Предприятие в условиях рыночной экономики: рыночная система хозяйствования – альтернатива командно-административной экономике. Основы рыночной экономики
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное учреждение
Среднего профессионального образования
«Уральский радиотехнический техникум им. А.С.Попова»
Материалы для подготовки
К итоговой государственной аттестации
Для студентов специальности «Менеджмент»
Дисциплины «Экономика организации (предприятия)»
(заочная форма обучения)
Введение
После освоения теоретического и практического курса обучения по своей специальности студенты-выпускники обеспечиваются всеми необходимыми материалами для прохождения итоговой государственной аттестации (итогового междисциплинарного экзамена).
Согласно Положения о прохождении итоговой государственной аттестации в радиотехникуме в состав итогового междисциплинарного экзамена (ИМЭ) входят вопросы следующих дисциплин:
1.Управление персоналом
2.Управленческая психология
3.Стратегический менеджмент
4.Менеджмент
5.Экономика организации (предприятия)
Сдаче ИМЭ предшествуют консультации по вышеуказанным дисциплинам.
Итоговый междисциплинарный экзамен состоит из двух этапов: оба этапа экзамена проводятся в один день; на подготовку и ответ отводится 60 минут.
При определении оценки за экзамен учитываются:
- уровень освоения материала, предусмотренного программой,
- уровень знаний и умений, позволяющий решать ситуационные (профессиональные) задачи
В данный сборник вошли материалы по дисциплинам «Экономика организации (предприятия)» и «Управленческая психология». Информация по другим трём дисциплинам, вынесенным на ИМЭ, размещена в методических пособиях, выданных студентам ранее.
Экономика организации»
Перечень экзаменационных вопросов к
Итоговому междисциплинарному экзамену
1. Предприятие в условиях рыночной экономики: рыночная система хозяйствования – альтернатива командно-административной экономике. Основы рыночной экономики.
2. Предприятие – важнейшее звено в решении основной экономической проблемы (понятие «предприятия», классификация предприятий, внешняя и внутренняя среда как фактор развития производства).
3. Хозяйствующий субъект и его производственные ресурсы: основной капитал(общие понятия, классификация, учет и оценка, амортизация и износ, показатели эффективного использования).
4. Хозяйствующий субъект и его производственные ресурсы: оборотный капитал(понятие состав и структура, показатели использования).
5. Хозяйствующий субъект и его производственные ресурсы: нематериальные активы (понятие, состав, виды оценок и амортизация).
6. Трудовые ресурсы предприятия: рынок труда и особенности его функционирования (занятость и безработица; персонал хозяйствующего субъекта и его классификация; планирование кадров и их подбор; рабочее время и его использование).
7. Нормирование труда: методы нормирования, показатели уровня производительности труда: выработка, трудоемкость.
8. Мотивация труда. Трансформация системы оплаты труда в современных условиях.
9. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная; тарифная и бестарифная; фонд оплаты труда.
10. Издержки производства и реализации: понятие и состав издержек производства и обращения, классификация затрат по признакам управления затратами предприятия, калькуляция себестоимости и ее значение.
11. Ценовая политика субъекта хозяйствования: цели и порядок ценообразования, методы формирования, виды цен, ценовая стратегия.
12.Натурально-вещественные и стоимостные результаты производства: понятие качества и конкурентоспособности продукции; показатели качества и сертификации продукции; понятия «продукт» и «услуга»; методы и единицы измерения продукции; маркетинговые исследования; программа выпуска и ее реализация; стоимостные показатели выпуска и оценка реализации продукции.
13. Прибыль и ее значение в экономике: источники, функции, виды, распределение и использование; управление прибылью. Рентабельность (показатель эффективности работы субъекта хозяйствования, виды рентабельности).
14. Планирование и прогнозирование деятельности хозяйствующих субъектов: основные принципы планирования, методологические основы планирования: стратегическое, оперативное, бизнес-планирование.
15. Бизнес-планирование: типы бизнес-планов, структура и содержание бизнес-плана.
Ответы
Предприятие в условиях рыночной экономики: рыночная система хозяйствования – альтернатива командно-административной экономике. Основы рыночной экономики.
В мире сложились две системы хозяйствования: командно-административная и рыночная. Ни одна из систем не существует в чистом виде. Каждая из них характеризуется определенными признаками, имеет свои особенности.
