Таможенное регулирование внешнеторговых цен
В современных условиях формами государственного регулирования и контроля внешнеторговой деятельности фирм является неценовое регулирование,[42] оказывающее косвенное влияние на цены, и ценовое регулирование, разновидностью которого является таможенная политика. К мерам ценового регулирования относятся дифференциация таможенных пошлин, НДС, акцизов, сборов за таможенное оформление, выдачу лицензий, хранение товаров, таможенное сопровождение и др., а также предоставление субсидий или налоговых льгот участникам внешнеторговых операций. Ценовое регулирование непосредственно сказывается на уровне внешнеторговых цен.
Таможенная пошлина— это государственный денежный сбор (налог), взимаемый таможенным учреждением с провозимых через границу страны товаров. В зависимости от направления движения таможенные пошлины классифицируются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. В развитых странах основными являются импортные таможенные пошлины.
В России в настоящее время используются как импортные, так и экспортные таможенные пошлины, позволяющие пополнять доходы государственного бюджета, поддерживать национального производителя и повышать конкурентоспособность отечественных фирм на мировом рынке. Манипулирование размерами таможенных пошлин позволяет регулировать объем импорта и его структуру.
Размер ставок таможенных пошлин указывается в таможенном тарифе — документе, содержащем систематизированный свод товаров, облагаемых таможенными пошлинами. Ставки таможенных пошлин дифференцируются не только по товарам, но и по странам, с которыми ведется торговля. Базовыми считаются ставки, которые применяются в торговле со странами, пользующимися режимом наибольшего благоприятствования. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются. Для товаров из развивающихся стран базовые ставки уменьшаются, а из некоторых стран товары вообще ввозятся беспошлинно.
Для оперативного регулирования внешнеторговой деятельностью могут использоваться сезонные таможенные пошлины, вводимые на срок не более 6 месяцев. В особых случаях при импорте продукции используются специальные антидемпинговые пошлины, предназначенные для защиты национальных производителей.
По методам взимания различают три вида пошлин:
· адвалорные, исчисляемые в форме процента от таможенной стоимости товара, обычно используемые в отношении дифференцированных видов продукции, например машин и оборудования. С увеличением технически сложных изделий во внешней торговле их использование увеличивается;
· специфические, определяемые в твердом размере за единицу облагаемых товаров. Используются по сырьевым товарам стандартного качества, реализуемым в больших объемах;
· комбинированные, сочетающие оба вида ставок для одного товара.
Основой для исчисления таможенных платежей служит таможенная стоимость, представляющая уровень оценки продукции при поступлении ее на таможенную границу страны. Таможенная стоимость исчисляется декларантом (импортером или экспортером) и проверяется таможенными органами. Основным методом определения таможенной стоимости товара, импортируемого в Россию, является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами, предусматривающая включение в цену суммы фактически понесенных затрат по приобретению товара на момент пересечения им таможенной границы РФ. С помощью этого метода определяется таможенная стоимость большинства ввозимых товаров. Если основной метод не может быть использован, то применяют ряд других методов, в порядке их очередности[43].
Кроме таможенных пошлин и таможенных сборов инструментами государственного регулирования внешнеторговой деятельности и цен являются косвенные налоги, в частности налог на добавленную стоимость, акцизы и льготы по ним. В мировой практике принято, что косвенные налоги взимаются по месту потребления продукции, поэтому при экспорте в цены товаров косвенные налоги не включаются, что позволяет экспортерам устанавливать на мировом рынке более конкурентоспособные цены. При импорте, наоборот, в цены товаров включаются косвенные налоги, характерные для внутреннего национального рынка, что позволяет уравнять конкурентоспособность ввозимой и производимой в стране продукции[44].
Таким образом, нижняя границы экспортной цены определяется суммированием: затрат на производство экспортной продукции; минимально приемлемой для экспортера прибыли (в некоторых случаях экспортер может временно согласиться на ее отсутствие); расходов, связанных с доставкой товаров до пункта, оговорённого в контракте, а также таможенных платежей. При этом размер экспортных таможенных платежей минимален — это могут быть только таможенные сборы, например, сбор за таможенное оформление. Если экспортная таможенная пошлина взимается, то она обязательно включается в расчет нижней границы экспортной цены.
