Библиографический список. Долан, Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Э
Долан, Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Э. Дж. Долан, Дж. Е. Линдсей. СПб., 1992. Гл. 6.
Ильяшенко, В. В. Микроэкономика / В. В. Ильяшенко. Екатеринбург, 2004. Гл. 5.
Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М., 2003. Т. 1. Гл. 22.
Пиндайк, Р. Микроэкономика: в 2 т. / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. М., 1992. Т. 2.
Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 2001. Гл. 8.
Глава 9
Фирма
в условиях совершенной конкуренции
Фирма – основной институт рыночной экономики, выполняющий двоякую роль. С одной стороны, она является экономическим агентом при производстве и реализации товаров и услуг. Для этого она выходит на рынок в качестве покупателя труда, капитала и природных ресурсов. Эти ограниченные ресурсы преобразовываются в готовую продукцию, продаваемую затем на рынке. Поэтому в своей деятельности фирмы обязаны учитывать внешние по отношению к ним рыночные условия, причем последние находятся за пределами их контроля или влияния. С другой стороны, фирма – инструмент выработки и координации решений владельцев производственных ресурсов, которые касаются видов производимой продукции, использования ресурсов и их комбинаций, организационной структуры – всего того, что позволяет ей достигнуть поставленных целей. Решения фирмы лежат в пределах ее компетенции. Отсюда грамотные и своевременные действия, способные повлиять на состояния рынка и изменить уже сложившееся соотношение сил в ее пользу.
Следует напомнить, что слово «фирма» (от лат. firma – подпись) – синоним определенного имени или наименования, под которым выступает индивидуальный или коллективный предприниматель.
9.1. Модель рынка совершенной конкуренции.
Доходы и прибыль фирмы
В рыночной экономике фирмы как субъекты предпринимательской деятельности обладают экономической самостоятельностью и действуют обособленно. Но эта обособленность не означает независимости фирм друг от друга, так как они соперничают на рынках ресурсов и готовой продукции, т.е. являются конкурентами. Конкуренция (от лат. concurrentia – сталкиваться, сходиться) – борьба между производителями за предпочтение потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка.
Развитие конкуренции – исторический процесс, происходящий одновременно с развитием товарно-денежных отношений. Так, для экономической эпохи, исследованной К. Марксом, характерна конкуренция многочисленных небольших по размерам предприятий.
Основным инструментом ее была цена, изменение которой приводило к улучшению или ухудшению положения фирм. Со второй половины XIX века картина начинает существенно меняться: крупные предприятия в новых отраслях (металлургия, транспорт, машиностроение) постепенно захватывают все большую долю товарных рынков, диктуя свои условия «игры». Появляется иной инструмент борьбы – монопольная власть. На современных рынках достаточно распространенными являются такие рычаги конкуренции, как технические характеристики, качество и дизайн товаров, условия обслуживания, реклама и пр.
Существовала конкуренция и при административно-командной системе. Но выступала она не в виде соперничества за рынки и прибыли, а в своеобразной форме «выбивания» фондов, лимитов, государственных капвложений, снижения директивных показателей.
В современной экономической науке выделяют четыре модели рынка, каждой из которых соответствует свой тип конкуренции: совершенная (чистая), монополистическая, олигополия и монополия. Последние три типа объединяются под общим названием «несовершенная конкуренция». Степень конкурентности рынка определяется способностью фирм воздействовать на него, прежде всего изменяя цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным является рынок.
Модель рынка совершенной конкуренции характеризуется следующими признаками.
1. Множество мелких фирм-производителей. Ни одна из таких фирм не занимает лидирующего положения на рынке. Доля их на рынке настолько мала, что любое решение об увеличении или уменьшении объемов производства не отражается на рыночном предложении.
2. Однородность (стандартность) производимой продукции. Различия в товарах отсутствуют, они обладают абсолютной заменяемостью. Покупатели не высказывают никаких предпочтений; им безразлично, у кого покупать товары.
