Показатели и пути снижения себестоимости
Снижение себестоимости продукции является обязательным условием увеличения прибыли и повышения эффективности работы предприятия.
Для оценки уровня снижения себестоимости используют два вида показателей:
1) Для однородной и сопоставимой продукции рассчитывают показатель «снижение себестоимости в % к предыдущему периоду» ∆С.
∆С = (Сбаз -Стек)/Сбаз *100%
Сбаз – себестоимость в базовом периоде,
Стек – себестоимость в текущем периоде.
2) Для разнородной и всей товарной продукции рассчитывается показатель снижения затрат на рубль товарной продукции
З1р = ТПс/ТПц
ТПс – себестоимость товарной продукции,
ТПц – тот же объем товарной продукции, выраженный в оптовых ценах предприятия
Снижение затрат на 1 рубль:
∆З1р = (З1р баз – З1р тек)/З1р баз *100%
Себестоимость продукции является комплексным показателем, в котором отражено влияние большого числа факторов. Эти факторы можно подразделить на 2 вида:
1) Внешние (вне сферы влияния предприятия):
a. Изменения цена на материалы, комплектующие, оборудования, инструменты и др. материальные ресурсы.
b. Изменения устанавливаемых законодательно размером минимальной заработной платы, ставок ЕСН и т.д.
c. Изменение тарифов на перевозку грузов, электроэнергию, топливо и т.д.
2) Факторы внутреннего характера:
a. Уровень производительности труда работников.
b. Материало- и энергоемкость продукции.
c. Трудоемкость изделий.
d. Количество и уровень использования отходов производства.
e. Уровень брака.
f. Объемы и номенклатура производства.
g. Уровень использования производственных мощностей и т.д.
Можно выделить три группы резервов снижения себестоимости на предприятии:
1) Повышение технического уровня производства – замена изношенного оборудования, совершенствование технологии, применение безотходных производств и т.д.
2) Улучшение организации труда и производства – применение прогрессивных форм и систем оплаты труда, материальное стимулирование за экономию, применение современных методов управления производством и т.д.
3) Структурные сдвиги в производстве – изменение номенклатуры продукции, увеличении объемов производства и т.д.
Прибыль и рентабельность предприятия
Прибыль
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятия.
Прибыль это чистый доход, получаемый предприятием.
Прибыль как важнейшая категория денежных отношений выполняет следующие основные функции:
1) Является показателем эффективности деятельности предприятия.
2) Обладает стимулирующей функцией и является основным источником прироста собственного капитала.
3) Прибыль является источником социального развития коллектива предприятия.
4) Прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней.
В соответствии с бухгалтерской отчетностью предприятия различают следующие виды прибыли:
1) Валовая прибыль.
2) Прибыль от продаж.
3) Прибыль до налогообложения.
4) Чистая прибыль.
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, работ или услуг и производственной себестоимостью реализованной продукции:
Пвал = Впродаж – Спр
Прибыль (убыток) от продаж определяется как разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами.
Ппродаж = Пвал – Рком – Рупр
Рком – коммерческие расходы, расходы по сбыту продукции,
Рупр – управленческие или общехозяйственные (общезаводские) расходы.
Прибыль от продаж можно рассчитать также вычитанием полной себестоимости реализованной продукции из выручки от продаж.
Продаж = Впродаж – Сполн реализ прод
Прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается путем прибавления (вычитания) прибылей от продаж, сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.
Пдо налог. = Ппродаж ± ОДР ± ВДР
К операционным доходам и расходам относятся:
1) Проценты к получению,
2) Проценты к уплате,
3) Доходы от участия в других организациях,
4) Арендные платежи,
5) Поступления от продажи основных средств и прочие операционные доходы и расходы.
К ВДР относятся:
1) Штрафы, пени, неустойки,
2) Активы полученные безвозмездно (например по договору дарения),
3) Поступления в возмещение убытков, причиненных организации,
4) Прибыль прошлых лет, признанная в отчетном году,
5) Суммы кредиторской (дебиторской) задолженности, по которым истек срок исковой давности.
6) Курсовая разница.
7) Суммы дооценки активов и прочие.
Чистая прибыль отчетного периода это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты первоочередных налогов.
Пчист = Пдо налог. – Нпр
Нпр – налог на прибыль (20%).
Чистая прибыль используется предприятием на следующие нужды:
1) На финансирование производственного развития предприятия.
2) На выплату доходов учредителям.
3) На социальные нужды коллектива.
4) На финансирование социально культурной сферы предприятия и ЖКХ.
5) На выплату премии работников сверх заработной платы.
6) На проведение спортивно массовых мероприятий.
7) На погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним.
8) На прирост собственных оборотных средств.
9) На финансирование научно исследовательских работ.
10) На благотворительные цели и т.д.
Кроме того за счет чистой прибыли выплачиваются некоторые виды сборов и налогов (например налог на имущество), а также штрафы за загрязнение окружающей среды, за утаивание прибыли от налогообложения и др.Нераспределенная прибыль остается в распоряжении предприятия и присоединяется к уставному капиталу.
Все перечисленные мероприятия могут либо напрямую финансироваться из чистой прибыли, либо путем создания фондов экономического стимулирования.
Это могут быть следующие фонды:
1) Фонд накопления (фонд развития производства). Он формируется за счет чистой прибыли и амортизации.
2) Фонд потребления или материального стимулирования. Выплачивается премия сверзаработной платы, приобретаются подарки к праздникам, финансируются культурные мероприятия и т.д.
3) Фонд социальной сферы. Создается в том случае, если у предприятия есть на балансе клубы, библиотеки, столовые и т.д.
4) Резервный фонд. Фонд, который в обязательном порядке создается в акционерном обществе (15-25% от уставного капитала). На остальных предприятиях необязательно.