При импорте в число таможенных платежей наряду с импортной таможенной пошлиной и таможенными сборами включаются косвенные налоги: акциз (если товар подакцизный) и НДС. При этом к импортным товарам в настоящее время применяются те же ставки налогов, что и к товарам российского производства.
Сумма таможенных платежей определяется следующим образом:
;
где: Тп –таможенная пошлина;
Тс- таможенная стоимость;
СтТп – ставка таможенной пошлины в %.
По подакцизным товарам акциз начисляется на сумму таможенной пошлины и таможенной стоимости. В соответствии, НДС начисляется на сумму таможенной пошлины, таможенной стоимости и акциза.
Сумма таможенного сбора, например за таможенное оформление, определяется следующим образом:
;
где: Тсб –таможенный сбор;
Тс- таможенная стоимость;
СтТсб– ставка таможенного сбора в %.
Минимальная оптовая цена продажи импортируемой продукции, при которой импортер не получит прибыль, но покроет все свои затраты, рассчитывается по формуле:
Цр=Цк+Тп+А+Тсб+Свн+НДС;
где: Цр – цена расчетная;
Цк – цена контрактная, включая затраты, связанные с доставкой до таможенной границы РФ, пересчитанная в рубли по курсу ЦБ РФ;
Тп — сумма таможенной пошлины на единицу продукции;
А — сумма акциза на единицу продукции;
Тсб — сумма таможенных сборов на единицу продукции;
Свн — расходы по реализации внутри страны (расходы на транспортировку по территории РФ, на страхование, хранение и т.д.) на единицу продукции;
НДС — сумма налога на добавленную стоимость, рассчитываемая от уровня расчетной цены без НДС.
Тогда реальная оптовая цена продажи импортируемой продукции на национальном рынке, определяемая конъюнктурой этого рынка, будет рассчитываться по формуле:
Цр=Цк+Тп+А+Тсб+Свн+П+НДС;
где: П – прибыль импортера.
Таким образом, за счет таможенного регулирования, косвенных налогов, а также специальных форм поддержки, (субсидий экспортерам или импортерам), государство регулирует соотношение внешнеторговых и внутренних национальных цен. При импорте происходит увеличение цены за счет добавления к контрактной цене таможенных пошлин и косвенных налогов, а при экспорте – понижение, за счет льготного таможенного и налогового обложения или освобождения от него.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем отличие мировых цен от цен случайных и незначительных по объему внешнеторговых сделок?
2. Каковы особенности мировых цен?
3. В чем различие базисных, контрактных и реальных экспортных и импортных цен?
4. В чем различие свободных и регулируемых мировых цен? Кто является субъектами регулирования на мировом рынке?
5. Что подразумевается под базисным условиям поставки товара?
6. Объясните выделение 13 групп цен в сборнике «Инкотермс 2000».
7. Каковы методы формирования цены на экспортируемую продукцию?
8. Объясните, зачем необходимо рассчитывать поправки к мировой цене?
9. Какого рода поправки включаются для корректировки коммерческих условий поставки?
10. Каковы меры и цели ценового и неценового регулирования внешнеторговых сделок и цен?
11. Что служит налогооблагаемой базой для расчета таможенных пошлин, акциза и НДС?