3. Отсутствие ограничений на вступление фирмы в отрасль и выход из нее. Новые фирмы могут свободно входить в рынок, а существующие – свободно его покидать. Для этого нет законодательных, технологических и финансовых препятствий. Ресурсы мобильны и легко перемещаются из одного вида деятельности в другой в ответ на изменение спроса на них.
4. Равный и свободный доступ всех участников к информации о состоянии рынка, о ценах ресурсов и товаров, издержках и доходах, используемых технологиях. Все решения принимаются в условиях полной определенности.
Перечисленные требования настолько строги, что им едва ли может отвечать реальный рынок. Некоторые из них (рынки сырья, сельхозпродукции, свободно обращающихся ценных бумаг) удовлетворяют первым трем условиям, но ни одну участнику не обеспечивается полное владение информацией и знаниями. Следовательно, совершенная конкуренция в чистом виде – это скорее абстрактная модель, к которой в большей или меньшей степени могут приближаться реальные рынки. Однако изучение ее имеет важное аналитическое и практическое значение, поскольку позволяет:
понять логику поведения фирмы, начиная с изучения рыночной ситуации, принятия и реализации деловых решений и заканчивая оценкой эффективности деятельности в кратко- и долгосрочном периодах;
обосновать выбор вариантов поведения, обеспечивающих приспособляемость фирм к изменяющимся рыночным условиям, прежде всего к ценам;
объяснить природу межотраслевого перелива капитала, лежащего в основе структурных сдвигов в экономике.
Известно, что ситуация на рынке совершенной конкуренции описывается известными понятиями: спрос, предложение и цена. Однако в зависимости от уровня анализа (фирма или отрасль) эти понятия существенно различаются.
Спрос на продукцию отрасли (рис. 9.1а) описывается классическим законом, в соответствии с которым рост объемов покупок достигается снижением рыночных цен. При этом отдельные покупатели и продавцы не могут повлиять на рыночную цену. Каждая покупка, совершаемая покупателем, настолько мала по сравнению с величиной рыночного спроса, что решение одного покупателя не окажет заметного влияния на цену товара. Цены на рынке изменяются только тогда, когда покупатели действуют согласованно. Поэтому спрос на продукцию отрасли в условиях совершенной конкуренции изображается нисходящей кривой.
По-иному описывается спрос на продукцию конкурентной фирмы. Как уже отмечалось, такая фирма действует в условиях ограничений (однородность продукции, многочисленность и малые размеры предприятий). Доля производимого ею продукта в общем объеме ничтожно мала, и любые попытки изменить объем продаж или цену окажутся не замеченными рынком. Поэтому фирма вынуждена принимать цену, установленную рынком как заданную величину. Это означает, что ни одна фирма не может продать свою продукцию по цене, превышающей Р0, так как покупатели начнут приобретать товар у продавцов, чьи цены ниже. Продавать товар по цене ниже Р0 невыгодно самой фирме. Следовательно, все фирмы продают товар по единой рыночной цене, а кривая спроса на продукцию фирмы изображается горизонтальной линией (рис. 9.1б). Как известно, такое расположение кривой характерно для абсолютно эластичного спроса, при котором бесконечно малое снижение цены может привести к бесконечно большому наращиванию объема продаж. И напротив, самое малое повышение цены ведет к прекращению продаж. Сколько бы продукции ни выпустила фирма (сто или миллион единиц), рынок примет ее по единой цене.
а) отрасль | б) фирма |
Рис. 9.1. Спрос на продукцию в зависимости от уровня анализа
Деятельность фирмы имеет смысл лишь в том случае, если приводит к определенным результатам. Важнейшими из них являются доход и прибыль. В экономической науке под доходом понимают выручку от реализации продукции и характеризуют ее тремя показателями.
Общий, или валовой, доход ТR – денежная сумма, поступающая от продажи всего объема продукции. Рассчитывается как произведение цены на количество единиц:
Средний доход АR – выручка, полученная от продажи единицы продукции:
Предельный доход МR – добавочный доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции, т.е. приращение дохода в результате реализации каждой последующей единицы продукции.
