Формирование предложения рабочей силы
Формирование предложения рабочей силы отражает потребности и интересы работника, его желание получить работу, устраивающую по содержанию, условиям труда и оплате.
Повышение качества рабочей силы с точки зрения профессионально-квалификационного уровня является основным направлением формирования предложения рабочей силы. Особое значение должно уделяться подготовке работников рыночной инфраструктуры.
Второе направление - развитие самозанятости. Самозанятость рассматривается как форма индивидуальной трудовой деятельности. При этом работник и предприниматель выступая в одном лице сочетают в себе функции спроса и предложения. Необходимо принимать определенные меры по поддержки самозанятости, а именно - льготное налогообложение, кредит на выгодных условиях, обучение желающих основам предпринимательства.
К настоящему времени в мире сложилась тенденция сокращения продолжительности рабочего времени. Это является третьим направлением регулирования предложений рабочий силы. Вместе с тем политика сокращения рабочего времени не должна препятствовать развитию противоположенной тенденции - «вторичной занятости», предусматривая возможность предложения рабочей силы работником какому-либо предприятию сверх его основной занятости в целях получения дополнительного заработка.
Четвертое направление - регулирование миграционных процессов в целях обеспечения максимального сочетания интересов и потребностей работников и работодателей. Связанная с этими процессами мобильность рабочей силы предполагает способность и готовность работников к изменению характера и места их трудовой деятельности в связи с изменениями в производимой продукции, технологии и организации на предприятии, а также с их профессионально-квалификационным и должностным ростом, что отражает политику стимулирования таких изменений на внутреннем рынке труда.
Практические задания по теме 3
Задание 1. Дайте сравнительный анализ моделей управления занятостью. Выделите их достоинства и недостатки.
Например. Существует три модели управления занятостью. Перечислите их на основании изученного материала. Далее дайте их анализ по следующей схеме.
Американская модель предполагает создание рабочих мест с низкой оплатой труда для значительной части трудоспособного населения.
Достоинства этой модели – снижается уровень безработицы, что ведет к некоторому снижению социальной напряженности в обществе, помогает решить определенные психологические проблемы работников, не дает им полностью деградировать, утратить трудовые навыки и культуру труда, обеспечивает им причастность к определенному социуму и т.д. Недостатки – появляется обширный класс «новых бедных», т.е. лиц с небольшими доходами, а это, в свою очередь, рано или поздно приводит ко всем тем последствиям, которыми чревата безработица: социальным взрывам, поискам нелегальных средств повышения своего жизненного уровня, или наоборот, привыканию к низкому уровню жизни, нежеланию переобучаться, совершенствоваться, алкоголизму, наркомании и т.д.
Задание 2. Дайте сравнительный анализ различных путей регулирования занятостью по схеме:
- характеристика основных направлений регулирования занятости
- пути реализации каждого из направлений
- анализ каждого из этих путей с точки зрения возможности их реального осуществления на современном этапе развития рыночных отношений в России
Например, создание новых рабочих мест на действующих предприятиях требует дополнительных инвестиций и возможно только в условиях экономического роста этих предприятий и экономического роста страны в целом и т.д.
Задание 3. Сделайте небольшой доклад на тему: «Предпринимательство в России: проблемы и тенденции» по схеме :
- понятие предпринимательской деятельности
- ее роль в регулировании занятости
- основные проблемы предпринимательства в России и пути их решения
Вопросы для самоконтроля по теме 3
1. Выделите основные признаки, формирующие понятие «занятость»
2. Какие категории граждан относятся к занятым?
3. Какие категории населения относятся к экономически активному населению?
4. Какие категории населения относятся к экономически не активному населению?
5. В чем отличие полной занятости от эффективной занятости?
6. Назовите основные направления формирования спроса на рабочую силу?
7. Назовите основные направления формирования предложения рабочей силы?
8. Какие модели управления занятостью Вы знаете? Выделите их основные черты.
Тесты по теме 3
Тест 1. Являются ли занятыми учащиеся общеобразовательных школ
а) являются;
б) не являются;
в) являются частично ?
Тест 2. К какой категории населения относятся студенты дневной формы обучения
а) экономически активное население;
б) экономически неактивное население;
в) безработные граждане ?
Тест 3. Являются ли занятыми не работающие студенты заочной формы обучения
а) являются;
б) не являются;
в) являются частично ?
Тест 4. О какой модели управления занятостью идет речь, когда создается большое количество низкооплачиваемых рабочих мест
а) американская;
б) скандинавская;
в) европейская ?
