Рентабельность торгового предприятия
Для оценки эффективности работы предприятия торговли недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного торгового предприятия, сделки. Многие предприятия, получающие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций – как объективную экономическую категорию и как качественный показатель.
В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности:
1. Прибыльность.
2. Отношение полезного результата коммерческой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение.
3. Сопоставление результатов торговли с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме.
4. Интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.
В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда и т.д.
Система коэффициентов рентабельности объединяет три класса:
1. Рассчитываемые на основе прибыли.
2. Рассчитываемые для оценки отдачи производственных активов.
3. Рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств.
Первые две группы показателей рассчитываются по данным БУ о прибылях и убытках. Сюда входят следующие коэффициенты:
♦ Прибыль на продажу.
♦ Коэффициент текущих расходов.
♦ Коэффициент стоимости проданных товаров.
♦ Прибыль на инвестируемый капитал.
♦ Прибыль на собственный капитал.
♦ Коэффициент рентабельности ресурсов (трудовых и материальных)
♦ Коэффициент эффективности прибыли.
Методика расчета нижеприведенных коэффициентов основана на применении показателей балансовой прибыли (БП), чистой прибыли (ЧП), прибыли от реализации (ПР). Использование показателей чистой прибыли позволяет выявить влияние на рентабельность налоговой системы, методов государственного регулирования деятельности торгового предприятия.
1. рентабельность товарооборота определяется:
♦ для розничной торговли:
,
где П – БП, ЧП или ПР КПП, руб.
Т – объем РТ, руб.
♦ для предприятий оптовой торговли:
,
где По – БП, ЧП, ПР ПОТ, руб.
ОТС – ОТ с участием в расчетах, руб.
♦ для предприятий питания:
,
где Пп – БП, ЧП предприятий питания.
ТП – валовой Т предприятия питания.
Рентабельность продаж показывает, какая прибыль получена в расчете на 1 руб. оборота или сколько процентов занимает прибыль в товарообороте. Но данный показатель не позволяет судить об эффективности использования имеющихся ресурсов.
Поскольку рентабельность продаж в значительной степени зависит от структуры товарооборота торгового предприятия, необходимо рассчитывать параллельно и рентабельность реализации конкретных товаров. Для этого рекомендуется использовать формулу индивидуальной рентабельности:
,
где ИR – индивидуальная рентабельность,
ТН – сумма торговой надбавки,
ИИО – издержкоемкость товара.
Анализ индивидуальной рентабельности на практике не производится, так как отсутствует соответствующая первичная информация, необходимая для таких расчетов. Однако в дальнейшем он может стать основой для формирования ассортиментной политики торгового предприятия и управления процессом реализации.
2. Коэффициент текущих издержек позволяет определить эффективность произведенных расходов и их окупаемость. Для расчета применяется следующая формула:
,
где ИО – сумма текущих расходов.
Данный коэффициент характеризует величину прибыли на 1 руб. текущих затрат. Чем выше эта величина, тем выше эффективность деятельности торгового предприятия.
Коэффициент эффективности текущих затрат можно рассчитать также делением суммы текущих расходов на сумму валового дохода. Полученный показатель означает ту часть торговой надбавки, которая направлена на покрытие текущих издержек.
Однако и показатель рентабельности текущих расходов не лишен недостатков. Он отражает эффективность только текущих издержек обращения и не показывает, как использовать основные и оборотные фонды торгового предприятия, какой вклад они внесли в прибыль.
3. Рентабельность совокупных затрат (Rф) определяется как отношение БП (ЧП) к стоимости основных (ОФ) и оборотных (ОС) фондов, а также содержания работников (ФОТ):
.
Данный коэффициент показывает размер прибыл, приходящийся на единицу стоимости совокупных ресурсов.
С целью углубленного анализа рентабельности ПФ можно рассчитать по аналогичной методике и другие частные коэффициенты: отдельно рентабельность ОФ, рентабельность оборотных средств, показатель прибыли в расчете на 1 кв.м. торговой площади складского помещения.
Расходы на оплату работников занимают большой удельный вес в общей сумме текущих издержек обращения. Поэтому для торгового предприятия становится важным определение эффективности использования привлеченных трудовых ресурсов. Показатель рентабельности трудовых ресурсов характеризуется двумя частными показателями: прибылью в расчете на одного торгового (торгово-оперативного) работника, прибылью к среднегодовой (среднедневной) численности и в расчете на 1 руб. затрат, связанных с их содержанием (фонд оплаты труда, включая затраты на подготовку кадров и охрану труда работников).
4. Показатель рентабельности капитала становится одним из важнейших коэффициентов, характеризующих эффективность основных элементов ресурсов торгового предприятия. Его иногда называют коэффициентом прибыли на активы. Он отвечает на вопрос, насколько хорошо работает предприятие, какую прибыль приносят вкладываемые в бизнес фонды.
Окупаемость инвестиций (инвестиционные активы) складываются из наличных денег, оборудования, запасов и измеряется с помощью ряда показателей:
♦ Рентабельность всего (совокупного капитала) Rк:
,
где ССИ – среднегодовая сумма имущества КПП,
♦ Рентабельность всех инвестиций:
,
где ЧП – чистая прибыль,
ВП – выплаченные проценты по займам и кредитам.
СК – собственный капитал.
ДО – долгосрочные обязательства.
♦ Рентабельность функционирующего (реально участвующего в формировании прибыли) капитала Rфк:
,
где ПР – прибыль от реализации,
ССК – среднегодовая стоимость капитала (минус инвестиции плюс незавершенное строительство).
♦ Рентабельность собственного капитала Rск:
,
где СССК – среднегодовая стоимость собственного капитала.
4. Эффективность прибыли (Эп) – показатель, позволяющий оценить долю чистой прибыли в ВД, т.е. эффективность использования имеющихся ресурсов, применяемой практики, тактики и стратегии ведения бизнеса для достижения выбранной цели:
.
Для оценки уровня рентабельности могут служить и другие показатели, но применяемая в отечественной практике методика исчисления прибыли отличается от зарубежной, учет и отчетность не позволяют использовать их для аналитических целей.