Тест:
Цены мирового рынка базируются на: a) затратах ведущих стран экспортеров; b) на затратах национальных производителей; c) рассчитываются как среднее затрата ведущих стран экспортеров и затрат национальных производителей. | |
Цены мирового рынка по многим товарам оказываются: a) менее конкурентными, чем национальные; b) более конкурентными, чем национальные цены; c) конкуренция на мировом и национальных рынках одинакова. | |
При переходе от национальных цен к мировым (при экспорте) цены обычно: a) остаются без изменения; b) возрастают; c) снижаются. | |
Чем дифференцированнее продукция, тем: a) тем меньше расхождения цен реализуемой продукции; b) тем больше расхождения цен реализуемой продукции; c) тип товара не оказывает влияния на разброс мировых цен. | |
Цены, наиболее точно отражающие уровни и динамику мировых цен на период, предшествующий сделке, используемые для проведения анализа, предшествующего заключению контракта, включающего сбор и анализ информации о текущих ценах мирового рынка, называются: a) базисными внешнеторговыми ценам; b) контрактными внешнеторговыми ценами; c) реальными экспортными и импортными ценами. | |
Фактические продажные или покупные цены, полученные в результате исполнения контракта, являются: a) базисными внешнеторговыми ценам; b) контрактными внешнеторговыми ценами; c) реальными экспортными и импортными ценами. | |
Если на рынке отсутствует информация о ценах на товар, то для ценообразования на него следует применять: a) сравнительный метод; b) расчетный метод; c) можно и тот, и другой. | |
Чем меньше дополнительные расходы продавца: a) тем выше внешнеторговая цена; b) тем ниже внешнеторговая цена; c) дополнительные расходы во внешнеторговых сделках всегда несет покупатель. | |
Минимальные расходы и обязанности возлагаются на продавца при заключении контракта на условии: a) ЕХW; b) DDP; c) CIF; d) FAS. | |
5. Какая из перечисленных цен обязательно включает страховку при перевозке морем? a) ЕХW; b) DDP; c) CIF; d) FAS. | |
6. Стоимость фрахта судна не входит в цену, но входят расходы, связанные с погрузкой на борт судна: a) FОВ; b) ЕХW; c) DDP; d) CIF; e) CPT. | |
В качестве мировых цен на продукцию производственно-технического назначения (приборостроение, станки, оборудование) принимаются: а) цены каталогов торговых фирм; б) внутренние оптовые цены в странах с емким рынком; в) биржевые котировки на крупнейших биржах; г) цены основных фирм производителей. | |
По товарам, производство которых сконцентрировано в ряде мест, а потребление, напротив, повсеместно: a) цены тяготеют к местам нахождения покупателя; b) цены тяготеют к местам производства; c) данный фактор не оказывает влияние на тенденции в ценообразовании. | |
При нехватке иностранной валюты экспортер предпочтет: a) условия поставки группы С или D; b) условия поставки группы Е или F; c) данный фактор не оказывает влияние на тенденции в ценообразовании. | |
Какого типа и для кого служит цена возможной реализации на внутреннем рынке за вычетом из нее косвенных налогов, характерных для внутреннего рынка, приемлемого размера прибыли, накладных расходов по реализации продукции внутри страны и таможенных платежей. a) верхней границей цены по импортному контракту для импортера; b) верхней границей цены по экспортному контракту для экспортера; c) нижней границей цены по экспортному контракту для экспортера. | |
Пошлины, исчисляемые в форме процента от таможенной стоимости товара, называются: a) специфические; b) адвалорные; c) комбинированные. | |
Косвенные налоги включаются в цену: a) при экспорте товаров; b) при импорте товаров; c) как при экспорте, так и при импорте товаров. | |
При заключении экспортной сделки приведенная мировая цена обычно служит: a) базисной ценой для ведения переговоров; b) ценой фактической реализации продукции; c) базой для начисления таможенных платежей. | |
С какой целью используется поправка на дату конкурентного материала? a) чтобы исключить влияние на цену инфляционной составляющей; b) чтобы исключить влияние на цену кредитной составляющей; c) чтобы исключить влияние на цену изменения структуры затрат. | |
С какой целью используется поправка на условия платежа? a) чтобы исключить влияние на цену инфляционной составляющей; b) чтобы исключить влияние на цену кредитной составляющей; c) чтобы исключить влияние на цену валютной составляющей. | |
Выберите основные требования, которым должна удовлетворять цена международной сделки, чтобы ее можно было считать мировой ценой: a) обслуживать все сделки; b) обслуживать обычные крупномасштабные сделки; c) обслуживать специальные сделки; d) особых требований нет. | |