Командно-административная система хозяйствования (централизованно-плановая система) основывается на государственной форме собственности, которая является преобладающей. Она обусловливает государственный патернализм, т.е. отеческую заботу государства о принадлежащих ему предприятиях, организациях. Государственная собственность на средства производства предполагает всеобщий контроль государства. Государство определяет, что, сколько, кому и как производить, разрабатывает план, доводит до предприятий и организаций. План - закон, выполнить его - честь. Побудительным мотивом деятельности является выполнение плана. Основным оценочным показателем выполнения плана является стоимостная оценка установленного задания, что приводит к нарушению ассортимента, а следовательно, неудовлетворению спроса покупателей, отсюда дефицит отдельных товарных групп. Уравнительный принцип распределения проявляется в социальном иждивенчестве и социальной апатии. Хорошо работающие государственные предприятия, имеющие высокие финансовые результаты, лишаются их вследствие перераспределения доходов между государственными предприятиями, это приводит к социальной апатии, нежеланию работать лучше. Одновременно это обусловливает социальное иждивенчество со стороны тех государственных предприятий, которые работают недостаточно эффективно, но успешно решают свои проблемы за счет перераспределенной прибыли.
Рыночная система - это система свободного предпринимательства. Каждая экономическая система должна давать ответ на вопросы:
1) Сколько товаров и услуг нужно производить?
2) Что следует производить?
3) Как эту продукцию следует производить?
4) Кто должен получить эту продукцию?
5) Каким образом система адаптируется к изменениям?
В рыночной системе хозяйствования все эти вопросы решаются без принуждения и централизованного руководства.
Рыночная система хозяйствования является альтернативной командно-административной системе хозяйствования.
Рыночная система - это сложный механизм координации, действующий через систему цен и рынков, механизм связи, обеспечивающий объединение действий миллионов различных индивидов. Данная система - это не система хаоса и анархии. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям.
Субъекты хозяйствования в рыночной системе руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, следовательно, они производят лишь те товары, реализация которых может принести прибыль. Выбор товара для производства происходит через «голосование рублем». Потребители тратят свои деньги на те товары, которые они хотят и в состоянии купить. Если набирается достаточное количество таких «голосов», субъекты хозяйствования производят данный продукт. Они согласовывают свой выбор продукта (работ, услуг) для производства с выбором потребителей или несут кару в виде убытков и банкротства.
Ресурсы поставляются в те отрасли и тем предприятиям, на продукцию которых есть спрос. Рыночная система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не насыщен спрос на эти товары.
В рыночной экономике производство осуществляют те субъекты хозяйствования, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку она обеспечивает им наибольшую прибыль.
Любой рыночный продукт распределяется между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него существующую рыночную цену.
Рыночная система способна сигнализировать об изменениях потребительских вкусов и вызывать соответствующую реакцию со стороны субъектов хозяйствования и поставщиков ресурсов через ориентирующую функцию цены. Перераспределение ресурсов между отраслями идет через соответствующий индикатор - прибыль. При отсутствии рыночного механизма эти функции берет административное ведомство, действующее медленно и неповоротливо.
Рыночная система через конкуренцию стимулирует технический прогресс. Те субъекты хозяйствования, которые используют новые технологии, снижают издержки производства, получают дополнительную прибыль. Более того, конкурентная рыночная система создает обстановку, способствующую быстрому распространению новой технологии.
В рыночной экономике нет административного контроля за производством и потреблением. Функции контроля выполняет конкуренция. Весьма примечательным аспектом функционирования и корректировки операции конкурентной рыночной системы является то, что она создает тождество частных и общественных интересов.
Субъекты хозяйствования, добивающиеся увеличения собственной прибыли и действующие в рамках конкурентной рыночной системы, одновременно, как бы направляемые невидимой рукой, способствуют обеспечению государственных или общественных интересов.
Таким образом, рыночное хозяйство представляет собой хозяйство экономически обособленных самостоятельных производителей, ориентирующихся в своей деятельности на рынок. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал - все это определяется не распоряжениями сверху, а механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, валют, ссудным процентом.
Переход к рынку в России имеет свои особенности:
1. В руках, государства были сконцентрированы финансовые и материальные ресурсы, отсутствовал такой важнейший признак рынка, как наличие обособленных, самостоятельных производителей.
