Показатели и пути снижения себестоимости

Снижение себестоимости продукции является обязательным условием увеличения прибыли и повышения эффективности работы предприятия.

Для оценки уровня снижения себестоимости используют два вида показателей:

1) Для однородной и сопоставимой продукции рассчитывают показатель «снижение себестоимости в % к предыдущему периоду» ∆С.

∆С = (Сбазтек)/Сбаз *100%

Сбаз – себестоимость в базовом периоде,

Стек – себестоимость в текущем периоде.

2) Для разнородной и всей товарной продукции рассчитывается показатель снижения затрат на рубль товарной продукции

З = ТПс/ТПц

ТПс – себестоимость товарной продукции,

ТПц – тот же объем товарной продукции, выраженный в оптовых ценах предприятия

Снижение затрат на 1 рубль:

∆З = (З1р баз – З1р тек)/З1р баз *100%

Себестоимость продукции является комплексным показателем, в котором отражено влияние большого числа факторов. Эти факторы можно подразделить на 2 вида:

1) Внешние (вне сферы влияния предприятия):

a. Изменения цена на материалы, комплектующие, оборудования, инструменты и др. материальные ресурсы.

b. Изменения устанавливаемых законодательно размером минимальной заработной платы, ставок ЕСН и т.д.

c. Изменение тарифов на перевозку грузов, электроэнергию, топливо и т.д.

2) Факторы внутреннего характера:

a. Уровень производительности труда работников.

b. Материало- и энергоемкость продукции.

c. Трудоемкость изделий.

d. Количество и уровень использования отходов производства.

e. Уровень брака.

f. Объемы и номенклатура производства.

g. Уровень использования производственных мощностей и т.д.

Можно выделить три группы резервов снижения себестоимости на предприятии:

1) Повышение технического уровня производства – замена изношенного оборудования, совершенствование технологии, применение безотходных производств и т.д.

2) Улучшение организации труда и производства – применение прогрессивных форм и систем оплаты труда, материальное стимулирование за экономию, применение современных методов управления производством и т.д.

3) Структурные сдвиги в производстве – изменение номенклатуры продукции, увеличении объемов производства и т.д.

Прибыль и рентабельность предприятия

Прибыль

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятия.

Прибыль это чистый доход, получаемый предприятием.

Прибыль как важнейшая категория денежных отношений выполняет следующие основные функции:

1) Является показателем эффективности деятельности предприятия.

2) Обладает стимулирующей функцией и является основным источником прироста собственного капитала.

3) Прибыль является источником социального развития коллектива предприятия.

4) Прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней.

В соответствии с бухгалтерской отчетностью предприятия различают следующие виды прибыли:

1) Валовая прибыль.

2) Прибыль от продаж.

3) Прибыль до налогообложения.

4) Чистая прибыль.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, работ или услуг и производственной себестоимостью реализованной продукции:

Пвал = Впродаж – Спр

Прибыль (убыток) от продаж определяется как разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами.

Ппродаж = Пвал – Рком – Рупр

Рком – коммерческие расходы, расходы по сбыту продукции,

Рупр – управленческие или общехозяйственные (общезаводские) расходы.

Прибыль от продаж можно рассчитать также вычитанием полной себестоимости реализованной продукции из выручки от продаж.

Продаж = Впродаж – Сполн реализ прод

Прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается путем прибавления (вычитания) прибылей от продаж, сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.

Пдо налог. = Ппродаж ± ОДР ± ВДР

К операционным доходам и расходам относятся:

1) Проценты к получению,

2) Проценты к уплате,

3) Доходы от участия в других организациях,

4) Арендные платежи,

5) Поступления от продажи основных средств и прочие операционные доходы и расходы.

К ВДР относятся:

1) Штрафы, пени, неустойки,

2) Активы полученные безвозмездно (например по договору дарения),

3) Поступления в возмещение убытков, причиненных организации,

4) Прибыль прошлых лет, признанная в отчетном году,

5) Суммы кредиторской (дебиторской) задолженности, по которым истек срок исковой давности.

6) Курсовая разница.

7) Суммы дооценки активов и прочие.

Чистая прибыль отчетного периода это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты первоочередных налогов.

Пчист = Пдо налог. – Нпр

Нпр – налог на прибыль (20%).

Чистая прибыль используется предприятием на следующие нужды:

1) На финансирование производственного развития предприятия.

2) На выплату доходов учредителям.

3) На социальные нужды коллектива.

4) На финансирование социально культурной сферы предприятия и ЖКХ.

5) На выплату премии работников сверх заработной платы.

6) На проведение спортивно массовых мероприятий.

7) На погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним.

8) На прирост собственных оборотных средств.

9) На финансирование научно исследовательских работ.

10) На благотворительные цели и т.д.

Кроме того за счет чистой прибыли выплачиваются некоторые виды сборов и налогов (например налог на имущество), а также штрафы за загрязнение окружающей среды, за утаивание прибыли от налогообложения и др.Нераспределенная прибыль остается в распоряжении предприятия и присоединяется к уставному капиталу.

Все перечисленные мероприятия могут либо напрямую финансироваться из чистой прибыли, либо путем создания фондов экономического стимулирования.

Это могут быть следующие фонды:

1) Фонд накопления (фонд развития производства). Он формируется за счет чистой прибыли и амортизации.

2) Фонд потребления или материального стимулирования. Выплачивается премия сверзаработной платы, приобретаются подарки к праздникам, финансируются культурные мероприятия и т.д.

3) Фонд социальной сферы. Создается в том случае, если у предприятия есть на балансе клубы, библиотеки, столовые и т.д.

4) Резервный фонд. Фонд, который в обязательном порядке создается в акционерном обществе (15-25% от уставного капитала). На остальных предприятиях необязательно.

Наши рекомендации