В условиях совершенной конкуренции общий доход изменяется пропорционально изменению выпуска продукции и изображается прямой, исходящей из начала координат. Средний доход при любом объеме продаж равен цене товара. Предельный доход также равен цене, поскольку каждая дополнительно проданная по рыночной цене единица продукции приносит владельцу одинаковый прирост. Поэтому кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы – это одновременно график ее среднего и предельного дохода (рис. 9.2).
Рис. 9.2. Доходы фирмы
Поведение экономических субъектов, их реакцию на изменение рыночных условий объясняют исходя из целей фирмы. Они разнообразны и вытекают из целей предпринимательской деятельности: рост личного благосостояния владельцев и работников, расширение объемов производства и завоевание новых рынков. Но доминирующей является получение прибыли. Такое положение объективно, поскольку прибыль служит не только критерием деятельности любой фирмы, но и основным средством успешного достижения альтернативных целей.
Анализ экономического поведения фирмы предполагает исследование не бухгалтерской, а экономической прибыли, различия между которыми были рассмотрены ранее.
9.2. Деятельность конкурентной фирмы
в краткосрочном периоде. Варианты поведения фирмы
Поскольку прибыль исчисляется как разность между доходами и издержками, возникает необходимость сопоставления этих величин при разных объемах выпуска, на которые способна фирма. Существуют два подхода к определению объема производства для получения фирмой максимальной прибыли. Первый основывается на сравнении общего дохода и общих издержек, второй – на сравнении предельного дохода и предельных издержек.
Рассмотрим зависимость «доход – прибыль», сравнивая общие показатели (табл. 9.1).
Таблица 9.1
Краткосрочные доходы и издержки фирмы
Выпуск продукции, ед. Q | Общий доход, р. ТR = Р ´ Q | Общие издержки, р. ТС | Экономическая прибыль p | Предельные издержки, р. МС | Предельный доход, р. МR |
– | –50 –60 –48 –28 | – | – |
Заметим, что доход фирмы растет пропорционально объему выпуска продукции, так как цена является величиной постоянной (40 р.). Для малых объемов производства (до 4 ед.) прибыль имеет отрицательное значение (от –50 до –28), поскольку доход недостаточен для возмещения постоянных и переменных издержек. С увеличением выпуска прибыль становится положительной и растет до тех пор, пока объем производства не достигнет 8 ед., после чего начинает падать, отражая опережающий рост общих издержек.
Графически динамика общего дохода и издержек фирмы представлена на рис. 9.3.
Общий доход фирмы изображен в виде прямой ТR, выходящей из начала координат. Кривая общих издержек ТС также является восходящей. На графике выделяются три участка: первый и третий, на которых кривая общих издержек расположена над линией общего дохода; они соответствуют объемам производства, приносящим убыток. Причем на первом участке убытки обусловлены слишком малым объемом производства, тогда как на третьем – чрезмерно большим.
Рис. 9.3. Общие доходы и издержки фирмы
На втором участке (при объеме производства от 5 до 12 ед.) общий доход превышает общие издержки, поэтому фирма получает прибыль. Из табл. 9.1 видно, что наибольшего значения (55 ед.) прибыль достигает при единственном значении выработки – 8 ед. Точки пересечения ТR и ТС называют точками безубыточности. В них фирма не несет убытков, но и не получает прибыли. При этом прохождение через первую точку безубыточности является для фирмы желательным, поскольку дальнейшее увеличение выпуска ведет к положительному финансовому результату. Приближение же ко второй точке безубыточности сигнализирует об уменьшении прибылей, а при продолжении роста объемов производства – о нарастающих убытках. Таким образом, можно сформулировать первое правило максимизации прибыли: фирма всегда максимизирует прибыль при таком объеме производства, при котором ТR превышает ТС на максимальную величину (на рис. 9.3 расстояние по вертикали между ТR и ТС при этом объеме наибольшее).