2. Население не было готово к немедленному экономическому самоопределению. Право на выбор не было подкреплено экономически. Гражданин РФ был экономически зависим в своем выборе.
3. Переход к рынку осуществляется в условиях дефицита товаров и инфляции. Отечественный потребительский рынок был разрушен.
4. На рынке средств производства господствовали монополисты-производители. Узкая предметная специализация в промышленности привела к технологическому обособлению предприятий, которые зачастую являлись единственными производителями своей продукции.
5. Отсутствовала правовая система для развития инфраструктуры рынка (банковская, кредитно-финансовая, налоговая системы, товарная и трудовая биржи).
Отсюда следует, что формирование рыночной системы в стране началось в условиях отсутствия многих элементов и признаков рынка. Первым и основным шагом по пути перехода к рынку явилось создание условий для возникновения экономически обособленных и самостоятельных производителей - это потребовало реформирования отношений собственности.
Исходным пунктом в решении проблемы реформирования собственности явилась децентрализация в управлении, прежде всего предоставление полной экономической свободы для государственных предприятий. Другим направлением реформирования государственной формы собственности явилась денационализация или приватизация.
Рыночная система способна успешно функционировать лишь при наличии определенных условий, формируемых в обществе:
• многообразных форм собственности и форм хозяйствования;
• гарантий приоритетов личных интересов и экономической мотивации;
• использования конкурентного механизма цен, прибылей;
• ограничения монополизма в экономике.
Экономика - это наука, занимающаяся поведением экономических субъектов при использовании ими ограниченных ресурсов, которые могут быть по-разному применены в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Существенным элементом является то, что средства, находящиеся в распоряжении как отдельного экономического субъекта, так и общества в целом, ограничены.
Ограниченность отражает разрыв между общей суммой благ, которые необходимы субъектам для удовлетворения своих разносторонних потребностей, и возможностями их производства. Если бы не существовало ограниченности, то не было бы повода к изучению экономики а, следовательно, к поиску ответа на вопросы, что, сколько, как и для кого производить, чтобы достичь максимальной экономической эффективности.
Выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что экономические природные ресурсы невоспроизводимы (отравленный воздух, почва, загрязненная морская вода), их практически невозможно восстановить.
Относительная ограниченность означает, что использование ресурсов зависит не только от их наличия, качества, но и от уровня развития общественного производства, используемых методов применения ресурсов.
Ограниченные ресурсы могут быть применены по-разному. Если бы при производстве благ существовал один метод и если бы применялись одни и те же средства, тогда проблемы выбора не существовало бы. Один и тот же продукт может быть произведен при помощи разных инструментов, при использовании разного сырья и материалов и т.п. Поэтому мы говорим об альтернативном использовании материальных и финансовых средств. Невозможно одни и те же средства использовать в разных сферах и достигать разных целей. Каждый экономический субъект (субъект хозяйствования), располагающий определенными средствами, стремится распределить их так, чтобы получить максимальные экономические эффекты и тем самым лучше реализовать свои цели. Распределение средств между различными конкурирующими целями называется размещением ресурсов.
Для домашнего (семейного) хозяйства целью является максимизация полезности покупаемых благ, т.е. максимизация проистекающего от этого удовлетворения.
Для субъекта хозяйствования (предприятия, фирмы) целью выступает максимизация прибыли от ведения хозяйственной деятельности. Полная рациональность возникает тогда, когда будет достигнуто оптимальное размещение средств, т.е. наилучшее из возможных, Это значат, что применением данного объема средств достигаются максимальные эффекты, или же что определенные эффекты могут быть достигнуты посредством использования меньшего объема средств.
К ресурсам, необходимым для производства экономических блат и услуг, относят землю и природные ресурсы, рабочую силу, орудия труда, предпринимательство и финансовые ресурсы.
Земля и природные ресурсы ограничены как по своим размерам, так и по возможностям использования. Природные ресурсы делятся на восполнимые и невосполнимые. Для них характерно неравномерное размещение по территории и не всегда имеющаяся доступность их использования.
Трудовые ресурсывключают в себя профессиональный, интеллектуальный потенциал, который в результате прогресса человечества развивается в направлении замены физического труда умственным. Данный фактор, несмотря на относительно высокий уровень безработицы, ограничен по профессиональному и интеллектуальному составу.
