхода с рынка;
в) ограниченная возможность входа на рынок;
г) присутствие на рынке большого количества фирм, производящих недифференцированную продукцию.
9.2.23 Небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частичный контроль над ценами. Это:
а) олигополия;
б) чистая монополия;
в) монополистическая конкуренция;
г) совершенная конкуренция.
9.2.24 Первым экономистом, создавшим модель олигополии, был:
а) О. Курно; в) К. Маркс;
б) В. Парето; г) А. Маршалл.
9.2.25 Из следующего не приводит к монополии:
а) лицензии;
б) контроль над единственным источником сырья;
в) авторские права;
г) производство и сбыт товара, имеющего много близких субститутов.
9.2.26 Выберите из нижеперечисленного условие долгосрочного равновесия фирмы – участника рынка, характеризующегося монополистической конкуренцией:
а) P = AC; в) P = MC = AC;
б) P = MP; г) P = AVC.
9.2.27 Характерными чертами монополистической конкуренции являются:
а) отсутствие зависимости прибыли участников от управленческих решений одной из фирм;
б) дифференциация выпускаемого продукта;
в) кривая спроса менее эластична, чем кривая спроса на продукт конкурирующего производителя;
г) верно все перечисленное.
9.2.28 На рынке монополистической конкуренции:
а) отдельный покупатель может влиять на цену продукции;
б) реклама не играет существенной роли;
в) товары отличаются по исполнению и условиям продажи;
г) производители имеют одинаковый доступ к информации.
9.2.29 На краткосрочном временном интервале экономическую прибыль могут получать:
а) фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции;
б) некоторые фирмы, действующие в условиях совершенной конкуренции;
в) олигополисты и монополисты, действующие на неконкурентных рынках;
г) все предыдущие утверждения верны.