Современные способы активизации обучения на примере 1 метода интерактивного обучения
В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. Сейчас уже очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми. Из всего многообразия подходов и методов активизации обучения рассмотрим метод интерактивного обучения.
В психологии, интеракция – способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Интерактивное обучение – способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действие коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосфера делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах.
И.О. предполагает отличное от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.
Большинство ученых данный вид обучения характеризуют следующими чертами: во-первых, это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно); во-вторых, это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения; в-третьих, это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.
Принципы, формы и методы и.о.
1) диалогическое взаимодействие
2) работа в малых группах
3) игры и тренинги
4) тренинговая организация обучения
При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источника информацией. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.
Метод обучения – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи.
К формам и методам интерактивного обучения м.б. отнесены: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», ролевые игры, тренинги, кейс-метод, и др.
Формы и методы можно разделить на:
- дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики),
- игровые (дидактические и творческие игры, ролевые игры)
- тренинговые формы проведения занятий, которые могут в себя включать дискуссионные и игровые методы обучения.
Интерактивные методы об-я, по своей сути, это методы, позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение учащихся в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.
Ролевая игра как игровой метод характеризуется наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками для ее решения. Ролевая игра – это процесс, в котором участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Ролевая игра – это эффективная отработка, «репетиция» вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара.
Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. Роль и ее принятие являются важнейшими составляющими ролевой игры. Исполнение роли представляет собой точное, буквальное воспроизведение деятельности другого человека. Отличительным признаком ролевой игры от деловой является отсутствие системы оценивания по ходу игры. Руководитель ролевой игры не является непосредственным ее участником. Он – лицо «за кадром», задача которого состоит в создании и поддерживании условий, имитирующие объективную реальность с помощью персонажей, декораций, газетных публикаций, писем и др. Ролевые игры непрерывны. Это означает, что игра не прерывается для обсуждения. Здесь нет процедурных средств, воздействующих на игроков, таких как мнение экспертов, ведущего. Это обеспечивает естественность и максимальную погруженность игроков в игровой процесс. Подготовка и проведение ролевой игры. Ведущему необходимо учитывать принципы: 1. Игра должна быть значимой для участников. 2. Ситуации должны быть такими, которые можно решить в рамках занятия. 3. Важен правильный подбор лиц, которые принимают участие в игре.
Механизм проведения ролевой игры. 1. Сообщается тема, обозначается игровая ситуация. 2. Дается инструкция о ходе игры. Необходимо убедиться, что все понимают ее правильно. 3. Распределяются роли. 4. Еще раз формулируется проблема, которую надо решить. 5. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений, фиксируется реакция каждого из участников.
Обобщая материал, можно выделить следующие обязательные условия организации интерактивного обучения:
·доверительные, по крайней мере, позитивные, отношения между учителем и обучающимися;
·демократический стиль;
·сотрудничество в процессе общения учителя и обучающихся, обучающихся между собой;
·опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
·многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
·включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обуч-ся.
Таким образом, интерактивное обучение позволяет реализовать субъектно-субъектный подход в организации учебных взаимодействий и способствует формированию активно-познавательную позицию учащихся, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного образовательного процесса.
Понятийный аппарат профессиональной педагогики: профессиональное образование, профессиональная подготовка, уровни усвоения учебной деятельности, цель и качество профессионального образования.
Проф обр – процесс и (или) результат проф-го становления и развития личности, сопров-ся овладением заранее установленными ЗУН по конк-й спец-ти или профес. Уровни проф обр-я (начальное, допол-е и т.д.). Есть и теория и практика.
Проф подготовка – в шир смысле-организация обучения проф-х кадров различной формы обучения проф-го обр-я; в уз-ускорен-я форма приоб-я проф-х навыков не сопровождающаяся повышением обр-го уровня. Только практика (курсы)
Уровни усвоения деят-ти : Важнейшей задачей учебной деятельности выступает освоение знаний и способов действия. Освоение – слияние нового опыта с прежним, превращение накопленного социального опыта в достояние личности. Процесс усвоения представляет собой определенную последовательность шагов.В.П.Беспалько выдел-ет 4 уровня усвоения мат-ла:
1)Уровень узнавания или знакомства
2)Запоминания или воспроизведение. Репродукт. действие путём сам-го воспроизв-е по памяти инф-ции или решение типовой задачи.
3)Эвристический уровень. Учащиеся вып-ют действия, методика освоения в ходе обучения, но содер-е и усл. вып-я действий отличается от, тех которые имели место.
Цель проф обр-я:
1.Формир-е ЗУН на опр. уровне усвоения уст. ГОСТами.
2.Форм-е проф качеств.
Качество проф обр-я - в шир. см. опред-ся тем, на сколько оно соот-ет текущим и перспек-м задачам социал-эконом развития общ-ва, т.е. на сколько оно удовлетворяет запросам отдел. личности и общ. в целом. Госстандарты должны служить соц-й гарантией членам общества, их конкуренто-способ-ти на отечественном рынке с одн. стороны и удов-ть их проф потреб-м с др. стороны. Степень соот-я фактического овлад. учащимся ЗУН и проф-ми качествами требованиям Госстандарта.