Процедура приведения мировых цен к единому базису используется: a) только при определении цен экспортных контрактов; b) только при выборе цен импортных контрактов; c) при работе с внешнеторговыми ценами. | |
Верно ли утверждение, что на уровень экспортной цены не влияют внутренние косвенные налоги, в частности НДС? a) да; b) нет. | |
Выберите верное на ваш взгляд утверждение. Мировая цена –это: a) любая цена международной сделки; b) цена обычной крупномасштабной регулярной международной сделки; c) цена международной сделки, совершенной в текущий период времени; d) цена международной сделки, заключенной в особых условиях. | |
С какой целью используется поправка на базисные условия поставки? a) чтобы исключить влияние на цену объема поставляемой продукции; b) чтобы исключить влияние на цену транспортных и сопутствующих расходов; c) чтобы исключить влияние на цену расходов на комиссионное вознаграждение. | |
Таможенная пошлина – это: a) государственный денежный сбор (налог), взимаемый таможенным учреждением; b) ценовое вознаграждение таможенного органа за его услуги. | |
Размер таможенных платежей минимален: a) при экспорте продукции; b) при импорте продукции. |
Задачи:
№1. Пусть, по условиям контракта доля некредитуемых платежей составляет 50%, в том числе 10% — аванс (предоплата) и 40% — платежи с аккредитива. На оставшуюся сумму контракта, т.е. на 50% его стоимости, покупателю предоставлен продавцом коммерческий кредит на 6 лет под 5% годовых. Аванс выплачен импортером менее чем за год до начала поставок. Платежи с аккредитива отнесены к моменту поставки, а выплаты по кредиту начинаются через год после поставки продукции. Ставка банковского процента равна 10%. Зная срок кредита (6 лет) рассчитайте коэффициент кредитного влияния и поправку на условия платежа.
№2. Показатели сделки по импорту на единицу продукции следующие: таможенная стоимость, переведенная по курсу Банка России, равна 1000 руб.; таможенная импортная пошлина составляет 20%; ставка акциза — 10%; НДС — 18%; расходы импортера по реализации внутри страны (без НДС) — 100 руб.; цена возможной реализации на внутреннем рынке импортера — 1500 руб.
Имеет ли смысл импортеру проводить сделку?
№3. Себестоимость единицы экспортируемой продукции равна 10 тыс. руб.; приемлемая для производителя рентабельность составляет 25%; товар на внутреннем рынке облагается НДС по ставке 18% и акцизом по ставке 10%; расходы экспортера, в расчете на одно изделие по доставке до таможни равны 500 руб.; расчетная величина таможенного сбора составляет 12,5 руб. на единицу; данный экспортируемый товар вывозной пошлиной не облагается. Возможная стоимость контракта за партию из 10 изделий 5 тыс. долл. США; курс равен 30 руб. за 1 долл. Имеет ли смысл экспортеру заключать сделку?
№4. Планируется поставка во Францию 50 российских комбайнов на условиях «с завода» (ЕХW); оплата 50% — наличными (при заключении сделки), 50% — в кредит на пять лет при 5%-ной стоимости кредита. Определите базисную экспортную цену на предполагаемую к поставке в текущем году российскую продукцию.
Для сравнения могут быть использованы прейскурантные цены на аналогичную продукцию крупнейших фирм, производящих и реализующих комбайны. Прейскуранты европейских фирм взяты за прошлый год, а прейскурант американской фирмы относится к текущему году. Цены в них указаны в евро (для английской и немецкой продукции) и в долларах (для американской продукции) при поставке единицы продукции на условиях, близких к FОВ с оплатой на момент поставки.
Сравнительные технико-экономические характеристики продукции и цены на нее приведены в таблице:
Таблица
Показатели | Страна, фирма-продавец, марка машины | |||
Россия, «Россельмаш», Д-1500 | Германия, «Клаас», 108-СЛ | Великобритания, «Мэсси-Фергюсон», МФ-38 | США, «Форд Нью Холланд», ТХ-36 | |
Мощность двигателя, л.с. | ||||
Размер барабана (ширина x диаметр), м2 | 1,184 | 0,727 | 1,008 | 0,936 |
Емкость бункера, т | 5,3 | 5,2 | 6,06 | 5,5 |
Цена | 91 290 | 92 260 |
При расчете базисной экспортной цены будет полезна следующая информация:
курс валют;
· по данной группе товаров средняя стоимость транспортировки от
завода-изготовителя до порта отгрузки составляет около 5% цены производителя товара;
· скидка за покупку товаров оптом по сельскохозяйственной технике
варьируется в пределах от 5% за 10 шт. до 15% за 100 шт. При поставке 50 шт. принимается скидка в размере 10%;
· индекс цен в Великобритании и Германии за истекший год вырос на
2,9%;
· при заключении контрактов по данному виду продукции обычно применяются скидки с прейскурантных цен в размере 25%;
· коэффициент торможения по сельскохозяйственной технике составляет 0,5;
· величина банковского процента за кредит составляет 11%;
· коэффициент кредитного влияния по условиям предоставления кредита, указанным в задаче, равен 0,721.
