Тема 2. Преимущества и недостатки использования аутсорсинга
План лекции
1. Концентрация собственных ресурсов (персонал, оборудование и т.д.) на основных видах деятельности.
2. Перераспределение инвестиционных ресурсов в основную деятельность предприятия.
3. Усложнение логистического взаимодействия между внутренними системами предприятия и системами аутсорсинговой фирмы.
1. Наличие в компании долгосрочной аутсорсинговой стратегии является необходимым условием успешного развития бизнеса для максимально быстрого его реагирования на стремительно меняющиеся условия рынка. В процессе аутсорсинга происходит реальная передача сторонним компаниям-подрядчикам отдельных функций или целых бизнес-процессов при сохранении контроля над деятельностью переданных подразделений фирмой-заказчиком.
В результате такой стратегии происходит реструктуризация внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании с третьими лицами. Это позволяет более рационально распределить основные фонды компании, освободить или перегруппировать внутренние ресурсы, повысить эффективность выполнения главных функций. Сокращение и эффективный контроль над издержками производства можно осуществлять в динамике, используя сравнительный анализ по месяцам, по годам. Имея на руках полную информацию сравнительного анализа, появляется возможность для объективной оценки необходимых расходов, следовательно, и возможность эффективного управления расходами.
Используя аутсорсинг второстепенных функций, компания-заказчик может сконцентрироваться на основных направлениях своей деятельности, получить доступ к лучшим производственным технологиям, увеличить капитализацию, привлечь первоклассных специалистов, получить дополнительный доступ к более дешёвым финансовым ресурсам. При этом, передавая второстепенные функции, компания-заказчик имеет возможность контролировать качество и результат выполняемых работ.
Таким образом, интерес к аутсорсингу как к модели построения бизнеса объясняется прежде всего экономическими мотивами.
Провозглашённые цели сбережения ресурсов и давление со стороны топ-менеджеров вынуждают компании искать новые стратегии развития бизнеса. В условиях, когда борьба за клиента заставляет повышать качество своих товаров и услуг и одновременно снижать их цену, руководству компании не остаётся ничего другого, как экономить на расходах, в том числе на расходах, связанных с непрофильной деятельностью компании.
При принятии решения о необходимости вывода вовне не ключевых функций бизнеса определяющим моментом становится возможность экономии на издержках. Актуальность использования рассматриваемых технологий обусловлена тем, что широкое применение услуг специализированных фирм для управления кадрами, столовыми-ресторанами для персонала, логистикой, уборкой офисных помещений и обслуживанием зданий, начислением в пенсионные фонды, сервисом информационных систем, сборочным производством и т.д., способно дать значительные стратегические преимущества. Компании стали широко использовать открывшиеся новые возможности передачи в управление другим агентам рынка своих непрофильных функций и задач с целью сосредоточения на профильной деятельности.
Таким образом, концепция аутсорсинга, сводится к трем основным принципам:
1) каждый должен заниматься своим делом и иметь возможность сконцентрироваться только на нем;
2) решение сопутствующих и второстепенных, по мнению менеджмента, задач нужно поручить тому, кто справится с ними лучше;
3) такое распределение работы экономит средства заказчика и приносит доход исполнителю.
Среди целей использования аутсорсинга можно выделить стратегические и оперативные. В качестве стратегической цели выступает последовательная концентрация на основной деятельности организации, ее основных умениях, отличающих организацию от конкурентов. Вся прочая деятельность, в которой организация не отличается от конкурентов, а возможно, и проигрывает им, может быть вынесена за ее пределы. Так была сформулирована стратегическая цель аутсорсинга еще в 1993 г., и с тех пор именно стремление сосредоточить все внутренние ресурсы и возможности на развитии ключевых компетенций в деятельности организации, усилении ее конкурентной позиции ориентирует менеджмент на поиск партнеров по аутсорсингу. Нельзя упускать из виду также необходимость и возможность снижения затрат в результате использования аутсорсинга. Как правило, общие затраты аутсорсера на выполнение той же деятельности существенно ниже, благодаря его специализации в конкретной области и высокой квалификации, а также известной экономии, связанной с масштабом производства (economies of scale). Снижение издержек является основной оперативной целью и мотивом использования аутсорсинга.