Определение объема производства, максимизирующего прибыль, можно описать и с помощью предельных показателей, сравнивая предельный доход и предельные издержки. Если доход от продажи каждой последующей единицы продукции больше, чем дополнительные затраты на ее выпуск (МR > МС), то в краткосрочном периоде целесообразно наращивать объем производства. Как видно из табл. 9.1, при увеличении выпуска до 7 ед. предельный доход превышает предельные издержки. При объеме 8 ед. эти показатели совпадают. С последующим наращиванием выпуска предельные издержки окажутся выше предельного дохода, и общая величина прибыли начнет уменьшаться. Для всех фирм независимо от размера и отраслевой принадлежности в условиях совершенной конкуренции действует второе правило: фирма получает максимальную прибыль при таком уровне производства, когда ее предельные издержки равны предельным доходам.
Состояние, при котором фирма достигает уровня производства, максимизирующего прибыль, называется равновесием фирмы. Хотя фирма выигрывает от выпуска каждой дополнительной единицы, если действует неравенство МR > МС, в краткосрочном периоде равновесие достигается именно при МС = МR. Положение равновесия фирмы в краткосрочном периоде показано на рис. 9.4.
Рис. 9.4. Краткосрочное равновесие фирмы
Максимум прибыли достигается при объеме производства Q0 = 8, т.е. в точке пересечения графиков МR и МС. До достижения этого уровня фирма может увеличивать прибыли за счет роста объема продаж. В случае превышения уровня Q0 фирма будет терять прибыли, следовательно, для получения ее максимального значения необходимо вернуться к объему производства 8 ед.
Правила максимизации прибыли позволяют определить объем производства, к которому следует стремиться фирме для получения наибольшей прибыли в краткосрочном периоде. Такого же результата можно добиться и опытным путем, выбирая из различных соотношений доходов и издержек оптимальное, т.е. обеспечивающее наилучший финансовый результат.
Тем не менее в условиях совершенной конкуренции фирмам не всегда удается зарабатывать прибыль. Рыночная цена может опуститься; фирма не обеспечит полное возмещение всех издержек, следовательно, понесет убытки. В этом случае необходимо принять решение: продолжать убыточное производство или приостановить его? На первый взгляд, второй вариант – прекращение выпуска – представляется более предпочтительным. Но следует помнить, что часть издержек в краткосрочном периоде является постоянной (аренда, страховка), и фирма все равно вынуждена их оплачивать, даже если остановит производство. Следовательно, необходимо оценить ожидаемые выгоды и потери. При прекращении производства фирма не получит доходов, но понесет расходы в виде постоянных издержек. При продолжении деятельности к постоянным издержкам добавятся переменные, но фирма будет иметь и поступления от реализации продукции.
Выбор варианта поведения (продолжать или прекращать производство) зависит от величины совокупной прибыли (убытков), которая определяется как прибыль (убытки) от продажи всех единиц продукции, произведенных при оптимальном объеме производства. Размер совокупной прибыли определяется соотношением между ценой и средними издержками, в зависимости от которого рассматривают три типичные ситуации равновесия фирмы в краткосрочном периоде.
1. Фирма получает прибыль (рис. 9.5). Если рыночная цена выше средних общих издержек (Р0 > АТС), то равновесная фирма полностью покрывает общие издержки и получает сверхприбыль, т.е. экономическую прибыль, превышающую нормальную.
Рис. 9.5. Максимизация прибыли
Отрезок ВС характеризует прибыль на единицу продукции в точке равновесия: ВС = Р0 – АТС. Но фирма максимизирует не прибыль на единицу продукции, а совокупную прибыль от всего производства: p = ВС ´ Q (она изображается площадью заштрихованного прямоугольника).
При понижении цены до уровня Р1 фирма в состоянии покрыть лишь свои минимальные средние валовые издержки и не получает экономической прибыли (P1 = ATC). Но это не значит, что прибыль отсутствует вообще. Фирма зарабатывает нормальную прибыль, которая включается, как уже отмечалось, во внутренние издержки.