№5. Фирма заключила контракт на закупку товаров в количестве 1000 шт. общей стоимостью 19 000 долл. США на условиях, включающих стоимость транспортировки товаров лишь до границы страны-экспортера. Расходы по доставке до таможенной границы Российской Федерации оплачиваются импортером отдельно и составляют 1000 долл. на всю партию. Для пересчета таможенной стоимости в рубли примем, что 1 долл. равен 30 руб. Дополнительные накладные расходы импортера по реализации продукции на внутреннем рынке составляют 10 руб. на 1 ед. продукции.
1. Определите минимальную отпускную цену на импортируемую родукцию для внутреннего рынка, если импортная таможенная пошлина — 10%; ставка НДС — 18%; ставка акциза — 36 руб. на 1 ед. продукции; сбор за таможенное оформление — 0,1%.
2. Определите возможную прибыль импортера, если известно, что аналогичный товар продается на внутреннем рынке по свободной отпускной цене без НДС — 850 руб., а НДС взимается по ставке 18%.
3. Определите розничную цену на внутреннем рынке, если известно, что обычно розничная надбавка по аналогичной продукции составляет 25%.
4. Определите размер налоговых платежей, вносимых в бюджет таможней и импортером
№6. Продукция поставляется на экспорт. Какие типы цен можно сформировать, имея следующую информацию? Стоимость товара -100000; доставка в порт отправления - 1000; стоимость погрузо-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна - 2000; стоимость доставки на борт судна и складирование на судне -1000; фрахт до порта назначения- 8000; стоимость погрузо-разгрузочных работ в стране импортере - 3000; доставка на склад покупателя - 500; страхование груза – 1000.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бутакова М.М. Практикум по ценообразованию: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2006.
2. Баздникин А.С.Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2008.
3. Герасимов Б.И., Воронков О.В. Цены и ценообразование: учебное пособие – М:ФОРУМ, 2009.
4. Герасименко В.В. Ценообразование: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2007.
5. Герасименко В.В. Управление ценовой политикой компании. Бизнес в фокусе цены: российская практика. /Учебник. – М. : Эксмо, 2006.
6. Долженкова В.Г. Статистика цен. Учебное пособие. М.: Информационно-издательский дом «Фитиль», Рилант , 2000.
7. Желтякова И. А., Маховикова Г.А., Пузыня Н. Ю. Цены и ценообразование. СПб.: Питер, 2008.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.. 1993.
9. Липсиц И. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации): учебник. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Экономист, 2006.
10. Липсиц И.В. Ценообразование: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, 2008.
11. Лысова Н.А., Черняева Л.Ф. Управление ценами. 2-е изд. перераб. и допол. – М: КНОРУС, 2009.
12. Маховикова Г.А. Желтякова И.А. Пузыня М.Ю, Ценообразование: практикум – М: Эксмо, 2008.
13. Нэгл Томас Т., Холден Рид К. Стратегия и тактика ценообразования. руководство для принятия решений, приносящих прибыль. _ СПб: Питер, 2001.
14. Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник – М.: КНОРУС, 2007.
15. тарасов В.И. Ценообразование. Учебное пособие. 2 –е изд. стереотип – М.: Книжный дом, 2006.
16. Тарсевич В.М. Ценовая политика предприятия. – СПб: Питер, 2001.
17. Торвий Ральф Индексы потребительских цен. Методологическое руководство. М., 1999.