Материальные ресурсы (орудия труда)- это все то, с помощью чего производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги: производственные возможности, созданные людьми, в форме зданий, сооружений, машин, оборудования, инструмента и др. Их особенность состоит в том, что они воспроизводятся в расширенном масштабе, с тем, чтобы иметь возможность постоянно увеличивать объем производства продукции (работ, услуг). Данное расширение нельзя понимать как простое количественное увеличение продукции (работ, услуг). Речь идет об увеличении производительности труда, от степени которого зависит богатство нации. В свою очередь она определяет экономическую эффективность производства, которая является показателем оценки всего общественного хозяйства.
Предпринимательствовыступает как особый ресурс, присущий отдельным лицам. Оно связано с риском, инициативой, творчеством, поиском новых решений. Это особое внутреннее свойство, которым наделены не все люди, а следовательно, данный ресурс тоже ограничен.
Финансовый ресурс (капитал). Размер данного ресурса ограничен объемом предметов потребления. Его превышение приводит к инфляции, диспропорциональности в развитии производства.
В условиях рынка основной целью производства конкретного субъекта хозяйствования является получение прибыли, но при условии постоянно растущих потребностей общества.
Потребности общества безграничны, они изменяются в сторону увеличения. Как только производство удовлетворяет какую-либо потребность, она увеличивается, изменяется. Это требует развития производства для удовлетворения возрастающей потребности. На первый взгляд потребности первичны, а производство следует за ним, на самом деле потребности определяются состоянием и уровнем развития производительных сил.
Стремясь реализовать свою основную цель - удовлетворить постоянно растущие потребности, - общество сталкивается с проблемой ограниченности ресурсов, необходимых для создания материальных благ и услуг. Ограниченность ресурсов ставит перед человечеством неизменную экономическую проблему: «Как в условиях ограниченности ресурсов удовлетворить постоянно растущие потребности общества?».
Дефицитность ресурсов трансформирует основную экономическую проблему осуществления выбора: что и сколько товаров, услуг производить; для кого производить; как их распределять.
При неизменных объемах ресурсов выбор осуществляется по принципу, «что-то за что-то». На практике .выбор осуществляется не по принципу «либо одно, либо другое», а по принципу «чего-то больше, чего-то меньше». Тогда надо осуществлять распределение ресурсов в соответствии с выбором структуры производства.
Цель выбора состоит в том, чтобы установить оптимальное соотношение между максимально возможным ассортиментом продукции и услуг, с одной стороны, и максимально возможным количеством, обеспечивающим определенный стандарт жизни, с другой стороны.
При выборе «чего больше, чего меньше» сталкиваются с издержками производства, так как всегда что-то приобретаем, но при этом что-то тратим. Альтернативные издержки- это издержки упущенных возможностей. Они измеряются величиной той продукции, от которой мы отказываемся с целью увеличения производства другой. Это обусловливает рационалистичность экономического выбора.
Проблема выбора одинаково относится как к тому, «что будет произведено», так и к тому, «как это будет сделано и распределено». Причем цена этого выбора есть то, что должно быть пожертвовано для его осуществления. Величина этой жертвы не что иное, как стоимость возможности его осуществления. Проблема выбора заключается в том, чему отдать предпочтение и от чего отказаться. Процесс выбора - решение производить, приобрести или отказаться от того или иного продукта - есть то, что в конечном итоге управляет экономической системой.
Основная экономическая проблема решается по-разному, разными способами хозяйствования. Командно-административная система хозяйствования через правительство осуществляет централизованное планирование производства. Централизованное планирование определяет перечень и объем ресурсов, которые будут использоваться при производстве материальных благ. Ресурсы используются для того, чтобы выполнить план. Госплан определяет, что и в каком количестве будет произведено, как будет произведено, как будет распределяться.
Регулируемая рыночная система использует свои методы решения основной экономической проблемы. Потребители определяют на основе выбора, что производить ив каком количестве. Производитель определяет, какие ресурсы и сколько будет задействовано в производстве в соответствии со спросом на товары и услуги. Ресурсы применяются в соответствии с решением производителей удовлетворить те или иные потребности и для получения прибыли. Рынок через спрос и предложение определяет, что и в каком количестве будет произведено, как будет произведено, как будет распределяться.