Тест 5. К какому из направлений регулирования занятости относятся регулирование миграционных потоков
а) формирование спроса на рабочую силу;
б) формирование предложения рабочей силы;
в) формирование трудовых ресурсов в обществе ?
Тема 4. Безработица как одна из главных проблем общества.
Цель данной темы – ознакомить студентов с таким социально-экономическим явлением, как безработица, показать ее социально-экономические последствия и факторы, определяющие ее уровень.
После изучения темы студент должен:
- разобраться в основных видах безработицы;
- знать, какие категории граждан могут быть признаны безработными, а какие не могут получить этот статус;
- иметь представление о естественной нормы безработицы
- уметь определять уровень безработицы по методики МОТ и методики принятой в России;
- знать особенности безработицы в России и основные пути ее уменьшения.
План темы:
1.Понятие безработицы и ее виды
2.Норма безработицы, ее динамика и закон Оукена
3.Естественная норма безработицы
4.Факторы возникновения массовой безработицы в России
4.1. Понятие безработицы и ее виды.
Понятие безработицы.Безработица - это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения временно или постоянно не имеет работы и заработка.
Безработица является одной из важнейших проблем любого общества.
В некоторых странах она - нечто большее, чем экономическое бедствие, это - социальная катастрофа. Безработица приводит к бездеятельности, бездеятельность - к потери квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам. Огромное количество вспышек недовольства возникает по всему миру именно из-за отсутствия работы.
Если государство имеет низкий уровень безработицы, то это значит, что оно ведет четкую и правильную социальную политику, направленную на выяснение и устранение причин безработицы; принимает различные программы для освобождения и создания рабочих мест.
История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным переменам. Поэтому правительство каждой страны должно попытаться уберечь население от нежелательных изменений политики и экономики.
Виды безработицы. Различают несколько видов безработицы: добровольная, вынужденная, фрикционная, структурная, циклическая, скрытая, застойная, нормальная, хроническая.
Добровольная - возникает в тех случаях, когда работник увольняется по собственному желанию, если он недоволен уровнем оплаты труда, условиями труда или какими-то другими обстоятельствами.
Вынужденная - означает, что работник не желает увольняться, а фирма сокращает персонал под давлением конкуренции, либо желает избавиться от неугодного работника.
Фрикционная (текучесть)- означает, что существует постоянная связь между несовпадением увольнения с одних фирм и наймом работников другими фирмами, перемещением от одних профессий к другим, из одних отраслей, районов - в другие.
Структурная - означает, что спрос и предложение на одни и те же виды труда в различных фирмах, отраслях и регионах не совпадают.
Циклическая - это постоянно меняющийся по масштабам, продолжительности и составу вид безработицы, связанный с циклом деловой конъюнктуры.
Скрытая - существует преимущественно в мелком бизнесе, фермерстве, индивидуальном производстве, а также в так называемой неполной занятости. Под давлением конкуренции эта часть занятых постепенно уступает свои позиции, но долгое время еще цепляется за свободное предпринимательство, хотя оно уже недостаточно для обеспечения нормального уровня жизни.
Хроническая безработица связана с тем, что предпринимательские инвестиции в создание новых рабочих мест постоянно отстают от темпов роста численности наемных работников.
В зависимости от времени нахождения без работы безработица может быть продолжительной, длительной и застойной.
Продолжительная безработица наблюдается при отсутствии работы в течение 4-8 месяцев. Для такой безработицы характерны начало деквалификации работника, в определенной степени потеря культуры труда, появление неуверенности в себе, нежелание искать работу самостоятельно, привыкание к низкому уровню жизни.
Длительной считается безработица продолжительностью 8-18 месяцев. В этих условиях у работника начинаются общая деквалификация, потеря трудовых навыков и способности к интенсивной работе. Происходит утрата психологической уверенности в себе.
Застойная безработица продолжается более 18 месяцев. При этом наступает деградация трудового потенциала работника. Общие меры трудовой реабилитации в этих случаях дают незначительные результаты. Для восстановления у человека прежнего отношения к труду необходим индивидуальный подход.Застойная безработица включает в себя самый устойчивый слой безработных: нищих, бродяг, бомжей и т.д.
По определению МОТ, безработный – это тот, кто может и хочет работать, самостоятельно и активно занимается поиском работы, но не смог трудоустроится из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки.
Согласно российскому законодательству безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу ( ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы эти гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в российской Федерации».
Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и также работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через две недели для решения вопроса о признании их безработными.
Работа, предлагаемая безработному, должна быть подходящей.
Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ),состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:
впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);
отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Подходящей не может считаться работа, если:
она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал уровень средней заработной платы в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже уровня средней заработной платы в Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.