Таким образом, можно назвать основные причины, по которым компания обращается к внешнему аутсорсеру и, которые зависят от конкретной ситуации: сокращение расходов, улучшение качества работ, услуг, концентрация производства, увеличение гибкости, реструктуризация компании и перемены, связанные с этим. Кроме того, достаточно часто провозглашаются и другие задачи, в частности:
- повышение внимания компании к ее основной деятельности;
- получение доступа к услугам мирового класса;
- ускорение получения положительных результатов от проведения
реинжиниринга;
- переложение части риска на другую компанию;
- высвобождение ресурсов для других целей;
- высвобождение фонда основного капитала;
- обеспечение поступления наличных средств;
- получение доступа к ресурсам, которых нет внутри самой компании;
- взятие под контроль текущей ситуации и т.д.
Отметим, что в России из числа наиболее часто передаваемых на аутсорсинг услуг на первом месте - подбор персонала;
- на втором - организация питания;
- на третьем - информационные технологии;
- на четвёртом - расчет заработной платы.
2. Сегодня аутсорсинг реально позволяет регулировать расходы компании и даже снизить налогооблагаемую базу. Это очень удобный выход для перевода части расходов на себестоимость.
Не следует забывать и инвестиционную составляющую любого бизнеса. Большинство инвесторов практически не разбирается в конкретном бизнесе, особенно в том, который связан с реальным производством. Не следует обольщаться тем, что многомиллионный отряд инвесторов досконально представляет себе различные стратегии биржевой торговли, не говоря уже о специфических финансовых продуктах. Справедливо будет сказать, что они принимают решения, руководствуясь всего несколькими формальными критериями, среди которых — удельный доход на одного работника. Соответственно основным побудительным мотивом для развития «у себя» аутсорсинга является стремление открытых акционерных компаний к формальному улучшению своих экономических показателей.
Итак, преимущества, которые получают компании-заказчики и фирмы-аутсорсеры связаны с тем, что
-у каждой из них появляется доступ к современным технологиям и возможность для привлечения инвестиций на перевооружение и освоение новейших технологий.
■ сокращаются издержки на временное привлечение высококвалифицированных специалистов;
■ снижаются временные затраты на управление, поскольку передача второстепенных функций поставщику услуг аутсорсинга позволяет управляющему персоналу сконцентрировать усилия на основных задачах и проектах, критически важных для компании;
■ аутсорсинг позволяет частично перераспределять инвестиционный капитал в стратегически более важную для компании деятельность. Компания перестает инвестировать средства в инфраструктуру, оплачивая только услуги аутсорсера
Таким образом, появляется шанс вырваться из замкнутого кольца нехватки оборотных средств и технической стагнации.
Поэтому, предприятиям, претендующим на продление своей жизни необходимо безотлагательно заняться доведением организации управления, производительности, эффективности, минимизации издержек и соотношения цена/качество до конкурентного уровня - путём применения аутсорсинга.
3.
Вопросы для самоподготовки
1. Какие инвестиционные преимущества получает компания-заказчик, передавая отдельные виды деятельности на аутсорсинг?
2. Как улучшаются финансово-экономические показатели компаний при применения аутсорсинга?
3. Перечислить основные принципы концепции аутсорсинга
4. Назвать основные причины, по которым компания обращается к внешнему аутсорсеру. Какие частные задачи при этом можно выделить?
5. Охарактеризовать концентрацию собственных ресурсов компании в ходе применения стратегии аутсорсинга ( за счет чего это происходит)
Рекомендуемая литература
1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учебное пособие. Гос. ун-т упр.-М.: ИНФРА-М, 2007.
2. Михайлов, Д.М. Аутсорсинг: новая система организации бизнеса: учебное пособие для вузов. - М.: КноРус, 2009.
3. Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ: Пер. с англ. - М.: Изд. дом “Вильяме”, 2002.
4. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. - М., 2004.
5. Колесов В.П., Осьмова М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. - М.: “Флинта”, 2000