Преимущества и недостатки обучения с отрывом от основной работы
(а) Преимущества обучения с отрывом от производства заключаются в следующем.
• Поскольку обучение проводится квалифицированным инструктором, это гарантия высокого качества обучения.
• Наличие специального учебного оборудования, если необходимо, более простого.
• Обучающийся может осваивать новую специальность постепенно, в соответствии с плановыми этапами, используя специальные упражнения, что позволяет надежно освоить специальность.
• Обучение с отрывом от производства может быть менее дорогостоящим, поскольку позволяет рабочему достичь более высокого уровня квалификации и нормативов скорости и качества.
21. Управление и принципы обучения персонала
• На процесс обучения не оказывают негативного воздействия ни сдельная оплата труда, ни производственный шум, ни тот фактор, что неудачи обучаемого становятся известны всему коллективу.
• С самого начала обучаемый усваивает только правильные методы работы.
• Обучающийся не ломает ценного оборудования, не выпускает брака и не портит исходных материалов.
• Гораздо проще рассчитать затраты на обучение с отрывом от производства, поскольку это более самостоятельный вид деятельности, чем обучение прямо у станка.
(б) Обучение с отрывом от производства имеет и ряд недостатков.
• Гораздо выше затраты на отдельное помещение, учебное оборудование, инструкторов; все это может быть оправданно, если имеется регулярный приток учеников (эти затраты могут быть снижены, если несколько работодателей коллективно используют схемы группового обучения своих работников на этом учебном оборудовании).
• Иногда возникают трудности, связанные с переносом знаний и навыков при переходе ученика с учебного на производственное оборудование и из благоприятной среды обучения в агрессивную среду производства.
• Никакое обучение не может осуществляться с полным отрывом от производства; некоторые навыки работы можно освоить только в реальных условиях производства с их установившимися приемами, методами и сетью взаимоотношений с другими работниками. Для иллюстрации этого отметим, что обучение вождению автомобиля может быть осуществлено на самом высоком уровне; однако водитель никогда не сможет достичь высот мастерства в вождении, пока он не приобретет опыта вождения в реальных условиях дороги; только после этого он научится адекватно реагировать на поведение других участников дорожного движения.
• Некоторые методы обучения, которые приобрели особую важность в последнее время, могут осуществляться только с отрывом от основной работы, например, программное обучение, анализ умений и обучение путем открытий (см. гл. 22);
даже финальные стадии такого обучения должны проводиться с отрывом от основной работы.
Практические аспекты управления человеческими ресурсами
ПРОВЕРКА ДЕЙСТВЕННОСТИ И ОЦЕНКА
Проверка действенности обучения
Систематический подход к проблеме обучения обеспечивает средства для проверки действенности программы обучения. Ученику предлагается тест, показывающий, может ли он сейчас достичь установленных нормативов эффективности работы; можно осуществить измерение количества и качества выполненной учеником продукции.
К сожалению, программы обучения часто бывают исключительно сложными с точки зрения проверки их действенности. Многие виды работ просто неизмеримы, и поэтому проверка действенности обучения этим видам работ остается преимущественно субъективной. Например, деятельность менеджера, который прошел курс обучения менеджменту, может быть оценена только его руководством до и после прохождения курса. Путем сравнения результатов можно прийти к выводу, что улучшение работы имеет место, но не следствие ли это того факта, что менеджер просто стал старше? Вероятно, те, кто отправил его на курсы менеджеров, просто полагают, что он должен был получить пользу от обучения. Другое возможное объяснение улучшения навыков менеджмента — события, которые произошли за время обучения, могли сильно помочь менеджеру в освоении премудростей профессии.
Чем более специфическим является обучение, тем проще проверить его действенность. Если данный курс менеджмента включал курс по учету, простой тест может показать, владел ли обучаемый навыками учета, и, наоборот, чем больше в составе курса уделялось внимания изучению общих принципов менеджмента, тем труднее объективно оценить степень их усвоения.
Оценка обучения
Путем расчета затрат на обучение и сопоставления их с финансовыми выгодами для компании от работы обученного сотрудника, проверка действенности обучения может быть расширена до его оценки. При этом простота и точность оценки сильно варьируются.
(а) Затраты на обучение с отрывом от основной работы гораздо проще оценить, чем затраты на обучение без отрыва от производства.
(б) Финансовые выгоды обучения гораздо проще вычислить, если речь идет о физическом, а не об умственном труде.
21. Управление и принципы обучения персонала
(в) Достаточно легко оценить издержки неадекватного обучения, например, стоимость брака, испорченных исходных материалов, жалоб клиентов, сверхурочной работы для исправления ошибок.
(г) Польза от обучения выходит за пределы простого повышения эффективности работы. Однако оценить, в какой степени спокойствие мастера, сокращение числа аварий на производстве или замедление текучести рабочей силы доступны благодаря обучению, сложно. Значительные трудности могут возникнуть при попытке оценить эти выгоды в финансовых показателях.