2. Фирма минимизирует убытки (рис 9.6а). Выручка от реализации не позволяет фирме возместить издержки полностью, и она несет убытки. При этом рыночная цена опускается ниже средних общих издержек, но удерживается на уровне, превышающем средние переменные издержки (min ATC > Р > min AVC). Это позволяет покрыть хотя бы часть постоянных издержек. В такой ситуации целесообразно продолжать производство и минимизировать убытки.
а) минимизация убытков
б) прекращение производства
Рис. 9.6. Поведение фирмы в краткосрочном периоде
Правило MC = MR позволяет определить не только объем производства, максимизирующий прибыль, но и объем производства, минимизирующий убытки в краткосрочном периоде. Фирма несет наименьшие убытки в краткосрочном периоде, если MC = MR, и при условии, что рыночная цена покрывает AVC. На рис. 9.6а отрезок ВС характеризует средние постоянные издержки AFC при оптимальном объеме производства, а совокупные убытки определяются как (АТС – Р) ´ Q1 и изображаются в виде площади заштрихованного прямоугольника. Следовательно, при продолжении производства фирма, хотя и несет потери, но возмещает все переменные и часть постоянных издержек. При остановке производства она будет вынуждена покрывать все постоянные издержки, совокупная величина которых изображается в виде площади прямоугольника АВСD. Оплачивать часть AFC лучше, чем совсем не оплачивать AFC. Поэтому имеет смысл продолжать производство в надежде на повышение цены или предпринимать меры по сокращению общих издержек.
3. Фирма ликвидируется (рис. 9.6б). Падение рыночной цены ниже минимального уровня средних переменных издержек (Р < min AVC) позволяет окупить лишь их часть. Каждая дополнительно выпущенная единица добавляет к убыткам, полученным от постоянных издержек, еще не покрытую часть переменных издержек. На рис. 9.6б совокупные убытки изображаются площадью прямоугольника АВDР, которая определяется как (АТС – Р) ´ Q1. Общие постоянные издержки, не возмещаемые фирмой в случае остановки производства, определяются площадью прямоугольника АВCF. К этим потерям при непрекращении производства добавляются убытки, которые несет фирма из-за неокупаемости переменных затрат. Причем с ростом выпуска последние увеличиваются. Чистые убытки вследствие продолжения производства иллюстрируются площадью прямоугольника FCDР. Другими словами, совокупный убыток, понесенный фирмой при продолжении производства, будет больше тех невозмещенных постоянных издержек, которые потеряет фирма при прекращении производства.
Остановка производства не обязательно заканчивается ликвидацией предприятия. Она может быть временной «передышкой», позволяющей дождаться повышения цены, сэкономить на переменных затратах (заработной плате, покупке сырья), реализовать избыток готовой продукции и взыскать средства с должников. Если же ситуация не улучшается, фирма вынуждена прекратить свое существование.
9.3. Конкурентное предложение фирмы
и отрасли в краткосрочном периоде
Описанные выше варианты поведения фирмы на совершенно конкурентном рынке в краткосрочном периоде лежат в основе управления прибылью. Фирма может принимать самостоятельные решения, касающиеся ее деятельности, но при этом обязательно должна ориентироваться на заданный рынком уровень цен. Поэтому при составлении бизнес-плана обычно учитывается несколько предполагаемых значений цены, в зависимости от которых вырабатывается система производственно-финансовых мероприятий.
Поскольку изменчивость рыночных цен лежит в основе выбора варианта поведения фирмы, важно рассмотреть, какой объем производства фирма сочтет оптимальным в конкретных условиях. Предположим, ожидается снижение цен, и фирма должна отреагировать на это снижение изменением объема выпуска.
Рис. 9.7. Кривая предложения фирмы
Пусть цена продукции последовательно снижается с уровня Р5 до уровня Р1. При наивысшем значении цены Р5 фирма имеет благоприятное положение, поскольку получает экономическую прибыль при объеме производства Q5 ед. В случае падения цены до значения Р4, равного min AТC, оптимальный объем производства уменьшается до уровня Q4, и фирма получает только нулевую экономическую прибыль, о чем свидетельствует кривая предложения фирмы (рис. 9.7).
