Перспективы предприятия ОАО «Газпром»

Розничная реализация сжиженного углеводородного газа (СУГ)

Развитие розничной реализации СУГ является важнейшим направлением развития для АО «Газпром газэнергосеть».

Стратегическими направлениями остаются:

· расширение географии присутствия за счет экспансии в новые регионы, развитие существующих сетей заправочных станций в ДЗО;

· модернизация и повышение конкурентоспособности розничных активов за счет приведения к единым ви­зуальным стандартам;

· автоматизация розничной торговли в целях максимальной эффективности розничной реализации СУГ;

· создание единого процессингового центра;

· оптимизация логистических потоков;

· строительство новых автогазозаправочных станций (АГЗС);

· реализация программы ребрендинга и внедрения единого фирменного стиля для всей сети АГЗС с целью повышения узнаваемости бренда;

· внедрение клиентоориентированных сбытовых стратегий управления розничными продажами газомоторного топлива.

Оптовая реализация

В сегменте оптовой реализации планируется:

· расширение реализации гелия;

· строительство установки переработки газов стабилизации в Астраханской области;

· модернизация и реконструкция производственных активов с целью повышения производительности и без­опасности эксплуатации газонаполнительных станций (ГНС);

· развитие оптовой реализации серы и серосодержащей продукции.

Альтернативное использование топлива (СУГ, СПГ, КПГ)

Остается важным направлением развития компании и в настоящий момент идет проработка:

· проекта по развитию производственных мощностей малотоннажного сжижения СПГ, в том числе:
— реконструкция комплекса сжижения природного газа в Ленинградской области;
— строительство установок по производству СПГ (в рамках Программы газификации регионов РФ).

· проекта по реализации природного газа в качестве моторного топлива (КПГ).

В планах на 2015 год:

· маркетинговый анализ потенциальной емкости рынка КПГ;

· разработка типовых технических решений и проведение технико-экономических обоснований.

Участие компании в качестве заказчика по объектам автономной газификации СУГ в ряде регионов РФ.

Заключение

Компания ОАО «Газпром» является важнейшим производителем газа и газового конденсата у нас в стране, а так же крупнейшим экспортером соответствующей продукции на мировом рынке. Основной объем выручки компания получает от реализации своей продукции и услуг в страны дальнего зарубежья, несмотря на то, что большая часть газа реализуется на внутреннем рынке. Объясняется это тем, что цена, по которой компания продает газ за рубеж значительно выше (ибо формируется согласно законам рынка на основе спроса и предложения, складывающихся на рынке), нежели цены внутри страны, поскольку во многом тарифы контролируются государством. Однако в ближайшей перспективе ОАО «Газпром» нацелен на доведение внутренних цен до уровня мировых.

Помимо реализации газа, компания осуществляет и иные виды деятельности, в частности: разведка и добыча газа; транспортировка газа; добыча нефти и газового конденсата - добыча и разведка нефти и газового конденсата, продажа нефти и газового конденсата, переработка нефти, газового конденсата и прочих углеводородов и продажа продуктов переработки, а так же банковское дело, продажа электроэнергии и медиа-бизнес.

За 2008 год ОАО «Газпром» получил рекордную прибыль по сравнению с предыдущими периодами (рост составляет более 84% по сравнению с 2007 годом и около 77% в сравнении с 2006годом). Причем таких результатов удалось достигнуть в основном за счет изменения следующих факторов: рост цен, изменение структуры реализуемой продукции (увеличение доли продаж в страны дальнего зарубежья).

Что касается рентабельности продукции в целом по предприятию ОАО «Газпром» показывает поразительные результаты (около 500%). Однако за 2007 год рентабельность снизилась по сравнению с предыдущим годом. И хотя, в 2008 году уровень рентабельности продукции вырос, он все же не достиг уровня 2006 года.

Если рассматривать рентабельность различных видов продукции, то нельзя не отметить, что продажа газового конденсата обеспечивает большую рентабельность, нежели реализация газа (почти в три раза). Более того, именно по производству газового конденсата в 2008 году наблюдалось снижение себестоимости, что так же привело к увеличению рентабельности данного вида продукции.

Рентабельность продаж за исследуемый период так же находится на высоком уровне для каждого из реализуемых продуктов (около 80-85% для газа и порядка 93-94% для газового конденсата). Отклонения этого показателя незначительны и варьируются в пределах 1,5 – 3,5%.

В свою очередь, рентабельность капитала за период 2007-2008гг. снизился чуть более чем на 3%. Такое снижение в основном произошло из-за отрицательной динамики показателя, характеризующие прочие финансовые результаты деятельности компании (их уменьшение вызвано кризисными явлениями на мировом рынке).

Однако расчеты показывают, что у ОАО «Газпрома» есть резервы роста, как прибыли, так и рентабельности. Увеличив объем реализуемой продукции и снизив ее себестоимость, предприятие может повысить величину прибыли от реализации более, чем на 316 млрд. руб., что составляет почти 13% от показателя 2008 года. Так же, реализация указанных мер приведет к росту рентабельности продукции в целом по предприятию на 83% .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом ОАО «Газпром» является стабильно работающим предприятием, с благоприятными показателями, как величины прибыли, так и уровня рентабельности, несмотря на то, что мировой финансовый кризис, безусловно, отразился на деятельности всего предприятия.

Наши рекомендации