Лекция 2. СИСТЕМА ЦЕН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Лекция 1. Теоретические и методологические основы ценообразования

Предмет, метод и задачи ценообразования.

2. Экономическое содержание цены.

Функции цен.

Предмет, метод и задачи ценообразования

Цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость. Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара формируется товарная цена.

Ценообразование представляет собой науку, изучающую процессы формирования, закономерности движения и использования цен в системе управления. Следовательно, предметом курса является теория цен и практика их установления.

Метод ценообразования представляет собой способ построения цены.

Основными задачами курса являются изучение:

· теоретических основ ценообразования;

· характеристики системы ценообразования,складывающейся под влиянием основных факторов маркетинга;

· методики формирования цен и ее отдельных элементов;

· процессов ценообразования в условиях рыночной конкуренции;

· влияния розничных цен на уровень реальных доходов населения;

· особенностей установления цен на внешнем рынке;

· методов государственного регулирования и его влияния на экономические процессы.

Ценообразование занимает ведущее место среди экономических наук, таких как экономическая теория, маркетинг, финансы и кредит, бухгалтерский учет, аудит и др.

К задачам ценообразования относятся:

- возмещение затрат на производство продукции и обеспечение целевой прибыли;

- учет взаимозаменяемости продукции при установлении цен;

- решение социальных проблем и внешнеполитических вопросов.

2. Экономическое содержание цены

Цена является важнейшей экономической категорией, оказывающей значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны.

Для более подробного знакомства с категорией «цена» рассмотрим несколько её определений, предлагаемых в специальной экономической литературе по данному вопросу:

«Цена есть денежное выражение стоимости товара". Это классическое определение К.Маркса давно известно. В условиях рыночной экономики, когда стоимость выступает одним из факторов цены, нельзя не признать объективность данного определения. Однако, при непрерывном обновлении номенклатуры продукции, возмещение затрат перестает быть решающим фактором ценообразования. Цена может повышаться независимо от роста затрат труда. Следовательно, «Цена - это экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного общественно необходимого труда».

Третьим наиболее распространенным определением цены является определение А.М. Когана: «Цена данного товара определяется суммой цен тех товаров, которые можно приобрести за эту же денежную массу».

В "Экономиксе" Макконелла К.Р. и Брю С.А «цена представлена в виде формы общественной оценки ресурсов, товаров, услуг».

В системе маркетинга «цена – это денежная сумма, взимаемая за конкретный товар».

Механизм формирования цен в рыночной экономике позволяет рассматривать цену как количественное соотношение спроса и предложения.

Названные определения не могут быть совершенно объективными и нельзя однозначно выбрать то или иное определение. Все зависит от того, с чьих позиций рассматривается цена. Если с позиции производителя, то нам прежде всего важны затраты, а если цена рассматривается с позиции покупателя, то необходимо оценить, что он теряет при покупке товара вложив в него свои денежные средства.

Функции цен

Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функции цен взаимосвязаны с действием экономических законов, которые и определяют их роль в хозяйственной жизни страны.

Анализируя различные функции цены нельзя четко разграничить, где заканчивается одна и начинается другая.

Цена может выполнять все присущие ей функции. Среди их множества следует выделить следующие:

учетно-измерительную;

стимулирующую;

распределительную или перераспределительную;

регулирующую (балансирующую спрос и предложение);

рационального размещения производства.

Учетно-измерительная функция цены представляет собой выражение в денежной форме различных по своей натуральной форме ресурсов, затрат и результатов производства. Только с помощью цен можно определить стоимость израсходованных материалов, сырья, энергии и вычислить величину совокупных затрат на производство продукции, а также прибыль от ее реализации. Следовательно, на ценах базируется весь стоимостной учет разнообразных экономических процессов и измерение их результатов. Благодаря этому на основе цен определяются все стоимостные макро- и микропоказатели, в частности, валовой внутренний продукт, национальный доход, инвестиции, объем производства, товарооборот, рентабельность, производительность работы и др.

Таким образом, реализуя учетно-измерительную функцию, цена заставляет производителя соизмерять затраты и результаты производства, связывать свои индивидуальные затраты с затратами других подразделений, сравнивать ассортимент производимой продукции с потребностями общества.

В настоящее время не существует такой системы калькуляции затрат, которая позволила бы определить затраты на единицу продукции достаточно точно. Учетная же функция способствует получению более достоверной информации об издержках по производству и реализации изготовленной продукции.

