Преимущества и недостатки обучения с отрывом от основной работы

(а) Преимущества обучения с отрывом от производства заключают­ся в следующем.

• Поскольку обучение проводится квалифицированным инст­руктором, это гарантия высокого качества обучения.

• Наличие специального учебного оборудования, если необхо­димо, более простого.

• Обучающийся может осваивать новую специальность посте­пенно, в соответствии с плановыми этапами, используя спе­циальные упражнения, что позволяет надежно освоить специ­альность.

• Обучение с отрывом от производства может быть менее доро­гостоящим, поскольку позволяет рабочему достичь более вы­сокого уровня квалификации и нормативов скорости и каче­ства.



21. Управление и принципы обучения персонала



• На процесс обучения не оказывают негативного воздействия ни сдельная оплата труда, ни производственный шум, ни тот фактор, что неудачи обучаемого становятся известны всему коллективу.

• С самого начала обучаемый усваивает только правильные ме­тоды работы.

• Обучающийся не ломает ценного оборудования, не выпускает брака и не портит исходных материалов.

• Гораздо проще рассчитать затраты на обучение с отрывом от производства, поскольку это более самостоятельный вид дея­тельности, чем обучение прямо у станка.

(б) Обучение с отрывом от производства имеет и ряд недостатков.

• Гораздо выше затраты на отдельное помещение, учебное обо­рудование, инструкторов; все это может быть оправданно, ес­ли имеется регулярный приток учеников (эти затраты могут быть снижены, если несколько работодателей коллективно ис­пользуют схемы группового обучения своих работников на этом учебном оборудовании).

• Иногда возникают трудности, связанные с переносом знаний и навыков при переходе ученика с учебного на производст­венное оборудование и из благоприятной среды обучения в агрессивную среду производства.

• Никакое обучение не может осуществляться с полным отры­вом от производства; некоторые навыки работы можно осво­ить только в реальных условиях производства с их устано­вившимися приемами, методами и сетью взаимоотношений с другими работниками. Для иллюстрации этого отметим, что обучение вождению автомобиля может быть осуществлено на самом высоком уровне; однако водитель никогда не сможет достичь высот мастерства в вождении, пока он не приобретет опыта вождения в реальных условиях дороги; только после этого он научится адекватно реагировать на поведение других участников дорожного движения.

• Некоторые методы обучения, которые приобрели особую важность в последнее время, могут осуществляться только с отрывом от основной работы, например, программное обуче­ние, анализ умений и обучение путем открытий (см. гл. 22);

даже финальные стадии такого обучения должны проводиться с отрывом от основной работы.



Практические аспекты управления человеческими ресурсами



ПРОВЕРКА ДЕЙСТВЕННОСТИ И ОЦЕНКА

Проверка действенности обучения

Систематический подход к проблеме обучения обеспечивает средства для проверки действенности программы обучения. Ученику предла­гается тест, показывающий, может ли он сейчас достичь установлен­ных нормативов эффективности работы; можно осуществить измере­ние количества и качества выполненной учеником продукции.

К сожалению, программы обучения часто бывают исключитель­но сложными с точки зрения проверки их действенности. Многие виды работ просто неизмеримы, и поэтому проверка действенности обучения этим видам работ остается преимущественно субъектив­ной. Например, деятельность менеджера, который прошел курс обучения менеджменту, может быть оценена только его руково­дством до и после прохождения курса. Путем сравнения результатов можно прийти к выводу, что улучшение работы имеет место, но не следствие ли это того факта, что менеджер просто стал старше? Ве­роятно, те, кто отправил его на курсы менеджеров, просто полага­ют, что он должен был получить пользу от обучения. Другое воз­можное объяснение улучшения навыков менеджмента — события, которые произошли за время обучения, могли сильно помочь ме­неджеру в освоении премудростей профессии.

Чем более специфическим является обучение, тем проще про­верить его действенность. Если данный курс менеджмента включал курс по учету, простой тест может показать, владел ли обучаемый навыками учета, и, наоборот, чем больше в составе курса уделялось внимания изучению общих принципов менеджмента, тем труднее объективно оценить степень их усвоения.

Оценка обучения

Путем расчета затрат на обучение и сопоставления их с финансо­выми выгодами для компании от работы обученного сотрудника, проверка действенности обучения может быть расширена до его оценки. При этом простота и точность оценки сильно варьируются.

(а) Затраты на обучение с отрывом от основной работы гораздо про­ще оценить, чем затраты на обучение без отрыва от производства.

(б) Финансовые выгоды обучения гораздо проще вычислить, если речь идет о физическом, а не об умственном труде.



21. Управление и принципы обучения персонала



(в) Достаточно легко оценить издержки неадекватного обучения, например, стоимость брака, испорченных исходных материалов, жалоб клиентов, сверхурочной работы для исправления ошибок.

(г) Польза от обучения выходит за пределы простого повышения эффективности работы. Однако оценить, в какой степени спокой­ствие мастера, сокращение числа аварий на производстве или за­медление текучести рабочей силы доступны благодаря обучению, сложно. Значительные трудности могут возникнуть при попытке оценить эти выгоды в финансовых показателях.

Наши рекомендации