Себестоимость продукции: понятие, структура, виды и основные методы ее определения
КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Дисциплина: Экономика предприятия
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Себестоимость продукции и пути ее снижения
Студент: Радыгина Е.М
Направление подготовки: 080200.62
Менеджмент
Отделение: очное, курс: 2
Преподаватель: Койкова Т.Л., к.э.н., доцент
Г. Киров
Г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………
Глава 1 Теоретические аспекты себестоимости продукции и путей ее снижения……………………………………………………………………….
1.1 Себестоимость продукции: понятие, структура, виды и основные методы ее определения…………………………………………………………
1.2 Методика анализа себестоимости продукции……………………………………………………………………………
1.3 Факторы и пути снижения себестоимости продукции………………..
Глава 2 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Васильевское» за 2013-2014 гг.
2.1 Общие сведения о предприятии…………………………………………….
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности………………
Глава 3 Анализ себестоимости продукции в ОАО «Васильевское» и пути ее снижения…………………………………………………………………..
3.1 Анализ себестоимости продукции в ОАО «Васильевское»
3.2 Пути снижения себестоимости продукции в ОАО «Васильевское»
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………
Приложения……………………………………………………………
Введение
Любая коммерческая организация работает ради получения максимальной прибыли. Как известно, прибыль в общем виде – это разность между выручкой и себестоимостью продукции предприятия. Себестоимость характеризует издержки фирмы по производству и реализации продукции.
Для обеспечения более устойчивого положения на рынке предприятию необходимо улучшать качество продукции, снижать цену на нее, а резерв совершенствования этих факторов заключен в себестоимости.
Снижение себестоимости продукции определяет повышение рентабельности, рост денежных накоплений, достижение экономического эффекта и, как правило, устойчивое функционирование. На те средства, которые предприятие получает от снижения себестоимости, осуществляется совершенствование производства. Поэтому себестоимость продукции является важным элементом анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Цель курсовой работы – провести анализ себестоимости продукции предприятия, выявить направления и пути ее снижения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты себестоимости продукции и путей ее снижения;
2. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Васильевское» за 2013-2014 гг.;
3. Провести анализ себестоимости продукции вида «зерно» в ОАО «Васильевское» и выявить пути ее снижения.
Предмет исследования – себестоимость продукции и пути ее снижения. Теоретической базой для написания курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты РФ, труды ученых и практиков по исследуемой проблеме.
Источником информации при проведении исследования явились данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия за 2013-2014 гг.
В работе применялись следующие методы научного исследования: монографический метод, анализ, синтез и др.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ПУТЕЙ ЕЕ СНИЖЕНИЯ
Себестоимость продукции: понятие, структура, виды и основные методы ее определения
Себестоимость продукции это одна из важнейших экономических категорий. Ее уровень во многом определяет эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Совокупность затрат оказывает решающее влияние на формирование всех финансовых показателей любого субъекта хозяйствования.
Себестоимость продукции - это затраты предприятия на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме. Расчет и анализ себестоимости продукции является важнейшей задачей любого предприятия и входит в систему управленческого учета, т.к. именно себестоимость лежит в основе большинства управленческих решений.
Себестоимость продукции характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
• учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
• база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
• определение оптимальных размеров предприятия;
• экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Большую роль в планировании и учете себестоимости, а также в ценообразовании играет структура себестоимости. Поэлементная структура себестоимости продукции различается по отраслям промышленности. Эти отличия определяют характер промышленного производства в зависимости от преобладания удельного веса того или иного вида затрат. Отсюда выделяют следующие виды предприятий:
• трудоемкие предприятия
• материалоемкие;
• фондоемкие;
• энергоемкие;
В настоящее время изменения в структуре себестоимости направлены на снижение удельного веса прямых затрат (заработная плата основных производственных рабочих и основные материалы на технологические нужды). Однако значительно возрос удельный вес затрат на управление и реализацию продукции.
Все показатели себестоимости продукции можно в общем виде классифицировать на группы: абсолютные; уровневые; относительные.
Абсолютные показатели отражают общие затраты, связанные с производством и реализацией продукции.
К уровневым показателям относят:
• себестоимость единицы продукции;
• затраты на рубль выпущенной (товарной) продукции;
• затраты на рубль объема продаж.
Относительные показатели характеризуют изменение уровневых показателей во времени.
В хозяйственной деятельности предприятия используются различные виды себестоимости. По последовательности и объему включения затрат различают технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимость.
К технологической себестоимости относят только прямые затраты на производство по таким статьям как: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), топливо и энергия на технологичные цели, основная заработная плата производственных рабочих.
Цеховая себестоимость – это сумма затрат всех цехов на производство продукции. Цеховая себестоимость включает в себя технологическую и общепроизводственные расходы.
Производственная себестоимость – это затраты предприятия на производство продукции. Производственная себестоимость отличается от цеховой себестоимости на величину общехозяйственных и прочих производственных расходов, а также потерь от брака.
Полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость и коммерческие (внепроизводственные) расходы [10, С.157] .
На промышленных предприятиях применяются четыре основных метода расчета себестоимости и учета затрат на производство: простой, позаказный, попередельный и нормативный.
Простой метод калькулирования применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию, не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. На этих предприятиях все производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выработанной продукции (работ, услуг). Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции [17, С.345].
Позаказный метод предполагает учет производственных затрат и калькулирование по индивидуальному продукту или группе однородных продуктов, т.е. в качестве объекта калькулирования выступает отдельный заказ. Данный метод калькулирования используется в тех отраслях, где единица продукции обладает определенными свойствами и легко идентифицируется. Это индивидуальные и мелкосерийные типы производства, к которым в первую очередь относятся предприятия машиностроения.
Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства. Объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.
Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Этот метод характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат, которая используется для определения фактической себестоимости продукции, оценка брака в производстве и размеров незавершенного производства [9, С. 905].