На рынке различных товаров цена зависит от спроса и предложения, и может резко отличаться от затрат на их производство и реализацию. Поскольку экономические интересы потребителя отличаются от интересов производителя, то с помощью учетной функции производитель должен контролировать свои затраты, анализировать их и сравнивать с затратами конкурентной продукции.

Учетная функция цены тесно связана со стимулирующей функцией. Суть ее состоит в том, что повышение цены стимулируют предприятия к выпуску востребованных и дефицитных видов продукции, а понижение - к снятию с производства устаревшей продукции. Получив информацию о затратах и расходах на ее сбыт принимается решение об объеме производства и выпуска продукции. Зная особенности налогообложения, кредитной политики в том или ином регионе, где находится предприятие, можно определить, где выгодно производить этот вид продукции или куда ее лучше переместить. Эта функция позволяет определить какую продукцию необходимо выпускать, чтобы она приносила наибольшую прибыль при минимальных затратах.

Для потребителей стимулирующая функция обнаруживается не столько в уменьшении самой цены, сколько в установлении низшей цены в расчете на единицу потребительского свойства новой продукции сравнительно с аналогичным изделием. То есть стимулирующее влияние цены на потребление будет происходить даже тогда, когда цена абсолютно возрастет, но благодаря значительному повышению качества продукции цена единицы ее полезного эффекта будет меньшей.

Распределительная функция цен используется при создании соответствия между спросом и предложением, а также при решении различных проблем социально-экономического характера.

Так, дополнительные доходы, получаемые при реализации предметов роскоши, товаров с высоким имиджем и товаров ограниченного спроса (алкогольные напитки и табачные изделия), используются для поддержания низких, а порой даже на уровне себестоимости, цен на товары медицинского назначения, лекарств определенных групп, продуктов детского питания отечественного производства. Происходит перераспределение денежных доходов части населения для формирования фондов социального назначения.

Отклоняясь от стоимости, цена помогает перераспределять национальный доход. С помощью этой функции происходит взаимоувязка доходов производителя и потребителя. Если цена на товар устанавливается выше его стоимости, часть ее перераспределяется в пользу продавца. Значит потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец имеет увеличенные доходы. Это происходит путем установления акцизов на престижные товары определенной группы и других налоговых платежей, которые направляются в общегосударственный и местный бюджеты, отмены НДС на социально значимую продукцию (товары, услуги).

Как средство перераспределения эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Изменение цен затрагивает все слои общества. Если, например, ставится задача поднять жизненный уровень определенного слоя населения, то используют финансово-кредитную систему, варьируя денежными доходами населения или ставками налогов. Благодаря налоговым поступлениям в государственный бюджет обеспечивается перераспределение доходов в региональном аспекте. Так, за счет поступления бюджетных средств дотируется развитие Волынской, Тернопольской и других областей.

Перераспределение доходов осуществляется также путем установления разных видов цен на одну и ту же продукцию для разных потребителей. Например, тарифы на электроэнергию для населения ниже, чем для предприятий.

Регулирующая функция цены выражается в балансировании спроса и предложения. Через цену осуществляется связь между производителем и потребителем, предложением и спросом. Цена свидетельствует о диспропорциях в производстве и обращении. Их равновесие может быть достигнуто или путем изменения объема производства или посредством изменения цены. По каждому товару цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень цен, предлагаемых на рынке товаров предопределяет уровень прибыли. Чем выше цена, тем быстрее растет на рынке предложение и наоборот. Уравновешивающуюся функцию между спросом и предложением выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, ограничивая предложения.

Таким образом, цена, стимулируя производство при дефиците продукции и сдерживая его при излишке товаров, обеспечивает динамический баланс между спросом и предложением.

По мере становления рыночных отношений данная функция цены будет основной при формировании цен на товары.

Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью цен осуществляется перераспределение капитала в пользу тех секторов, областей или производств, которые имеют высшую норму прибыли. Такой перелив капитала предприятия осуществляют самостоятельно под влиянием рыночных факторов с целью еще большего получения доли прибыли.

Все функции цены тесно взаимосвязаны между собой и могут вступать в противоречия. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансированности спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Функция цены как средства рационального размещения производства тесно взаимодействует с распределительной функцией, а вместе они через перераспределение средств оказывают содействие развитию высокодоходных сфер экономики, где существует повышенный спрос на товары и услуги.

Учетная функция цены вступает в противоречия почти со всеми функциями, поскольку в рыночных условиях под воздействием многих факторов цена часто значительно отклоняется от затрат по производству и реализации продукции (товаров, услуг).

Лекция 2. СИСТЕМА ЦЕН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В данной теме рассматриваются следующие вопросы:

Наши рекомендации