18. Тироль Жан Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: В 2-х т. Изд. 2-е испр. / Пер. с англ. Под редакцией В.М. Гальперина и Н.А. Зенкевича. СПб.: Экономическая школа, 2000.
19. Хэй Дональд, Моррис Дерик Теория организации промышленности: В 2-х т., Перевод с англ. Под. Ред. А.Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1999.
20. Цены и ценообразование. Учебник для вузов. 5-е изд. / под ред. В.Е. Есипова. СПб: Питер 2008.
21. Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Учебное пособие. Издание 2-е. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.
22. .Ценообразование: учебник/под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономист, 2005.
23. Ценообразование: учебное пособие / под ред. Г.А. Тактарова 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика. Инфра – М, 2008.
24. Шевчук Д.А. Ценообразование. Учебное пособие. М: ГроссМедиа: РОССБУХ, 2008.
[1] Ивашковская И.В. Управление стоимостью компании. // Корпоративные финансы: перспективы и реальность. Управление стоимостью компании. : сб. ст. участников Третьей междунар. конф. молодых ученых / под науч. ред. Т.В. Тепловой; Гос. ун – т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. С.6.
[2] Под капитализацией можно понимать способность актива увеличивать свою стоимость. Рыночная капитализация – это оценка капитализации рынком.
[3] Дополнительные издержки – это издержки, увеличивающиеся или снижающиеся при изменении цен и влияющие на относительную доходность разных ценовых решений. Переменные издержки (в зависимости от объема производства) всегда являются дополнительными, постоянные же не всегда являются дополнительными (реклама, расходы на дизайн товара, меню для ресторана при изменении цен).
[4]Удельная потребность в операционном капитале
[5] Расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые стороннимиорганизациями и индивидуальными предпринимателями; периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими изпатентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости; расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации; расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной
амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 НК РФ; расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые два дня нетрудоспособности; платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования, затраты на содержание законсервированных производственных мощностей, судебные расходы, затраты на аннулированные производственные заказы, потери от простоев.
[6] В процессе товародвижения торговая скидка и торговая надбавка выполняют одинаковые функции.
[7] Цена, включающая данные элементы называется брутто-ценой.
[8] Данную методику использовали в СССР с 30-х годов до реформы оптовых цен 1967 года. Норматив рентабельности составлял 3-4% для всех отраслей промышленности, утверждался правительством и являлся основой для разработки Госпланом СССР новых прейскурантов.
[9] Может применяться двухэлементный норматив. Первый элемент норматива определяется в процентах к стоимости использованных для производства материалов и призван обеспечить требующуюся рентабельность инвестиций в создание запасов этих материалов. Второй элемент норматива определяется по отношению к сумме затрат на заработную плату и накладных расходов и должен обеспечить необходимый уровень рентабельности инвестиций в физические активы.
[10] Норма рентабельности в данном случае определяется по отношению к сумме заработной платы и стоимости материалов, использованных для изготовления товара. Может применяться многоставочная система, в рамках которой величина нормативов определяется как сумма двух элементов: а) норматива по отношению к величине заработной платы; б) норматива по отношению к сумме стоимости материалов. Затем определенный таким образом норматив дифференцируется в зависимости от объема поставляемой партии товара.
[11] Часто в бизнес - кругах постоянные дополнительные издержки называют «издержками меню».
[12] Существует два варианта определения средневзвешенной стоимости капитала (WACC) в российской экономике:
1. самый грубый – брать в качестве стоимости собственного капитала доходность, которую можно получить по годовым депозитам юридических лиц в Сбербанке РФ, что предполагает признание почти тождественности уровня рисков при инвестировании в любой российский бизнес или любой российский банк;
2. более точный – брать в качестве стоимости собственного капитала средний уровень рентабельности всего капитала по той отрасли, в которой работает данная фирма. При этом такой показатель лучше получать не в Госкомстате, где он рассчитывается по всем предприятиям данной отрасли, а в Экспертном институте Российского союза промышленников и предпринимателей, где он рассчитывается при подготовке ежегодного справочника «1000 лучших предприятий в России», причем только по группе основных производителей данной отрасли, производящих суммарно не менее 60-80% всего объема реализации данной отрасли. То есть, инвестор, вкладывающий средства в фирму определенной отрасли, вправе рассчитывать, что его средства принесут доход, по крайней мере, не ниже средней рентабельности использования активов в данной отрасли, достигнутой основной массой ведущих производителей отрасли.