Дальнейшее падение цены до уровня Р3 превращает фирму в убыточную, но поддерживающую выпуск на уровне Q3 и не стремящуюся свернуть производство. Ее целью становится минимизация убытка, выживание в течение краткосрочного периода. При цене Р2, равной min AVC, фирма будет нести минимальный убыток в размере постоянных издержек как при объеме производства Q2, так и в случае прекращения производства. При более низкой цене (например Р1) выпуск продукции должен быть приостановлен.
Описание поведения фирмы при разных уровнях цен позволяет вывести прямую зависимость между количеством единиц продукции, выпускаемой при возможных значениях цены на нее. Как известно, такая зависимость характеризует кривую предложения. При этом следует отметить, что для фирмы интересен лишь объем производства, при котором достигаются ее цели (максимизация прибыли или минимизация убытков). Такой объем присущ только состоянию равновесия при МС = МR. Поэтому точки, характеризующие соотношения между оптимальными объемами производства и рыночными ценами, будут располагаться на кривой предельных издержек. Следовательно, для фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции, кривая предложения будет совпадать с кривой предельных издержек.
Однако напомним, что фирма осуществляет производство только тогда, когда рыночная цена превышает ее средние переменные издержки (Р > AVC). В противном случае ей приходится останавливать выпуск продукции. Поэтому кривой предложения соответствует тот отрезок на кривой предельных издержек, на котором МС > AVC (при Р < AVC производство прекращается, и объем падает до нуля). На рис. 9.7 кривая предложения представлена отрезком МС, расположенным выше точки 2 при цене Р2 = min AVC.
Зная предложение фирмы, можно определить предложение всей отрасли (совокупности предприятий, производящих однородную продукцию) и выяснить механизм влияния решений отдельных производителей на рыночную цену. Если на рынке действует множество фирм, то совокупный объем предложения отрасли при каждом данном уровне цены будет равен сумме их объемов предложений. И хотя каждая фирма поставляет лишь незначительную часть от общего объема предложения, одновременное увеличение или уменьшением выпуска может существенно изменить равновесную цену. Поэтому необходимо подчеркнуть, что, с одной стороны, рыночная цена является для каждой фирмы заданной извне величиной, а с другой – эта цена есть результат решений о предложении всех фирм, взятых как единое целое.
9.4. Рынок совершенной конкуренции
в долгосрочном периоде
Долгосрочный период позволяет фирмам вносить определенные изменения, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде, и, прежде всего, снимать ограничения, связанные с постоянными ресурсами. Напомним, что все ресурсы в долгосрочном периоде являются переменными, так как фирма становится более свободной в выборе вариантов поведения. Она располагает достаточным временем, что позволяет внедрять новые технологии или строить новые заводы, модифицировать продукцию или вообще уходить из отрасли. Поэтому при смене временных ориентиров необходимо рассмотреть, какие изменения происходят на рынке совершенной конкуренции и как предприятия приспосабливаются к изменяющимся условиям.
Предположим, что все долговременные преобразования уже произошли и на рынке установилось состояние долговременного равновесия. Оно характеризуется двумя признаками:
действует критерий краткосрочного равновесия (МС = МR = = P), т.е. фирмы производят оптимальный объем продукции;
фирмы получают нормальную прибыль (находятся «в покое»), у них отсутствует стремление вступить в отрасль или покинуть ее.
Однако равновесие – это трудно достижимое и временное состояние, так как инициативные действия фирм, стремящихся к получению прибыли сверх нормального уровня, постоянно нарушают сбалансированность рынка. Активное же поведение потребителей обусловливает высокую подвижность структуры и динамики спроса, в свою очередь, усложняя достижение этого равновесия.