Решение основной экономической проблемы осуществляется на двух уровнях: на уровне народного хозяйства с отраслями и на уровне предприятия.
На уровне народного хозяйства решение основной экономической проблемы состоит в повышении благосостояния населения посредством проведения структурных изменений в производстве, установления приоритетов в развитии отраслей, перераспределения материальных благ между отраслями производства и создание условий для динамичного развития экономики в будущем.
На уровне предприятия решение основной экономической проблемы осуществляется в форме создания конкретных видов продукции (услуг, работ). Каждый субъект хозяйствования в соответствии со спросом и предложением определяет, что, в каких количествах и в какой манере производить с тем, чтобы обеспечить максимум прибыли, обеспечивающей экономический рост и определенный стандарт жизни его работников.
Предприятие (фирма) как экономическая система является основным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Оно предоставляет рабочие места, выплачивает зарплату, участвует в осуществлении социальных программ.
2. Предприятие – важнейшее звено в решении основной экономической проблемы (понятие «предприятия», классификация предприятий, внешняя и внутренняя среда как фактор развития производства).
Предприятие - самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия после государственной регистрации в установленном порядке приобретают статус юридического лица. К числу признаков юридического лица относятся:
1) наличие своего имущества;
2) самостоятельная имущественная ответственность;
3) право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия;
4) право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже;
5) иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке;
6) В соответствии с ГК РФ любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание его организационно-правовой формы.
При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основой для:
1. Увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта.
2. Возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов предприятий.
3.Обеспечение обороноспособности государства.
4.Развития медицины, образования и культуры и т.д.
Предприятияклассифицируются по определенным признакам:
1) По характеру удовлетворяемых потребностей:
а) виолент («силовик») — крупное предприятие, занимающееся массовым производством стандартного продукта. Для таких предприятий характерны большие размеры, выпуск качественной дешевой продукции, малая рентабельность единицы продукции и высокая рыночная устойчивость;
б) патиент («приспособленец», «нишевик») - среднее или малое по размерам, узкоспециализированное предприятие на производстве незаменимых продуктов (учитывает желание потребителя). Характерны высокий уровень параметров и высокая рентабельность единицы продукции. Рыночная устойчивость средняя;
в) коммутанты («соединители») - мелкие предприятия с серийным производством. Они предназначены для удовлетворения местных потребностей, обладают высоким уровнем гибкости. Уровень устойчивости очень низкий, но силен предпринимательский дух;
г) эксплеренты («исследователи», «пионеры») - венчурные предприятия с высокой степенью неустойчивости и риска. Они занимаются разработкой единичного нового продукта. С появлением единицы этого продукта предприятие либо заканчивает свою жизнь, либо переходит в новый тип предприятия.
2) Признакам отраслевой принадлежности. Признаками отраслевой принадлежности предприятия служат:
характер сырья, потребляемый при изготовлении продукции, назначение и характер готового продукта, техническая и технологическая общность производства, время работы в течение года.
3) По характеру потребляемого сырья промышленные предприятия делятся: добывающие и
обрабатывающие.
4) По назначению готовой продукции: производящие средства производства и производящие предметы потребления.
5) По признаку технологической общности различаю предприятия: с непрерывным и дискретными процессами производства, с преобладанием химических и физических процессов производства.
6) По времени работы в течение года: круглогодового и сезонного действия.
7) По признакам размера предприятия: крупные, средние, мелкие.
8)По специализации и масштабам производства однотипной продукции: специализированные, диверсификационные, комбинированные.
9) По методам организации производственного процесса: поточный, партийный, единичный методы организации производственного процесса.
10) По признаку деятельности различают предприятия: промышленные, торговые, инвестиционные, транспортные, в сфере услуг.
11) В зависимости от цели деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из 2-х категорий: коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации могут создаваться в форме товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками. Юридические лица, которые относятся к некоммерческим организациям, могут быть созданы в виде потребительских кооперативов, общественных и региональных объединений, ассоциаций, союзов, учреждений, благотворительных и иных фондов. Такие юридические лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.
12) По организационной правовой форме организации в соответствии с ГК РФ классифицируются следующим образом:
а) коммерческие организации: общества и товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия;
б) некоммерческие организации: учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), фонды, потребительские кооперативы; общественные и религиозные
организации
Результаты деятельности хозяйствующего субъекта зависят от факторов внутренней и внешней среды.