[13] Часто данная информация собирается и на основе проведения пробных продаж и опросов покупателей с помощью специальных методик.
[14] Веблен пришел к выводу, что после того как люди получают возможность удовлетворять свои основные материальные потребности, их поведение начинает определяться «законом демонстративного расточительства». Люди начинают покупать для того, чтобы продемонстрировать окружающим свое благосостояние и подчеркнуть достигнутый в жизни успех.
[15] Липсиц И.В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации): учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Экономистъ, 2006. –с. 215.
[16] Липсиц И. Ценообразование. Управление ценообразованием в организации. – М.: Экономист, 2006.
[17] Известны примеры экспериментов, которые охватывали до 120 магазинов и продолжались до трех месяцев, а стоимость этих экспериментов в условиях США достигала нескольких миллионов долларов.
[18] Р. Торвей. Индексы потребительских цен: Методологическое руководство — Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1993 г. — с. 15.
[19] От понятия «закупочные цены» следует отличать понятие «цены государственных закупок», по которым государственные органы ведут закупки различных видов продукции (а не только сельскохозяйственной) для формирования централизованных государственных фондов.
[20] В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 872 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» государственной регистрации подлежат цены на все лекарственные средства отечественного и импортного производства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемый постановлением Правительства Российской Федерации. Зарегистрированные предельные отпускные цены на лекарственные средства, включенные в перечень, заносятся Минздравом России в Государственный реестр цен на лекарственные средства. Цены на включенные в перечень лекарственные средства отечественного производства регистрируются в рублях на условиях франко-склад организации по производству лекарственных средств. Цены на включенные в Перечень импортные лекарственные средства регистрируются в иностранной валюте и в рублях по курсу Банка России на дату регистрации. Оприходование на складе импортных лекарственных средств, включенных в Перечень, производится по фактическим ценам приобретения (но не выше зарегистрированных цен в иностранной валюте) путем пересчета их по курсу Банка России на дату оприходования. Отпускные цены организаций оптовой торговли на лекарственные средства, включенные в Перечень, формируются путем сложения цены и оптовой надбавки к ней.
[21] В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. На основании этого положения Президент совместно с Правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства о ценообразовании. В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне — это Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономического развития и торговли и Федеральная служба по тарифам. На уровне субъектов Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по ценообразованию.
В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федераций. К продукции производственно-технического назначения, товарам народного потребления и услугам, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти относится продукция, обеспечивающая экономическую безопасность страны, производимая крупнейшими предприятиями-монополистами. По мере развития рынка перечень этой продукции уменьшается. Органами исполнительной власти субъектов федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) на продукцию, от производства которой зависит экономическая безопасность территории, бесперебойное функционирование основных систем, обеспечивающих основные условия жизни населения. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.
[22] Специализированные зарубежные журналы и бюллетени публикуют справочные мировые цены («American Machinist» в США по продукции металлообработки; «Metall Bulletin» в Великобритании по металлам; «European Chemical News» по химической продукции ). В России регулярно публикуется «Бюллетень иностранной коммерческой информации» (БИКИ).
[23] Аукцион – это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров, проводимые один или несколько раз в год при наличии в большинстве случаев одного продавца и многих покупателей. На аукционах продаются реальные товары со строго индивидуальными свойствами.
[24] Определяется автономно для каждого варианта в сопоставлении с вероятностью получения заказа конкурентами при таком уровне своей цены и потому сумма вероятностей не равна 1.
[25] Согласно ст.20 НК РФ взаимозависимость возникает в тех случаях, когда:
1. одна организация непосредственно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
2. одна организация косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%; доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой.
3. одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
4. лица состоят в соответствии с семенным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя или опекаемого.
[26] Согласно п.4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. В данном случае идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и стоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми. Цены данных товаров, не являющихся абсолютной копией оцениваемого товара, используются в качестве базы для расчета конкурентной цены.