Тем не менее допустим, что в конкурентной отрасли сложилось равновесие (рис. 9.8а), характеризуемое ценой Р0 и объемом Q0. Фирма в долгосрочном периоде получает нормальную прибыль (рис. 9.8б), так как при объеме Q0 соблюдается равенство МС = Р0 = АТС.
а | б |
Рис. 9.8. Долгосрочное равновесие отрасли (а) и фирмы (б)
Впоследствии изменение покупательских вкусов приведет к увеличению спроса на товар (сдвиг кривой спроса вправо из положения D0 в положение D1) и возникновению нового равновесия (точка Е1) при параметрах Q1 и Р1. Производители в условиях выросших цен начинают получать не только нормальную, но и экономическую прибыль (Р1 > АТС), которая становится стимулом для притока капитала из других отраслей и наращивания объемов предложения в действующих фирмах. В зависимости от размеров экономических прибылей, зарабатываемых действующими предприятиями, а также времени на освоение производства новыми фирмами процесс вхождения новых фирм может быть медленным или быстрым.
В результате притока в отрасль новых фирм сформируется новое отраслевое предложение S1, и равновесная цена понизится до уровня Р2, при которой фирма по-прежнему будет получать экономическую прибыль при объеме Q2, хотя и в меньшем размере (см. рис. 9.8). Следует отметить, что в долгосрочном периоде при расчете прибыли рыночную цену сравнивают не с краткосрочными издержками фирмы, а с долгосрочными издержками отрасли (эта категория рассматривалась ранее). Через некоторое время продолжающееся увеличение предложения приведет к уменьшению цены до уровня долгосрочных средних издержек, т.е. экономическая прибыль исчезнет, и фирмы получат нормальную прибыль. Состояние равновесия наступит при уже большем объеме производства.
Противоположная ситуация возникает в случае, когда убытки вынуждают фирму оставить отрасль. Предприниматель не может долгое время нести потери, и ему приходится либо свертывать бизнес, либо проводить мероприятия по снижению издержек. Отток фирм приведет к сокращению предложения отрасли (кривая переместится влево) и повышению равновесной цены. Выход предприятий будет продолжаться до тех пор, пока долгосрочные издержки не уравняются с рыночной ценой и у оставшихся в отрасли фирм не появится нормальная прибыль.
Процесс приближения предприятий к идеальному состоянию долгосрочного равновесия происходит непрерывно под действием жесткого механизма совершенной конкуренции. Если в краткосрочном периоде фирма достаточно свободна в установлении оптимального объема производства, так как может управлять своими издержками, то в долгосрочном периоде она ориентируется на уровень долгосрочных отраслевых издержек. Это означает ужесточение ограничений, поскольку кроме рыночной цены фирма вынуждена учитывать еще и отраслевые издержки. Если они меньше рыночной цены, предприятие будет получать сверхприбыль, но этой прибылью придется делиться с фирмами-новичками. Если же цена упадет ниже долгосрочных издержек, то фирма самостоятельно понесет бремя потерь.
Таким образом, механизм рыночной конкуренции диктует правила поведения фирм, нацеливая их на получение максимальной прибыли. При этом эффективность отдельной фирмы не должна быть ниже эффективности среднеотраслевой фирмы, иначе убытки приведут к потере или обесценению капитала, заставив ее выйти из отрасли. Поскольку единственным конкурентным преимуществом на таком рынке являются более низкие издержки, а лучшие конкурентные позиции занимают самые экономичные производители отрасли, то фирмы вынуждены эффективно использовать общественные ресурсы. Кроме того, совершенная конкуренция служит средством защиты потребителей и общества в целом от произвола производителей, стремящихся к максимизации прибыли, так как потребители приобретают товар по ценам не более высоким, чем требуется для возмещения производственных расходов.
Основные понятия
Конкуренция, спрос на продукцию фирмы и отрасли, общий, средний и предельный доход, совокупная прибыль, правила максимизации прибыли, минимизация убытков, кривая предложения фирмы и отрасли, долгосрочное равновесие фирмы.