Факторы внутренней среды (персонал, технологии, материальные ресурсы), связаны с конкретной деятельностью человека. Они целиком и полностью зависят от действий менеджеров, персонала. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора заставляют руководителей постоянно проводить исследования в области изучения спроса, рынков сбыта, источников сырья, методов ценообразования, подбора и планирования персонала, что должно обеспечить повышение эффективности производства.
Для любого производства хозяйствующий субъект должен иметь определенные ресурсы, которые органично используются в процессе производства. Перерабатывая ресурсы, хозяйствующий субъект производит продукцию, оказывает услуги или выполняет работу (рисунок 1).
Хозяйствующий субъект должен умело управлять своими ресурсами, самим производственным процессом, сбытом продукции. Для эффективного управления этими ресурсами необходимо научиться не только определять множества факторов на результат производства, но и сделать все необходимое, чтобы научиться их предвидеть и управлять ими.
Рисунок 1 – Общее функционирование хозяйствующего субъекта
Модели факторов внутренней среды могут носить свернутый и развернутый варианты в зависимости от стратегии и возможности, управления этими факторами (рисунок 2).
|
Рисунок 1 – Факторы внутренней среды
При создании предприятия (организации) важно подобрать персонал определенного количества, профессионально состоявшейся; необходимо создать эффективную систему материального стимулирования работников (неэффективная система может привести к текучести кадров). Целесообразно построить карьерную лестницу, по которой каждый работник продвигается только благодаря своему труду.
Важным фактором являются технологии. Данный фактор включает технологии, оборудование, инструменты. Данная группа факторов полностью зависит от уровня НТР и потребностей рынка. Изменение технологии меняет набор техники оборудования и даже инструментов. Главное найти оптимальный вариант применения технологий.
Третий фактор - материальные ресурсы. Данный фактор во многом определяет качество готовой продукции. Номенклатура и ассортимент потребляемых ресурсов зависит от номенклатуры и сложности производимой продукции. Во всех отраслях наблюдается подвижность фактора материальных ресурсов: за счет изменения технологии, внедрения новых материалов, расширения ассортимента. На эффективность использования данного фактора большое воздействие оказывает логистический подход к формированию материального потока.
Следует отметить, что не все хозяйствующие субъекты в современных условиях обладают подразделениями, которые проводят научные исследования. Для повышения конкурентоспособности продукции, завоевания стабильности рынка сбыта хозяйствующий субъект должен предусматривать постоянное совершенствование продукции.
Важное значение с позиции эффективности производства, решения социальных и региональных проблем имеет месторасположение хозяйствующего субъекта, что находит выражение в дифференциации арендной платы, цен на землю, производимую продукцию.
Одна из причин недостаточной эффективности экономики рыночных реформ состоит в слабом менеджменте. Роль управления всеми видами потоков ресурсов велика, т.к. от этого зависит в целом состояние экономики хозяйствующего субъекта как целостной системы.
Все факторы внутренней среды могут оказывать прямое воздействие на результаты деятельности хозяйствующего субъекта и косвенное через другие факторы. Это связано с системой взаимного влияния факторов. Дело в том, что каждый из факторов оказывает влияние не только на результаты деятельности хозяйствующего субъекта, но и на другие факторы внутренней среды. Изменение технологии может потребовать обучение кадров, изменения оплаты труда, ассортимента используемых материальных ресурсов, изменения в системе менеджмента.
Результаты деятельности хозяйствующего субъекта в значительной степени определяются его внешней средой. Внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, отражают действие экономических законов. Поэтому необходимы знание этой среды и умение реагировать на ее изменения и воздействовать на внутренние структуры хозяйствующего субъекта. Само предприятие, как открытая система, зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Взаимодействие хозяйствующего субъекта с различными факторами внешней среды представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 – Основные факторы внешней среды
Исходя из этого хозяйствующий субъект вынужден приспосабливаться к этой среде, чтобы выжить и сохранить эффективность и конкурентоспособность. Факторы внешней среды оказывают как прямое воздействие на результаты деятельности хозяйствующего субъекта (государственные органы управления, поставщики, потребители, конкуренты) так и косвенное (политические, социально-культурные факторы, международные, национальные, научно-технический процесс, налоговая система, территориальные факторы).