Производственное обучение учебных бригад в составе бригад квалифицированных рабочих
Мастер должен проявлять заботу о том, чтобы обучение учебных бригад осуществлялось в составе комплексных бригад и чтобы ученической бригадой в составе такой бригады руководил наиболее авторитетный рабочий – инструктор, обладающий высокой квалификацией. Отдел технического обучения предприятия должен ознакомить бригадиров учебных бригад, а также членов бригад с учебным планом и программой, с педагогическими требованиями к обучению и воспитанию.
Перед организацией производственного обучения в присутствии мастера проводится производственное совещание членов бригады, на котором рассматриваются не только организационные, но и другие учебно-производственные и воспитательные вопросы, разрабатывается и обсуждается единый рабочий план обучения, выделяются из своего состава наиболее опытные и авторитетные квалифицированные рабочие по руководству учебными бригадами. На этом совещании мастер проводит специальный методический инструктаж, дает краткую характеристику производственной подготовке учеников, степени их профессиональных навыков и умений, образовательному уровню, теоретической подготовке, знакомит членов бригады с целями и задачами обучения и производственной практики, содержанием учебных программ и профессионально-квалифицированной характеристикой. На следующий день перед началом работы мастер представляет членов учебной бригады всей бригаде квалифицированных рабочих.
Представитель отдела технического обучения заключает с бригадой трудовое соглашение, в котором отражаются обязанности и права бригады и ученика, обязанности и права мастера, сроки обучения, фамилии бригадиров учебных бригад, производственные навыки и умения, которым бригада должна научить учеников, обеспеченность рабочими местами, обучение передовым способам работы. В трудовом соглашении освещаются и другие вопросы. В частности, делается указание на то, что ученики участвуют во всех мероприятиях бригады: производственных совещаниях, культпоходах и т.д., а мастер проводит методические инструктажи и консультации по вопросам производственного обучения.
Численный состав бригад может быть различен. Например, в строительную комплексную бригаду обычно включаются каменщики, один-два плотника, от пяти до пятнадцати подручных каменщика, два-три такелажника, два-три монтажника конструкции. Не все рабочие могут быть полностью загружены работой по своей основной специальности. Учитывая заинтересованность бригады, они выполняют ряд операций из смежных профессий.
На первом этапе работы учебная бригада как самостоятельная единица не существует. Члены учебных бригад включаются в состав звеньев бригады квалифицированных рабочих в качестве так называемых сверхштатных рабочих по три-четыре человека в каждое звено в зависимости от количества рабочих в каждом звене.
Процесс производственного обучения в данном случае планируется мастером таким образом, чтобы каждый член учебной бригады поработал в рабочем звене и овладел всеми трудовыми приемами, навыками и умениями. Для этого этапа характерна звеньевая форма обучения.
Дальнейшее совершенствование и закрепление навыков учеников осуществляется путем выполнения самостоятельной работы под руководством квалифицированных рабочих. За 1,5–2 месяца до окончания срока обучения мастер переводит учеников учебной бригады для самостоятельной работы на штатные рабочие места, где они совершенствуют свои навыки уже в качестве рабочих. В этот период обучения мастер добивается выделения рабочих мест, оснащенных новейшей техникой, осуществляет контроль за работой учеников.
Осуществляя процесс производственного обучения учащихся учебных бригад в составе производственных бригад рабочих, мастер (помимо бригадира) знакомит учащихся с характером выполняемых работ на данном участке, с техническими требованиями к ним; объясняя учебное задание, показывает трудовые приемы, которые учащиеся должны научиться выполнять в течение рабочего дня; рассказывает о разделении труда на участке и в бригаде; особых условиях работы бригады на данном участке и выполнении правил техники безопасности; о нормах выработки и о том, какими наиболее высокопроизводительными способами работы обеспечивается выполнение установленной производственной программы; указывает на особенности работы бригады и характер рабочих мест, их технологическую оснащенность, применяемые инструменты и приспособления. Свою работу он проводит в тесном контакте с бригадиром и членами бригады, вместе с которыми помогает ученикам формировать профессиональные привычки и производственные навыки, обсуждает наиболее рациональные формы организации труда, способствует развитию у учащихся самостоятельности и проявлению творческой инициативы.
Используя богатый опыт кадровых рабочих, ученики осваивают передовые методы труда, совершенствуют навыки работы, приобретенные на учебном участке, привыкают работать в различных условиях. Предъявляя к ученикам конкретные требования по выполнению производственной работы, бригадир организует производственный инструктаж, отмечая, в какой мере имеющиеся знания способствовали получению производственных навыков учеников.
Члены бригады должны вызывать к себе доверие учеников, а их требования должны всегда основываться на товарищеской взаимопомощи, доброжелательности и справедливости. Поэтому обязанности мастера при организации производственного обучения в бригаде значительно расширяются, так как приходится проводить методические инструктажи с членами бригады.
Очень важно при заключении трудовых соглашений записывать пункт, гарантирующий регулярные кратковременные занятия мастера с бригадой, носящие форму производственно-педагогического инструктажа.
На практике встречаются различные формы обучения в составе бригад квалифицированных рабочих.
На многих предприятиях имеются бригады квалифицированных рабочих смешанного состава с учащимися ПТУ. В данном случае учащиеся являются полноправными членами рассматриваемой бригады. Соотношение между количеством учащихся и рабочих определяется характером и сложностью выполняемых работ. Наиболее сложные работы выполняют рабочие. Бригадиром является представитель старшего поколения, но актив учащихся входит в руководящее звено производственного подразделения. Бригады смешанного типа требуют тщательной координации действий учащихся и рабочих. При такой форме бригадного обучения создаются условия для самостоятельности учащихся, которая является переходным этапом к самоуправлению; учащиеся активно включаются во все сферы общественной деятельности квалифицированных рабочих: участвуют в производственных совещаниях, соревновании и др.
Особую значимость имеет включение учащихся в молодежные бригады, важной особенностью которых является однородность состава. Тем самым достигается большая психологическая совместимость учащихся и молодых рабочих, создается благоприятный для трудовой деятельности морально-психологический климат. Объединившись в единый трудовой коллектив – молодежную бригаду, костяк которой составляют кадровые молодые рабочие с высокоразвитым чувством коллективизма и ответственности за общие достижения в труде, учащиеся сразу входят в напряженный рабочий ритм бригады, не чувствуя себя «объектами» педагогического воздействия.
Мастеру, наблюдающему за работой нескольких учебных бригад, на всех этапах обучения принадлежит руководящая роль. Главное направление его производственно-педагогической деятельности – добиваться, чтобы учебные бригады выполняли типичные для данной профессии разнообразные и сложные работы и чтобы за установленный срок учащиеся приобрели производственный опыт для самостоятельной работы.